СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тест №7

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык.  Тест №7

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тест №7»

7 Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной - другое дело! Куда ни глянешь - море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц - счету нет! Так и заливаются на разные лады. в небе - ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца - бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье - настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю.


1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска в 13 предложении текста. Запишите этот союз.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РЯБИТЬ. Что. Делать рябым, негладким. Ветерок рябит водную гладь.

2) МОРЕ. Перен., кого – чего. Большое количество кого-чего-н. М. огней. М. слов.

3) ПЫШНЫЙ. Роскошный, великолепный. П. дворец. П. приём. П. слова.

4) КАЮК. Прост. Конец, гибель. - Спрятаться мне некуда. А если бы и было куда, - нельзя. Сразу все поймут, и тебе - каюк, а с тобой и другим. Фадеев. «Молодая гвардия».

5) СТРАСТЬ. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что-то.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Отглагольные существительные широко используются как термины в языке науки и техники.

2) Текст содержит лексику с ярко выраженной стилистической окраской. К данной группе относятся разговорные и просторечные слова (бух, каюк, шныряют, страсть)

3) Научные произведения требуют логичности в изложении. Поэтому в данном тексте преобладают интеллектуальные элементы языка: научная и техническая терминология.

4) Требование точности, стремление избежать неверных толкований текста приводит к тому, что в официально-деловой речи особую роль играют имена существительные (красота, море, цветы, птицы, небо и т.д.)

5) Текст относится к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный характер общения.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов

1) диспансЕр 2) мозаИчный 3) послалА 4) прозОрливый 5) сирОты


5. Подберите к НЕВЕРНО употреблённому выделенному слову пароним. Запишите его.

Иванов, БЫВШИЙ директор завода, вышел на пенсию.

Проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, - это просто бесконечные ВЫЗОВЫ, проверка его на прочность.

Докладчик ДОПОЛНИЛ своё высказывание новыми сведениями.

Ребята подняли со дна озера старый ГЛИНИСТЫЙ кувшин.

Мы попали в очень ДРУЖНЫЙ класс.


6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово.

В конце года принято подводить финальные итоги своих достижений, ставить новые цели, хвалить себя за сделанное и анализировать допущенные ошибки, промахи.


7. В каком слове есть ошибка в образовании формы слова? Запишите слово правильно.

нет ДЕВЯНОСТА билетов ПОЕЗЖАЙ в город по ОБОИМ сторонам 

в ШЕСТИСТАХ песнях нет ДЖИНСОВ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

А. неправильное употребление предложения с несогласованным приложением

Б. ошибка в употреблении имени существительного с предлогом

В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. нарушение связи между подлежащим и сказуемым


1) Благодаря прозорливости и дальновидности Ксюша в скором времени стала президентом компании.

2) Тот, кто ушли пить кофе, не услышал интересную историю, рассказанную секретарём Михаилом.

3) Высота монумента «Рабочий и колхозница» составляет 25 метров, а общий вес – около 185 тонн.

4) В произведении А. С. Пушкина «Барышне-крестьянке» рассказана трогательная история любви.

5) Участники книжного клуба на встрече читали и восхищались новым произведением молодого автора – повестью «Придуманные истории».

6) Обычная поездка за город может стать не только увлекательным путешествием, но и началом нового этапа в жизни.

7) Увлечённые люди своей профессией вызывают чувство благоговения и уважения у окружающих.

8) Дети, катающиеся с ледяной горки, радостно визжали от восторга.

9) По завершению конференции участники собрались в холле бизнесцентра, чтобы обменяться впечатлениями.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) в..теран, совр..менный, бл..стящий

2) дек..рированный, пл..вец, прер..гатива

3) сж..мать, просв..щение, г..рой

4) подл..котник, прор..сли, ут..пический

5) подн..мать, заж..гательный, т..ория


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.

1) пр..образование, пр..пятствие, (знаки) пр..пинания

2) на..треснутый. по..откнуть (одеяло), о..деление

3) вз..грать, под..тожить, с..змала

4) обез..янничать, зав..южило, под..ячий

5) пре..ставление, о..жаться, по..толкнуть


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.

1) дол..вое, фасол..вый 2) прицел..ваться, затм..вать

3) милост..во, опасл..во 4) недогадл..вый, запечатл..вать

5) коч..вать, потч..вать


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.

1) улыба..шься, законч..нный 2) бор..шься, увид..л

3) несконча..мый, покорм..шь 4) зала..вший, посе..нный

5) упорядоч..нный, пристро..шь


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он (НЕ)ДОЛЖЕН был так говорить.

Это было (НЕ)ЗОЛОТОЕ кольцо, а символ новой жизни.

(НЕ)УЛИТКА ли приползла к нам на крыльцо?

Улитка, можешь (НЕ)ТОРОПИТЬСЯ, взбираясь на вершину Фудзи.

На мольберте был закреплён (НЕ)ЗАКОНЧЕННЫЙ портрет моего друга.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей поездки море было неспокойно, (ПО)ЭТОМУ мы не сомкнули глаз в ту ночь.

(С)НАЧАЛА пёс бежал (В)ПЕРЕДИ нас, но потом отвлёкся на пролетавших мимо птиц и чуть отстал.

(ПРИ)ТОМ споре друзей присутствовали многие, но (В)СКОРЕ все поняли, кто оказался прав.

