№1
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)…. и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
1. В каких из предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудры-ми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.
2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в 3 предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста.
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).
4. В одном из слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) Отрочество 2) жилОсь 3) вернА 4) взЯлась 5) Иконопись
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексичес-кую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
2) Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
3) ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
4) Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
5) В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах 2) петь более ЗВОНЧЕ
3) ГЛОЖУТ сомнения 4) НАПОИВ молоком 5) наиболее СПОКОЙНЫЙ
8. У становите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых
они допущены.
ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Великий поэт Данте Алигьери является автором поэмы «Божественной комедии», в которой описано путешествие героя в загробное царство.
2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.
3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию.
4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.
5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных.
6) Повести В. Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне.
7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.
8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить.
9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев.
9.Укажите варианты, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр..шения, ск..кать, загр..ждение
2) погл..щение, бл..стательный, пос..деть (от горя)
3) зап..вать (лекарство), прим..рять (спорщиков), разм..гчить
4) прик..сновение, несг..раемый, вн..мание.
5) ср..щение, распол..гать, зам..рать.
10.Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) без..сходный, из..скать, по..скать 2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный 4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
11.Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) удушл..вый, раскорч..вать 2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка 4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )
2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать
4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, исполня..мый
13. В каком предложении НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
2) Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
3) Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
4) В рассказе Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
5) (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти 2 слова.
1) Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших
деталях.
3) КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
4) Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
5) (ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вдоль реки белели песча(1)ые косы, а дальше клубилась листве(2)ая зелень, плавно переходя-
щая в желтизну некоше(3)ого луга, окаймлё(4)ого лесом. 16. Расставьте знаки препинания.
16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите их номера.
1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни.
2) Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.
4) Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда.
5) В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и
предугадать её будущее.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и в 1950-е годы ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперёд (4) запустили массовое производство новых конструкций машин.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы (5) песню тогда нам споёте. (А. Т. Твардовский)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83% территории (3) которых
(4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской
области.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави-лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Первый снег -это всегда радость, настоящее преображение природы. 2) Зима вступила в
свои права, и это её щедрый подарок. 3)Хлопья снега сыпятся из тяжелых нависших над горо-дом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. 4)Воздух свеж и чист. 5) На голых ветках де-ревьев – колючий иней. 6)Тонкие заледеневшие иголочки красиво сверкают и переливаются разно-цветными огнями. 7)Не деревья в парке, а заколдованный лес! 8)Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент - окна сразу приобретают сказочный вид. .9)Тихо. 10)Всё вокруг замирает. 11)Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных молчаливых истуканов. 12) Но стоит приблизиться - и волшебство исчезает. 13)Такая хрупкая красота!
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушки-на. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел как на чудо. (4)Пройдёт лет 50 - 60, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (5)И потому я считаю нелишним рассказать о том, как весной 1905 года я видел Толстого. (6)Меня предупредили, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича.
(8)Он прибыл в двуконном экипаже с поднятым верхом. (9)Коляска остановилась, и вот из нее показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел Толстой. (10)На нём было коротковатое драповое пальто, высокие сапо-ги, подержанная шляпа котелком. (11)И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длин-ной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление. (12)Меня ему представили. (13)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (14)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (15)Помню пора-зившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловско-го Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (16)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (17)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (18)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебёдки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе. (19)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (20)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потёртые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (21)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (22)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет Царь славы». (23)И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери о том, как Толстой идёт где-то по одному из московских переулков зимним погожим вечером и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки в знак добровольного преклонения. (24)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
(25)Потом прошло ещё 5 минут, приехали новые знакомые Льва Николаевича. (26)И я увидел нового Толстого - Толстого, которому вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (27)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот: - Вы знаете, я на днях был болен. (28)Приехала какая-то депутация, ка-жется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представля-лись мне, проходя пред окном... и вот... (29)Может, вы помните у меня в «Плодах просвеще-ния» толстую барыню? (ЗО)Может быть, читали? (31)Так вот, одна такая барыня подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (32)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (33)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понра-вилось?» (34)Молчит. (35)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (36)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... детство отрока... военный мир... и другие...»
(37)В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, вы-держанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безу-коризненным английским произношением. (38)Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти-пятнадцати минут. (39)Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим. (40)Но я понял в эти несколько ми-нут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (41)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (42)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном рус-ском языке. (43)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круг-лого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком, - что этот многообразный человек, та-инственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться, - есть истинный, радостно признанный властитель. (44)И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете. (45)Вспоминаю ещё одну маленькую, смешную и трогательную подробность. (46)Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек. (47)Я спросил: - А вы знаете, кого вы везёте? (48)И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крик-нул: - Конечно, Толстого! (49)И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара. (50)Конечно, Льва Толстого!
(По А. И. Куприну)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик смотрел на человека, видевшего в детстве А. Пушкина и запомнившего
великого поэта блондином, как на чудо.
2) По воспоминаниям рассказчика, Л. Толстой поначалу производил впечатление старого и больного человека, однако при общении со своими знакомыми выглядел как тридцатилетний. 3) Л. Толстой был очень рад тому, что публика не обратила на него никакого внимания, устремившись за похожим на него человеком.
4) Рассказчик горд тем, что является и современником, и соотечественником Л. Толстого.
5) Толстая барыня, приехавшая к писателю в составе депутации из провинции, стала прото-типом героини произведения Л. Толстого «Плоды просвещения».
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 5 называет причину того, о чём говорится в предложении 4.
2) Предложения 10-11 содержат описание.
3) В предложениях 19-20 ведущим типом речи является повествование.
4) Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложениям 16-17. 5)
5) В предложениях 40-44 представлено повествование.
24. Из предложений 14-18 выпишите слово со значением «почтенный, заслуженный».
25. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В статье «О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"» писатель А. Куприн пытается передать мельчайшие подробности этого памятного дня, используя троп -(А)___ ("весёлый ветер", "беспокойное море" в предл. 7). Описывая восхищение Л. Толстым, Куприн прибегает к использованию такого тропа, как (Б)___ (предл. 21, 49). Акцентировать внимание на творчестве Льва Николаевича автору помогает лексическое средство - (В)___ ("и плакаты и радоваться" в предложении 43). А приём - (Г)___ (предл. 14-16, 41-43) - помогает передать чувства, охватившие писателя при встрече с великим Толстым».
Список терминов:
1) эпитеты 2) метонимия
3) эпифора 4) контекстные антонимы
5) сравнение 6) фразеологизм
7) анафора 8) градация
9) синонимы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте сформулиро-ванную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
1 – 24
2 - поэтому
3 -1
4 –взялась
5 нестерпимый
6 –необычный
7 –звонче
8 – 65124
9 -45
10 – 235
11 - 345
12 – 145
13 невнятный
14 зачастую/причём
15 – 24
16 – 45
17 – 1234
18 -234
19 – 25
20 – 1234
21 -128
22 – 124
23 – 234
24 –маститого
25 – 108
26 – 1547
Проблема 1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)
2. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)
Авторская позиция 1. Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.
2. Сила таланта заключается во власти творческого гения, таинственной власти, заставляющей людей «и плакать, и радоваться, и умиляться».