СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 24. С ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 24. С ответами

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 24. С ответами»

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



Прочитайте текст и выполните задания 1-3



Высокооплачиваемые профессии всегда притягивали людей. Получать хороший, стабильный доход, пользоваться уважением в обществе, работать с удовольствием – мечта многих. И она вполне реальна, если, конечно, правильно выбрать путь и двигаться по нему, невзирая ни на какие препятствия.

Дело за малым – определиться с профессией. И тут нужно учитывать не только желаемый уровень дохода, но и свои психофизиологические возможности. К счастью, высокооплачиваемых специальностей сегодня не так уж мало, причём самых разных направлений.

В «Большом энциклопедическом словаре» профессия определяется как вид трудовой деятельности, для которого нужна определённая подготовка и компетенции и который является основным источником дохода. (...) хочется, чтобы профессия, даже высокооплачиваемая, не только приносила деньги, но и вдохновляла. Тогда доход будет сочетаться с удовольствием. (По материалам Интернета)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Синтаксис текста представлен простыми и сложными предложениями.

2) В приведённом тексте можно встретить фразеологизм (дело за малым), вводные слова (к счастью, конечно).

3) Ведущий тип речи приведённого текста – повествование. Автор рассказывает, как правильно выбрать профессию.

4) Чтобы показать, насколько важен выбор профессии, автор текста использует риторические восклицания и обращения к читателям.

5) В последнем абзаце текста автор даёт точное определение, что такое профессия, приводя авторитетный источник.

Ответ: __________________________.

2.Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.


Ответ: __________________________.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТАТЬ, выделенного в первом абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТАТЬ, -аю, -аешь; несов.

1) Трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе. Р. у станка. Весь день р. над книгой. Машина работает. Завод работает. Магазин работает без перерыва. Не мешайте р. Р. мышц.

2) Иметь где-н. какое-н. постоянное занятие, должность, служить. Р. на заводе, в институте, в театре. Р. слесарем.

3) на кого-что. Действовать в чьих-л. интересах. Р. на тайную полицию. Р. на конкурентов

4) чем. Управлять чем-н. Р. рычагом. Р. локтями (перен. проталкиваться, распихивая других; разг.). Ответ: __________________________.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

надЕленный

понЯв

надОлго

укрепИт

тОрты

Ответ: __________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.



Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации – коммуникативный̆ менеджмент.

Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый̆ блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

В Красноярске впервые состоялся международный̆ конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна-2012».

Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный̆и СКРЫТНЫЙ зверь.

ВЕЛИКОЕ дело – поддержка друзей̆в трудную минуту!

Ответ: __________________________.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Вика мечтала работать в лицее, где когда-то училась, поэтому, как только появилась свободная вакансия, девушка тут же отправила своё резюме.

Ответ: __________________________.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕДЬ быстрее

на ширине ПЛЕЧ

молодые ИНЖЕНЕРЫ

свыше ТРЕХ тысяч человек

самый̆ ВАЖНЫЙ день

Ответ: __________________________.

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение видовременной̆ соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Стремясь получить профессию архитектора, художественная школа была окончена Машей с отличием.

2) Родители любили и гордились сыном, который стал знаменитым композитором.

3) Будучи студентом консерватории, Коля играл в студенческом ансамбле.

4) Ребята успешно сдали ЕГЭ и с волнением ждали зачисления в вузы.

5) В монографии «Опытах со словом» известный филолог рассказывает о заимствованиях.

6) Те, кто читал критическую статью Н. А.

Добролюбова, знакомы с его оценкой̆ «тёмного царства».

7) Написанная дипломная работа Олей была успешно защищена перед комиссией.

8) Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолели расстояния до 1500 километров.

9) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева – произведение энциклопедического характера, проникнутое необычайной̆ поэзией̆.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.


1) авангардный, зарница, утилизовать

2) баллон, возлагать, президент

3) жестикулировать, травянистый, разбавлять

4) редчайший, заблистать, коснуться

5) болевой, роскошный, седина

Ответ: __________________________.

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) пр..нарядиться, пр..бавить, пр..шелец

2) бе..дыханный, ни..провержение, ра..чёт

3) воз..меть, сверх..зысканно, пред..юньский

4) на..кусить, о..дать, по..твердить

5) п..дпустить, не..хватный, в..зместить

Ответ: __________________________.

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) проста..вая, доверч..вый

2) перешаг..вающий, кресл..це

3) завистл..вый, взрывч..тые (вещества)

4) глянц..вый, недоум..вать

5) еж..вые (рукавицы), смещ..нный (вправо)

Ответ: __________________________.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) дыш..шь, обид..вший

2) пол..шь, вид..мый

3) реж..шь, прикле..вший

4) дремл..шь, приемл..мый

5) вылет..т, высп..шься

Ответ: __________________________.

13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Финал рассказа выглядит как возвращение к (НЕ)РЕШЁННЫМ героем вопросам.

(НЕ)ОЖИДАННО над городом вспыхнула радуга.

Однако выстрел (НЕ)ПРОИЗВЕДЁН.

Говорил Пётр Иванович (НЕ)ГРОМКО, а тихо.

Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

Ответ: __________________________.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Больные ждут этих лекарств, (ПО)ЭТОМУ нужно работать как никогда быстро, собранно, ЧТО(БЫ) нам ни мешало.

