ЕГЭ: задание 21 – задание
повышенной сложности
Суязова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Как научить не ошибаться?
Повторить правила, составив схемы или
таблицы
Проводить тренинг на каждом уроке
Разнообразить задания тренинга
На первом этапе отрабатывать только
один знак препинания
Выяснив «западающие» темы, обратить
на них особое внимание
«Западающие» темы при постановке тире
- Тире при приложении
- Тире при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола
- Тире при подлежащем и сказуемом
- Распределение по группам (без лишних предложений).
- Распределение по группам (с лишними предложениями).
- Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания
- Выполнение заданий на соответствие.
- Выполнение реального задания 21.
Как отрабатываем?
Распределение по группам (без лишних предложений)
Распределите предложения с тире в три группы:
группа 1 – тире при приложении ;
группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном н.ф.гл .
группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым .
(1) Двадцать лет – хорошая вещь. (2) Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки. (3) На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал. (4) Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. (5) Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить. (7) Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития РФ. (8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня. (9) С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию.
Распределение по группам (с лишними предложениями)
Распределите предложения с тире в три группы:
группа 1 – тире при приложении ;
группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. гл .
группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым .
1) Я был озлоблен – он угрюм. (2) Говорить с ним – только слова тратить.(3) Жить – Родине служить. (4) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (5) Он сделал всего тридцать – сорок шагов, свернул вправо и остановился. (6) Он сделал всего тридцать – сорок шагов, свернул вправо и остановился. (7) Мой возница Лизар – молчаливый, низенький старик – втягивал голову в плечи, дёргал локтями. (8) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом. (9) Самым же лучшим показался Сивооку Ярило – щедрый бог плодородия. (10) Мы все одержимы одной страстью — сопротивляться. (11) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить.
Задание на соответствие
Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
предложения
Объяснение постановки знака препинания
А) «Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. – С детства люблю ходить в гости».
1)Тире ставится между подлежащим и сказуемым, т.к. оба члена предложения.
Б) Говорящие фамилии – это классицистический приём, благодаря которому автор даёт героям меткую характеристику.
2) Тире ставится при вводной (вставной) конструкции, дополняющей или поясняющей основное предложение.
В) Она не знает, что это за чувство — ревность.
3) Тире ставится при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола
Г) Выскочила я на минуточку на улицу — тут у нас в нашем же доме под низом кондитерская — взяла десять штучек песочного пирожного и прихожу…
4) Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения
Д) Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
5) Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления
6) Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения
7) Тире отделяет слова автора от прямой речи.
8)Тире ставится при приложении, если оно не распространено и находится в конце предложения
9)Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первая часть предложения содержит условие.
Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания
Предложения
Объяснение постановки знака препинания
1) Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ).
2) Я умираю – мне не к чему лгать.
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ).
3) Писать о лесах – любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность.
Тире между подлежащим и сказуемым.
4) Я люблю свою сестру - малышку.
Тире при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола
Выберите правильное обоснование постановки знака препинания
Предложения
Правильное и неправильное объяснение постановки знака препинания
А) Дивизия выступит с задачей – занять высоту на правобережье Днепра.
1) тире ставится при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. гл.
2) тире ставится между подлежащим и сказуемым
Б) В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.
1) тире в неполном предложении
2) тире при приложении
В) Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!»
1) двоеточие в бессоюзном сложном предложении
2) двоеточие при прямой речи после слов автора
Г) В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы.
1) двоеточие при обобщающем слове
2) двоеточие при прямой речи после слов автора
ЕГЭ: задание 21 (набор предложений)
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений .
(1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. (2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. (3) На приволье: в поле, в лесу, или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. (4) «Внимание!» - негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. (5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. (6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. (7) Но это «почти» - десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.
ЕГЭ: задание 21 (связный текст)
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений .
(1)Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн. лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (6)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное! (8)Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 000 км2.
ЭТО НУЖНО!
НЕ ЗНАЮ, ПРИГОДИТСЯ ЛИ!?
НАДО ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ …
РЕФЛЕКСИЯ
ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ!
СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