Селекционер получил семена от гетерозисного сорта пшеницы путем ее самоопыления. Как изменится урожайность и степень гетерозиготности растений, выращенных из полученных семян, по сравнению с исходным сортом?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом у родителей, обозначенных цифрами 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
Установите соответствие между растениями и их центрами происхождения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ
А) яблоня
Б) кукуруза
В) рис
Г) слива
Д) сахарный тростник
Е) капуста
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1) 1
2) 2
3) 4
4) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все приведённые ниже методы, кроме трёх, можно использовать для выращивания бессемянных плодов апельсина. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Выращивание полиплоидов.
2. Выращивание из каллусной ткани.
3. Создание гетерозисных сортов.
4. Искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений.
5. Прививка мутагенных черенков в крону немутантных растений.
Рассмотрите схему жизненного цикла голосеменного растения. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Формируется в мужских шишках
Б) Диплоидная стадия
В) Женский гаметофит
Г) Имеет семядоли
Д) Обладает воздушными камерами
Е) Формирует эндосперм
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Биологическая линза глаза
Б) Граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой
В) Удерживается ресничным телом
Г) Внешний элемент оптической системы глаза
Д) Гелеобразная прозрачная субстанция
Е) Поддерживает форму глаза
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.
Установите соответствие между примерами и видами вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) известняк
Б) гранит
В) почва
Г) ил
Д) нефть
Е) песок
ВИДЫ ВЕЩЕСТВА
1) биогенное
2) биокосное
3) косное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Молекула нуклеиновой кислоты
Составная часть нуклеотида
Функция
А
дезоксирибоза
хранение и передача наследственной информации
тРНК
Б
доставка аминокислот к месту синтеза белка
иРНК
рибоза
В
Список терминов и понятий
1. Урацил.
2. Построение тела рибосомы.
3. Перенос информации о первичной структуре белка.
4. рРНК.
5. ДНК.
6. Тимин.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ученый провел эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 500 м, второй раз — через три недели проживания в горной деревне на высоте 2135 м над уровнем моря, третий раз — после второго этапа — восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)?Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор предположил, что некое неизвестное ему регуляторное вещество, синтезируемое клетками одноклеточной водоросли хлореллы, положительно влияет на рост и развитие растений. Для проверки своей гипотезы он выращивал водоросль в колбах с жидкой питательной средой, содержащей все необходимые для водоросли вещества, в течение недели, после чего поливал содержимым колб растения пшеницы, высаженные в поле. В качестве контроля использовался полив водопроводной водой. Результаты эксперимента изображены на графике.
Объясните, какие вещества, содержавшиеся в колбе, помимо, предполо-жительно, выделяемых хлореллой регуляторных веществ, могли положительно повлиять на рост пшеницы? Какова роль этих веществ в метаболизме клеток растения?
Назовите виды торможения условных рефлексов и объясните причины их возникновения и основные отличия. Какое значение для организма имеет торможение условных рефлексов?
Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.
В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
Просмотр содержимого документа
«EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 1»
1. Тип 1 № 25432
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод
Применение метода
Близнецовый
Определение роли факторов среды в формировании
фенотипа человека
?
Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном
препарате
2. Тип 2 № 46457
Селекционер получил семена от гетерозисного сорта пшеницы путем ее самоопыления. Как изменится урожайность и степень гетерозиготности растений, выращенных из полученных семян, по сравнению с исходным сортом?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Урожайность
Степень гетерозиготности
3. Тип 3 № 12649
В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 24242
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом у родителей, обозначенных цифрами 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
5. Тип 5 № 45830
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Каким номером на карте обозначен центр происхождения картофеля, томата и ананаса?
6. Тип 6 № 45831
Установите соответствие между растениями и их центрами происхождения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ
А) яблоня
Б) кукуруза
В) рис
Г) слива
Д) сахарный тростник
Е) капуста
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1) 1
2) 2
3) 4
4) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46186
Все приведённые ниже методы, кроме трёх, можно использовать для выращивания бессемянных плодов апельсина. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Выращивание полиплоидов.
2. Выращивание из каллусной ткани.
3. Создание гетерозисных сортов.
4. Искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений.
5. Прививка мутагенных черенков в крону немутантных растений.
Каким номером на рисунке обозначен процесс оплодотворения?
