СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест №5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №5.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №5»

(1) Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе, обосновывая это личными мотивами. (2) Он полагал, что труд писателя – сугубо личное дело, свои мысли литератор должен выражать (...) с помощью печатного слова. (3) А знаки отличия налагают ответственность по отношению к организации, которая выдала премию.


1. В каких вариантах верно передана ГЛАВНАЯ информация текста?

1) Писатель Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе.

2) В связи с ответственностью, которая неизбежна, по мысли Сартра, он отказался от Нобелевской премии.

3) Писатель должен выражать свои мысли только с помощью печатного слова.

4) Личные мотивы побудили Сартра принять Нобелевскую премию по литературе.

5) Ответственность перед организацией, выдвинувшей писателя на получение Нобелевской премии, стала причиной отказа Сартра.


2. Подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во 2 предложении.

3. В каком значении слово ТРУД использовано во 2 предложении?

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд.

2) Работа, занятие. Тяжелый труд. Дневные труды. Заплатить за труды.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. С трудом уговорил кого-н.

4) Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда.


4. Выпишите слово, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный.

Отрочество портфЕль срЕдства стОляр тОрты

5. Исправьте ошибку, подобрав правильный пароним.

Премию Оскар, по мнению многих, Леонардо ДиКаприо получил ЗАСЛУЖЕННО.

В КОМПАНИИ по защите редких видов животных принимали участие жители нашей улицы.

Каждая девушка убеждена, что ей нечего НАДЕТЬ.

Отец купил Тимофею БОЛОТНЫЕ сапоги.

Войдя в автобус, Коля незамедлительно ОПЛАТИЛ проезд.

6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Оля поступила на бюджет в университет, и душа её наполнилась таким восторгом, что казалось, будто девушка на восьмом небе от счастья, даже посторонние люди замечали необычайное сияние её глаз.


7. Выпишите в исправленном виде слово, в котором допущена ошибка в образовании формы.

более ЛАСКОВЫЙ котёнок красивые БРЕЛОКИ с ДЕВЯНОСТАМИ рублями

шёлковым ТЮЛЕМ заключить ДОГОВОРЫ

8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А. Неправильное употребление видо - временной соотнесённости глагольных форм

Б. Нарушение в построении предл. с ДО В. Нарушение в построении предл. с ПО

Г. Ошибка в построении предложения с косвенной речью

Д. Нарушение построения предложения с однородными членами

1) Пройдя мимо скамьи, иностранцем были замечены редактор и поэт.

2) Берлиоз хотел доказать поэту, что Иисуса как личности вовсе не существовало на свете.

3) Приходится признать, что ни одна из сводок, описываемая иностранца, никуда не годится.

4) Бездомный подумал, что «где он так наловчился говорить по-русски».

5) Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.

6) Незнакомец не только рассказывал о своем знакомстве с Понтием Пилатом, но и с Кантом.

7) Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

8) «Я вообще не понимаю, как он попал в директора», - гнусавил рыжий.

9) На Степу незнакомец поглядел дикими глазами и перестает плевать.

9. В каких вариантах во всех словах безударная чередующаяся гласная корня?

1) (траву) ск..сили, б..реговой, г..ревать 3) бл..стеть, выд..рать, пром..кать

2) заст..лить (покрывалом), выск..чка, жук-пл..вунец

4) д..ректор, зан..маться, соб..рать 5) зам..реть, водор..сли, с..бака

10. В каких вариантах во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..дираться, пр..пятствие, пр..косновение 2) с..едобный, обез..яний, зав..южило

3) во..пылать, бе..человечный, ра..сыпать 4) по..прыгнуть, на..пись, по..тянуться

5) воз..меть (действие), под..грать, роз..грыш

11. В каких вариантах в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) улыбч..вый, усидч..вый 2) претерп..вать, повел..вать

3) милост..вый, юрод..вый 4) бараш..к, колокольч..к 5) стаж..р, ухаж..р

12. В каких вариантах в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) (лист) колыш..тся, (он) бре..тся 3) раста..вший, стрел..ный (воробей)

2) прикле..вший, выгор..вший 4) подстел..шь, выгон..шь 5) выдерж..шь, (он) ла..т

13. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО?

Боюсь, что никто (НЕ)МОЖЕТ подтвердить, что это происходило на самом деле.

Откинувшись на спинку скамьи, он замигал Бездомному - (НЕ)ПРОТИВОРЕЧЬ!

Рука его скользнула и сорвалась, нога (НЕ)УДЕРЖИМО, как по льду, поехала по булыжнику.

Теперь регент нацепил себе на нос вовсе (НЕ)НУЖНОЕ пенсне.

Иван Николаевич (НЕ)РАСТЕРЯЛСЯ в незнакомой обстановке.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Выпишите их.

Однако повезло не ТАК(УЖ), КАК(БЫ) нужно было.

(НИ)ЧЕГО нет удивительного в таком ХОТЯ(БЫ) разговоре.

Он (НИ)КУДА не мог позвонить, и (НА)ПРАСНО возмущались и кричали.

И ЖИЛ(БЫ) ресторан до закрытия, ТО(ЕСТЬ) до четырех часов утра.

(ВО)ВТОРЫХ санях, так же, как и (В)ПЕРВЫХ, лежали раненые.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В каме(1)ых стенах, будто бы изъеде(2)ых веками и сыростью, были выдолбле(3)ы округлые

кабинки с красным кожа(4)ым покрытием.

16. В каких двух предложениях нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Тут ополоумевший швейцар услышал уханье бой посуды и крики.

2) Шприц блеснул в руках у врача и женщина вцепилась в руку с неженской силой.

3) В течение года заведующий успел организовать кружок по изучению Лермонтова и многие уже успели записаться.