Вдруг Германну показалось, что в спальне (КАК)БУДТО ТО(ЖЕ) засмеялись и шепчутся.

Младший сын, гимназист, не понимал, (ЗА)ЧЕМ родителям понадобилось, ЧТО(БЫ) он знал греческий язык.

Убеждение человека должно быть дорого (ПО)ТОМУ только, что оно истинно, но истинность иногда приходится доказывать (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ) ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

Ответ: __________________________.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Учё(1)ый секретарь положил на письме(2)ый стол, покрытый полотня(3)ой скатертью, кожа(4)ую папку, взглянул на сосредоточе(5)ое лицо декана и медле(6)о вышел из его кабинета.

Ответ: __________________________.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1) Всё это нравилось Натке: и людской поток и пыльные жёлтые автобусы и звенящие трамваи.

2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

3) Во время учёбы в университете Петя успевал и постигать новые предметы и заниматься спортом.

4) В тот год обучение было дистанционным и девятиклассники не сдавали ОГЭ.

5) Накануне экзаменов подруги не только много занимались но и готовились к празднику Последнего звонка.

Ответ: __________________________.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Артём и Кирилл (1) нарядившись в праздничные костюмы (2) торопились на (3) торжественное вручение (4) дипломов. Особенно волновался Кирилл (5) окончивший университет на одни пятёрки.

Ответ: __________________________.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А мы с тобой (1) брат (2) из пехоты. А летом лучше, чем зимой. С войной покончили (3) мы (4) счёты, бери шинель, пошли домой. Война (5) нас гнула и косила, пришёл конец и ей самой. Четыре года мать без сына, бери шинель, пошли домой. К золе и пеплу наших улиц опять, опять (6) товарищ мой (7) скворцы пропавшие вернулись, бери шинель, пошли домой. А ты с закрытыми очами спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай (8) однополчанин (9) бери шинель, пошли домой. (Булат Окуджава)

Ответ: __________________________.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Девушка подала документы в институт культуры (1) история (2) которого (3) началась ещё в XIX веке (4) и с волнением ждала окончания приёмной кампании (5) потому что конкурс был очень высоким.

Ответ: __________________________.

20.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Виталине было необходимо написать мотивационное письмо (1) и (2) когда она перечисляла свои достижения (3) их оказалось так много (4) что только перечисление всех олимпиад заняло две страницы.

Ответ: ___________________________.

21.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Осенью 1898 года А.П. Чехов поселился в Ялте. (2)В конце октября он купил участок на окраине города, в деревне Верхняя Аутка. (3)Здесь писатель построил для своей семьи «новое гнездо»: дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. (4)Именно здесь, на «белой даче», написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений. (5)В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений. (6)После кончины писателя М.П. Чехова часто зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт. (7)Дом содержался на её личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.



(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века, – первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2) У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации – знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие. (По И. Маслову*) *Илья Александрович Маслов (1935-2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Для современной̆молодёжи важнее сделать карьеру, чем выйти замуж или жениться.

2) Нынешние подростки хуже своих предшественников.

3) Современные подростки активны, но не желают отдавать или делать чтолибо просто так.

4) Подростки спешат побыстрее вырасти, чтобы свободно распоряжаться деньгами.

5) Нынешние подростки считают главным построение семьи.

Ответ: __________________________.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 14-15 представлено рассуждение.

3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в предложении 16.

4) Предложения 21-23 содержат повествование.

5) Ведущий̆ тип речи в тексте – повествование.

Ответ: __________________________.

24.Из предложений 24-27 выпишите антонимы.

Ответ: __________________________.

25.Среди предложений 18-23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

26. «Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой̆ приём, как (А)_______ (предложения 4-5), и синтаксическое средство выразительности – (Б)______(предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства: (В)_______ («просто так» в предложении 4) и (Г)_____(«установка», «потребности», «потребление» и др.)».

Список терминов:

1)риторическое обращение 2) общественно-политическая лексика 3) синонимы 4) парцелляция 5) ряды однородных членов 6) цитирование 7) фразеологизм 8) гипербола 9) анафора

  1. Ответ:

А

Б

В

Г







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задани



Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

задания

Ответ

1

125

2

НО/ОДНАКО

3

1

4

НАДЕЛЁННЫЙ

5

ОСВОИТЬ

6

СВОБОДНАЯ

7

ПОЕЗЖАЙ

8

85217

9

35 любая последовательность этих цифр

10

15 любая последовательность этих цифр

11

124 любая последовательность этих цифр

12

45 любая последовательность этих цифр

13

НЕОЖИДАННО

14

Зачемчтобы чтобызачем

15

256 любая последовательность этих цифр

16

35 53

17

125 любая последовательность этих цифр

18

126789 любая последовательность этих цифр

19

145 любая последовательность этих цифр

20

1234 любая последовательность этих цифр

21

456 любая последовательность этих цифр

ИЛИ

36 63

ИЛИ

57 75

22

134 любая последовательность этих цифр

23

23 32

24

ЛУЧШЕХУЖЕ

25

22

26

4572


Часть 2

Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Взаимоотношения между поколениями.

1. Каждое поколение отличается от предыдущего, оно просто другое, не хуже и не лучше.

2. Потребительское отношение к жизни.

2. Представители нынешнего поколения не способны делать что-то просто так, по велению души.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!