(1)Никто точно не знает, сколько лет Вселенной. (2)Долгое время ученые считали, что Вселенная образовалась 15-20 млрд лет назад. (3)Такое мнение основывалось на математи-ческих расчетах, в которых использовалась наблюдающаяся в настоящее время скорость расширения Вселенной. (4) данные, полученные с помощью космического телескопа Хаббла, указывают на то, что Вселенная почти в два раза моложе.
1. Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Возраст Вселенной невозможно узнать наверняка, чтобы его определить, долгое время использовали данные математических расчетов.
2) Ранее считалось, что возраст Вселенной составляет около 15-20 млрд лет согласно данным математических расчетов, но цифры, полученные с помощью телескопа Хаббла, указывают на то, что Вселенная почти в два раза моложе.
3) Мнения ученых разнятся, одни считают, что Вселенной 15-20 млрд. лет, другие называют меньшую цифру.
4) Узнать, сколько лет Вселенной позволило изобретение космического телескопа Хаббла, ранее возраст пытались определить, измеряя скорость расширения Вселенной.
5) Космический телескоп Хаббла позволил ученым установить, что возраст Вселенной не 15-20 млрд. лет, а почти в два раза меньше, чем считали ученые, когда использовали математические расчеты.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 4 предложении. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СКОРОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении текста.
1. Степень быстроты движения кого-, чего-л. или распространения чего-л., а также соверше-ния какого-л. действия, протекания процесса. Развить, увеличить с. Набирать с. Превышать с. Определить с. Достигнуть максимальной скорости. Высокая, предельная с. Сверхзвуковая с. Бешеная с. (разг.). С. полёта. С. бега. С. течения. С. света. С. звука.С. стрельбы. С. резания. С. вычисления. С. вращения.
2. Разг. Большая быстрота движения или осуществления чего-л. Срежем угол для скорости.
3. (с опр.). Ж.-д. Степень быстроты доставки грузов. Отправка грузов малой скоростью. Груз идёт пассажирской скоростью.
4. Техн. Степень тяговой силы автомашины, трактора и т.п., изменяющаяся в зависимости от порядка сцепления шестерён. Включить с. Переключение скоростей. Первая с.
5. Разг. Очень быстро, стремительно. Мчаться на всех скоростях. Со скоростью кого-чего. в зн. нареч. Ползёшь со скоростью черепахи.
4. В одном из слов НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) анАлог 2) бАнты 3) сверлИть 4) грУшевый 5) налИла
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлиц-
кому сражению.
2) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
3) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
4) Она прошла между мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана
5) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по францу-зам, наши артиллеристы не заметили эту батарею
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.
7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) известные ПРОФЕССОРЫ 2) более ДВУХСОТ участников
3) ОБЕИМИ руками 4) более КРАСИВЫЙ 5) не МАШИТЕ руками
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Г) нарушение в построении предложе- ния с причастным оборотом Д) нарушение в построении предложе- ния с несогласованным приложением | 1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали. 2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом. 3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно. 4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст. 5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время 6) Читая интересную книгу, возникает непреодо- лимое желание встретиться с её героями. 7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек. 8) Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными. 9) В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень. |
9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Запишите номера ответов.
1) патри..тический, вык..сить, обм..кнуть 2) ванд..лизм, г..ристый, сож..ление
3) ре..лизм, осл..жнять, б..хрома 4) прим..риться, обог..щаться, изм..рять
5) оч..ровать, утв..рь, прот..реть
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) о..ходить, на..писать, о..растить
2) ра..потрошить, ни..падающий, не..держанный
3) пр..бабушка, от..йти, поз..вчера
4) пр..амбула, пр..мудрый, пр..следовать
5) сверх..зысканный, двух..мпульсный, супер..гра
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Плутони..вый, форел..вый 2) Выздоравл..вать, овлад..вать
3) Весел..нький, приколоч..нный 4) Трущ..ба, туш..нка 5) Ключ..к, замоч..к
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Приконч..шь, ненавид..мый 2) Зала..л, посе…нный
3) Прополощ..шь, раскраш..нный 4) Игра..щий, (они) гон..т
5) Отрубл..нный, прикрепля..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) А вслед за ним (не)менее мощно звучал голос другого гения.
2) Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (не)изжившие настроение вчерашне-го дня.
3) Никогда (не)встречал человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
4) Саню вдруг охватила (не)ведомая жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчув-ствие беды.
5) Абажур отражал свет (не)вниз, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скуч-ный полумрак.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) Мать заплакала, а отец поглядел на сына так, словно теперь догадался о чем(то), и то(же)
хотел подойти к нему и поцеловать на дорогу, но, будучи человеком сдержанным, остался
на месте.
2) Совершать ли ей оборот (на)встречу новому утру или нет, и то(же) самое почувствова-ли миллионы других людей в громадных городах и забитых до отказа церквах.
3) Но что(бы) он ни говорил, назавтра друзья снова топали в "Лиру", "Гном" или"Метлу",
рассаживались с видом завсегдатаев, что(бы) посмотреть на собравшуюся публику.
4) (В)течение недели они ели уху из жирных озерных окуней и сорог, жарили грибы и почти не спали, потому(что) терять время здесь было еще жальче, чем в Москве.
5) Пускали их не всегда, но за(то), оказавшись в уютных, наполненных дымом зальчиках с
низко свисающими абажурами, они сидели над коктейлем (не)взирая на позднее время.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.
Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством.
16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное невозвратное девичье время и свой первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды вечером (1) сидел я дома один (2) слушая вой осеннего ветра (3) и (4) смотря в окно (5) на тучи (6) бегущие (7) мимо луны.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мой первый друг (1) мой друг (2) бесценный!
И я (3) судьбу благословил,
Когда (4) мой двор (5) уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
19 Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Козетте не потребовалось много времени (1) чтобы (2) разобраться (3) что (4) к чему.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тезкин думал о том (1) что (2) если бы это хоть на каплю зависело от него (3) он отдал бы половину своих лет за то (4) чтобы она поступила(5) и была счастлива.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же
правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Московский университет – старейший классический университет России. (2)Его профессо-ра и выпускники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, просвещения и культуры. (3)МГУ был основан в 1755 году. (4)Учреждение университета в Москве стало во-зможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. (5)Сегодня МГУ – это комплекс из 40 факуль-тетов, готовящих кадры самых разных направлений. (6)Университет является крупнейшим инновационным центром. (7)Первый в стране научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. (8)Кроме того, Мос-ковский университет – сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. (9)В МГУ 1 тыс. отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона кв. м, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тыс. человек.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Создание желаний: новые возможности или потребительство?
(1)Реклама, предлагая множество самых разных товаров, формирует такое же множество всяческих желаний. (2)И неизбежно возникает вопрос: а нужно ли человеку хотеть слишком многого? (3)В сущности, это старый спор Толстого и Чехова. (4)Лев Николаевич писал, что человеку нужно лишь две сажени земли для счастья. (5)На что Антон Павлович ответил, что две сажени это для мертвеца, как раз на могилу хватит, а живому человеку нужен весь земной шар. (6)Я склонен согласиться с Чеховым. (7)Однако это не решает вопроса рекламы.
(8)Мне кажется, что тут все зависит от человека. (9)Тот, кто по природе своей склонен к ве-щизму, и нынешнее наводнение рекламы воспримет как призыв к потребительству, свое сча-стье начнет измерять в банках модного пива, в популярных тарифах на мобильные телефоны и т.д. (10)Тот же, кто знает, что вещи и деньги лишь одно из условий счастья, причем не самое важное, обилие предлагаемых товаров воспримет просто как расширение своих возможнос-тей, это не затмит ему истинного смысла жизни.
(11)Но приведенное рассуждение верно лишь для сформировавшихся людей. (12)Как быть с теми, кто еще не определился? (13)На мой субъективный взгляд, на молодежь реклама влияет значительно больше. (14)Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим", гарантирует качество, продвинутость данного человека. (15) Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого. (16)Таким образом, внутреннее подменяется внешним, по-нятие души выхолащивается, человек сам превращается в вещь.
(17)Однако виновата ли в этом реклама? (18)Сложный вопрос. (19)Виноват ли владелец винного магазина в том, что живущий поблизости человек спился? (20)Вряд ли. (21)Ведь множество его соседей не имеют проблем с алкоголем. (22)А виноват ли распространитель наркотиков в том, что его клиенты становятся наркоманами? (23)Безусловно.
(24)Куда отнести рекламу в таком метафорическом понимании? (25)К алкоголю или к наркотикам?
(По В.М. Черновецкому)
Черновецкий Вадим Михайлович (1981) – литератор, переводчик, политический и культурный
публицист, редактор многочисленных изданий, автор книги «Запад и Восток: столкновение цивилизаций».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) Тот, кто склонен к вещизму измеряет свое счастье в популярных вещах.
2) На старшее поколение реклама влияет значительно больше, чем на молодежь.
3) Автор не согласен с Чеховым в том, что“живому человеку нужен весь земной шар”
4) Когда внутреннее подменяется внешним, человек превращается в “вещь”.
5) Обладание некоторыми вещами и наличие привычек делает человека личностью.
23. Какие из утверждения являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 9 поясняет, раскрывает содержание предложения 8.
2) В предложениях 3-5 представлено повествование.
3) В предложении 16 содержится вывод, следствие из предложений 14-15.
4) В предложении 18 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 17.
5) В предложениях 1-3 представлено описание.
24. Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы.
25. Среди предложений 4-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий)
26. Приглашая читателя поразмышлять над предложенной проблемой, В. Черновецкий ис-пользует А__(в предл. 24-25). Динамику его рассуждениям придает такое синтаксическое средство, как Б___(в предл. 14,9) , а В__(в предл. 19-20,22-23 помогает самому автору разо-браться в сути тех явлений, которые происходят в современном мире. Для того, чтобы показать, противоречивость человеческой натуры, автор использует такое лексическое средство, как Г__(«внутреннее», «внешнее» в предл. 16).
Список терминов:
1) восклицательные предложения 2) диалог
3) риторический вопрос 4) фразеологизмы
5) ряды однородных членов 6) сравнение
7) вопросно-ответная форма 8) архаизмы
9) антонимы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
ОТВЕТЫ:
1-25
2-но
3-1
4-налила
5-предоставляя
6-дальнейшем
7-профессора
8-53128
9-24
10-245
11-13
12-1235
13-неведомая
14- затоневзирая
15-235
16-25
17-26
18-1
19- 13
20-1234
21-158
22-14
23-45
24-нашимсвоим
25-7
26-3579