Димка тщательно наступал (В)СЛЕД идущего перед ним отца, и (ОТ)ЭТОГО шёл медленнее обычного.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ Павел очень сожалел о сказанном, (ЗА)ТЕМ памятным ужином

было сделано много глупостей.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке

возрастания.

Совреме(1)ый человек, и особе(2)о мыслящий, думающий о смысле собстве(3)ого предназначения должен быть склонен к постоя(4)ому самоанализу, выискиванию причи(5)о-следственной связи между сказа(6)ым и сдела(7)ым им.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Птицы за окном то радостно щебетали то носились гурьбой над деревьями.

2) Гориллы являются не только кровными родственниками человека но и самыми умными из животных они легко поддаются дрессировке.

3) Ни чтение любимой книги ни горячий свежезаваренный травяной чай не могли успокоить девушку.

4) В повести рассказывается и о внезапном увлечении героя садоводством и о его страсти к животноводству.

5) На скамейке и на дорожке лежали опавшие жёлтые и красные листья клёна и каштана.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Всматриваясь (1) в полотно (2) написанное рукою большого мастера (3) мы невольно проникали во внутренний мир художника (4) творившего в эпоху Ренессанса.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Небо (1) казалось (2) сотворённым из сизых туч. «Похоже (3) в скором времени пойдёт сильный дождь. Надо торопиться (4) ребята», - озабоченно проговорил проводник.


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мне приснился сон(1) которого я никогда не мог позабыть(2) и (3) в котором до сих пор(4) вижу нечто пророческое(5) когда сопоставляю с ним(6) странные обстоятельства моей жизни.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Услышанная мелодия напомнила ему о многом (1) и (2) хотя звуки скрипки уже смолкли (3) стало понятно (4) что он так и не смог забыть ту поездку в Ярославль (5) и (6) всё ещё тоскует по тем временам.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47 – этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. (2)Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 года. (3)С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома. (4)Более того, теперь вернулось и прежнее,

«набоковское» название улицы, которая долгое время называлась улицей Герцена. (5)В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома – своей семьи. (6)Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». (7)И понимать это можно буквально: Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года. (8) И хотя за эти годы многое в доме оказалось утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу того неповторимого дома, где вырос писатель и который знаком нам и по автобиографии и по другим произведениям Набокова («Машенька», «Защита Лужина» и др.), на страницах которых оживает особняк на Большой Морской.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок. (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего. (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере. (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям. (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов? (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемно-гу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за 10 лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм. (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго. (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел. (21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием. (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален. (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда. (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.

(по А. С. Грину)

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Скоков вносил деньги на счёт банка в течение девяти лет.

2) В ресторане Скоков заказал мясное, рыбу и сладкое, но съесть не смог.

3) Наутро после «репетиции» герой горько заплакал, так как ему стало жаль прожитых лет, когда он отказывал себе во всём.

4) Скоков обделял себя во всём десять лет, жил впроголодь, чтобы накопить деньги.

5) Для «репетиции» герой взял десять рублей и отправился в ресторан.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 22-25 представлено описание.

2) В предложении 31 выражена основная мысль текста.

3) Предложение 33 объясняет, раскрывает смысл предложения 32.

4) В предложении 16 содержится ответ на вопросы, заданные в предложениях 13-15.

5) В предложениях 2-5 представлено рассуждение


24. Из предложений 1-2 выпишите слово, имеющее значение «ничем не примечательный, посредственный, обыкновенный».


25. Среди предложений 27-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи частицы и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «А. Грин в рассказе «Каждый сам миллионер» поднимает тему истинных и ложных ценностей, используя такие средства выразительности, как _____ (А) (например, «сказочный день» в предложении 4, «поразительный, волшебный вкус мяса» в предложении 29) и ______ (Б) («обаяние десерта» в предложении 29, «душа … встрепенулась» в предложении 18). Передавая эмоциональное состояние Скокова, автор использует также синтаксические средства: ______(В) (предложения 10, 11, 20) и _____(Г) (предложения 13, 14, 15)».


Список терминов:

1) метафора

2) ряды однородных членов

3) лексический повтор

4) сравнительный оборот

5) метонимия

6) риторический вопрос

7) литота

8) безличные предложения

9) эпитет


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 а

2 24

3 25

4 125

5 ГЛИНЯНЫЙ

6 ФИНАЛЬНЫЕ

7 обеим

8 49752

9 124

10 134 любая последовательность этих цифр

11 135 любая последовательность этих цифр

12 124 любая последовательность этих цифр

13 НЕЗАКОНЧЕННЫЙ

14 СНАЧАЛАВПЕРЕДИВПЕРЕДИСНАЧАЛА

15 1234567 любая последовательность этих цифр

16 134

17 234любая последовательность этих цифр

18 34 43

19 15

20 1234 любая последовательность этих цифр

21 12458 любая последовательность этих цифр ИЛИ 2552 ИЛИ 4884

22 345 любая последовательность этих цифр

23 35 53

24 ЗАУРЯДНЫЙ

25 30

26 9126


Примерный круг проблем Авторская позиция


1. Проблема истинных и ложных ценностей в жизни.

1. Автор убежден, что истинные ценности жизни – проживать каждый миг полноценно, не откладывая на «потом».


2. Проблема поиска смысла жизни.

2. Автор сочувствует герою, который понял тщетность своей мечты.


3. Важность осознания ошибочности жизненного пути.

3. У автора вызывает сочувствие герой, потому что Скоков осознал, насколько ничтожны были десять лет жизни, прожитые впустую, в отказе от простых радостей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!