10. Тип 10 № 52110
Рассмотрите схему жизненного цикла голосеменного растения. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Формируется в мужских шишках
Б) Диплоидная стадия
В) Женский гаметофит
Г) Имеет семядоли
Д) Обладает воздушными камерами
Е) Формирует эндосперм
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52465
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие утверждения о реакции растения на водный режим внешних и внутренних факторов являются верными?
1. С повышением температуры транспирация увеличивается.
2. При потере тургора устьица открываются.
3. Под влиянием света устьица закрываются.
4. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6. Чем концентрированнее клеточный сок в клетках листа, тем сильнее транспирация.
12. Тип 12 № 20566
Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Лилиецветные.
2. Растения.
3. Цветковые, или Покрытосеменные.
4. Лилейные.
5. Однодольные.
6. Тюльпан.
13. Тип 13 № 52210
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначено место наибольшей остроты зрения?
14. Тип 14 № 52215
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Биологическая линза глаза
Б) Граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой
В) Удерживается ресничным телом
Г) Внешний элемент оптической системы глаза
Д) Гелеобразная прозрачная субстанция
Е) Поддерживает форму глаза
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 24217
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В организме человека вдох обеспечивается:
1) повышением содержания кислорода в крови;
2) сокращением диафрагмы;
3) расслаблением диафрагмы;
4) сокращением наружных межрёберных мышц;
5) понижением давления в альвеолах;
6) сокращением внутренних межрёберных мышц.
16. Тип 16 № 22758
Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Передача импульса на вставочный нейрон.
2. Передача импульса по центростремительному нейрону.
3. Передача возбуждения на мышечную клетку.
4. Возникновение импульса в рецепторе.
5. Передача импульса по центробежному нейрону.
17. Тип 17 № 21562
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.
18. Тип 18 № 24222
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие:
1) увеличения численности налима и окуня;
2) сокращения численности щук;
3) увеличения длины светового дня;
4) проявления действия стабилизирующего отбора;
5) сокращения численности водорослей и водных растений;
6) глубокого промерзания водоёма зимой.
19. Тип 19 № 25242
Установите соответствие между примерами и видами вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) известняк
Б) гранит
В) почва
Г) ил
Д) нефть
Е) песок
ВИДЫ ВЕЩЕСТВА
1) биогенное
2) биокосное
3) косное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 20886
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Молекула нуклеиновой кислоты
Составная часть нуклеотида
Функция
А
дезоксирибоза
хранение и передача наследственной информации
тРНК
Б
доставка аминокислот к месту синтеза белка
иРНК
рибоза
В
Список терминов и понятий
1. Урацил.
2. Построение тела рибосомы.
3. Перенос информации о первичной структуре белка.
4. рРНК.
5. ДНК.
6. Тимин.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 21629
Проанализируйте график «Зависимость активности ферментов от температуры».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа этого графика. Активность фермента:
1) зависит от его количества и температуры среды;
2) максимальна при температуре 43 градуса;
3) равна нулю при 11 градусах;
4) с повышением температуры выше пятидесяти градусов резко падает;
5) оптимальна в диапазоне 36–46 градусов.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 52275
Забор крови
Количество эритроцитов, млн/мм3
Первый
5,5
Второй
7,2
Третий
8,1
Ученый провел эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 500 м, второй раз — через три недели проживания в горной деревне на высоте 2135 м над уровнем моря, третий раз — после второго этапа — восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)?Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 53919
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор предположил, что некое неизвестное ему регуляторное вещество, синтезируемое клетками одноклеточной водоросли хлореллы, положительно влияет на рост и развитие растений. Для проверки своей гипотезы он выращивал водоросль в колбах с жидкой питательной средой, содержащей все необходимые для водоросли вещества, в течение недели, после чего поливал содержимым колб растения пшеницы, высаженные в поле. В качестве контроля использовался полив водопроводной водой. Результаты эксперимента изображены на графике.
Объясните, какие вещества, содержавшиеся в колбе, помимо, предполо-жительно, выделяемых хлореллой регуляторных веществ, могли положительно повлиять на рост пшеницы? Какова роль этих веществ в метаболизме клеток растения?
24. Тип 24 № 12391
Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.
25. Тип 25 № 23026
Назовите виды торможения условных рефлексов и объясните причины их возникновения и основные отличия. Какое значение для организма имеет торможение условных рефлексов?
26. Тип 26 № 17034
Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
27. Тип 27 № 16332
Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
28. Тип 28 № 23257
У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.
В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.