4) На тихий и жалобный крик прибежала Ксения Никитишна и совершенно его успокоила.

5) Муж ее был молод красив добр честен и обожал свою жену.


17. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Дойдя до Пятой авеню (1) он принялся рассматривать витрины магазинов; ему нравились

товары (2) сделанные людьми (3) и (4) предназначенные для людей.

18. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Дождь (1) однако (2) не спешил заканчиваться. По-видимому (3) поездку в пещеры придётся отложить до лучших времён.


19. На месте каких цифр должны стоять запятые?

На лице Дагни (1) в кабинет (2) которого она так решительно вошла (3) не дрогнул ни один мускул.

20. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Об этом человеке часто говорили (1) и (2) если бы Локку довелось встретиться с ним (3) то он бы разом припомнил все истории (4) которые читал в разделе светской хроники (5) и (6) которые не вызывали у него особого доверия.


21. В каких предложениях запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом?

(1)Музей-заповедник «Куликово поле» расположен на месте Куликовского сражения 8.09 1380 г. и включает место битвы. (2)Куликово поле находится в Тульской области, занимая участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона при слиянии его с Непрядвой. (3) Подвиг русского народа нашел отражение в мемориальных храмах-памятниках и обелисках на Красном холме и в селе Монастырщино и, конечно, в экспозициях музея- заповедника. (4) Главное здание музея, построенное на поле сражения в 2015 г., представляет собой огромный холм-курган, что несет в себе традиции сакральных и мемориальных сооружений в России и по всему миру. (5) Проект нового музея разработан заслуженным архитектором России Гнедовским. (6)Главная особенность музейного комплек-са – объемно-пространственная структура здания, которая представляет собой 2 противопо-ставленных корпуса с единым путем подхода к ним. (7)Этот архитектурный облик является метафорой столкновения двух масс, двух объемов и полно отражает характер события, которому посвящен музей, – битве между ордами Мамая и полками Дмитрия Донского.


Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив ды-хание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далё-кой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становит-ся целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого че-ловека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле -вот удел человека. (10)А тут летать на само-лёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь

сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости!

(13)Жизнь - жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр,

закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным

поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)

Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполнен-ного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.

(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через 2 дня вер-нулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочув-ствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил

себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта – всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на ры-балку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вы-шине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взвол-нованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. (По С. Мизерову)

Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) - российский писатель, публицист.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) По пути в Оренбург Коле стало страшно, он испугался деревьев за окном поезда.

2) После возвращения из Оренбурга окружающие осуждали Колю.

3) У взрослого Коли есть жена и две дочки.

4) Коля не сожалел о том, что отказался от своей мечты стать лётчиком.

5) Коля вырос в глухой деревне, до ближайшей станции было более ста километров.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) В предл-х 29-30 представлено описание. 5) В предл-х 26-28 представлено рассуждение.

2) В предложениях 12-13 представлено повествование.

3) Содержание предложения 23 содержит ответ на вопросы, заданные в предл-х 21 и 22.

4) В предложении 20 представлено описание.

24. Из предложений 8-12 выпишите контекстные антонимы.

25. Среди предложений 5-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «В тексте Сергей Мизеров рассказывает историю Коли, мальчика, мечта которого требова-ла смелости и решительности. Устремления героя автор раскрывает при помощи таких средств выразительности, как (А) ___ («серебристые крылья», «упругий воздух» в предл. 15), а также (Б) ____ (предл-я 9-10). Передавая смятение чувств мальчика в переломный момент его жизни, автор использует такое средство, как (В) ____ (предл-я 18, 20). Горькие сожаления взрослого героя и его обыкновенную жизнь С. Мизеров подчеркивает с помощью (Г) ____ («речушка» в предл. 30, «разок» в предл. 31, «червячка» в предл. 32)».


Список терминов:

1) риторические вопросы 2) сравнительный оборот 3) лексический повтор

4) противопоставление 5) парцелляция 6) восклицательные предложения

7) эпитеты 8) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами 9) эпифора








Правильный ответ

1 2552

2 ТОЛЬКО, ЛИШЬ

3 2

4 СТОЛЯР

5 КАМПАНИИ

6 СЕДЬМОМ

7 ДЕВЯНОСТА

8 91346

9 2332

10 345любая последовательность этих цифр

11 1235 любая последовательность этих цифр

12 1331

13 НЕУДЕРЖИМО

14 НИКУДАНАПРАСНОНАПРАСНОНИКУДА

15 12 21

16 1221

17 1221

18 123 любая последовательность этих цифр

19 1331

20 134 любая последовательность этих цифр

21 467 любая последовательность этих цифр

22 35 53

23 4554

24 ЕЗДИТЬЛЕТАТЬЛЕТАТЬЕЗДИТЬ

25 10

26 7428

( проблема + позиц автора)

1. Предательство мечты. 1. Несмотря на сильное желание стать лётчиком, мальчик отказался от своей мечты из-за страха.

2. Проблема влияния общества на убеждения человека.

2. Никто из окружения героя не хотел летать, все устраивали свою жизнь предсказуемо, и Коля быстро отказался от своей мечты, стал, как все.

3. Проявление истинного призвания. 3. То, к чему по-настоящему лежит душа человека, выражается в его желаниях, устремлениях. Оно само находит человека.

4. Трусость, страх перед неизвестным.

4. Коля испугался дерзости своей мечты, испытал страх перед неизвестностью, поспешил вернуться в привычную зону комфорта, в родное село, и пошёл по

проторённому кем-то другим, известному жизненному пути.

5. Сожаление об упущенных возможностях.

5. Став взрослым, Коля сильно жалел о том, что когда-то в юности не дерзнул исполнить свою мечту, и очень тосковал по небу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!