Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Не изменилась.
3. Уменьшилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Перемещается только в водной среде
Б) Имеет антеридии и архегонии
В) Диплоидная стадия
Г) Переносится ветром
Д) Осуществляет бесполое размножение
Е) Неподвижная половая клетка
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет наружные жабры
Б) Обладает двухкамерным сердцем
В) Характерно лёгочное и кожное дыхание
Г) Имеет два круга кровообращения
Д) Ориентация за счёт боковой линии
Е) Проходит стадию нейрулы
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит образование первичной мочи
Б) Место расположения петель Генле нефронов
В) Происходит реабсорбция солей и воды
Г) Происходит ультрафильтрация крови
Д) Формируется вторичная моча
Е) Располагаются капиллярные клубочки нефронов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной:
1) бедна кислородом;
2) течёт в малом круге по венам;
3) наполняет правую половину сердца;
4) насыщена углекислым газом;
5) поступает в левое предсердие;
6) обеспечивает клетки тела питательными веществами.
Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Башмачок настоящий, или венерин башмачок — многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2) Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных
лугах и в зарослях кустарников. (3) Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4) Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5) Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу — ярко-жёлтые. (6) Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.
Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) чёрный и рыжий тараканы
Б) свиной цепень и человек
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
ОТНОШЕНИЯ
1) конкуренция
2) паразитизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структура
Форма молекулы
Стабилизирующие
связи
первичная
линейная молекула
____________(В)
____________(А)
альфа-спираль или
бета-складчатая
водородные
третичная
____________(Б)
водородные, ионные,
гидрофобные и
дисульфидные мостики
Список терминов и понятий
1. Глобула.
2. Двойная спираль.
3. Эфирные.
4. Гидрофильные.
5. Пептидные.
6. Нитчатая.
7. Вторичная.
8. Четвертичная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в трубки из частично проницаемого материала. Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).
Время, мин
Кислотность воды, ед. рН
тест 1
тест 2
тест 3
тест 4
тест 5
тест 6
0
7,2
7,2
7,6
7,3
7,4
7,34
4
6,4
6,2
6,7
6,4
6,6
6,46
8
5,6
5,6
5,9
5,9
5,7
5,74
16
5,2
5,0
5,4
5,3
5,2
5,22
32
4,5
4,3
4,7
4,7
4,5
4,54
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. У воды, которую взяли для эксперимента, кислотность была больше 7.
2. pH в пробирке со временем повысился.
3. Для точности понадобилось делать 6 повторов эксперимента.
4. После 32 минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная.
5. Только на восьмой минуте эксперимента рН среды стал изменяться.
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему лист был помещён в герметичную колбу?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
У млекопитающих гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.
Просмотр содержимого документа
«EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 9»
1. Тип 1 № 23273
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень
Пример
Организменный
Работа мышцы под воздействием нервных импульсов
Нервная клетка (строение нейрона)
2. Тип 2 № 45716
Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Не изменилась.
3. Уменьшилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Длина
главного корня
Количество
боковых корней
3. Тип 3 № 25471
Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 20956
Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?
5. Тип 5 № 51552
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен процесс, при котором происходит мейоз?
6. Тип 6 № 51553
Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Перемещается только в водной среде
Б) Имеет антеридии и архегонии
В) Диплоидная стадия
Г) Переносится ветром
Д) Осуществляет бесполое размножение
Е) Неподвижная половая клетка
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46183
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие перечисленные ниже методы относятся к методам селекции?
1. Массовый отбор.
2. Культивирование клеток на питательных средах.
3. Аутбридинг.
4. Индивидуальный отбор.
5. Создания и введения рекомбинантной ДНК.
6. Культивирование специально выведенных штаммов бактерий для получения антибиотиков.
8. Тип 8 № 21697
Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Окисление пировиноградной кислоты.
2. Попадание ПВК в митохондрии.
3. Образование двух молекул пировиноградной кислоты.
4. Расщепление крахмала до глюкозы.
5. Синтез 36 молекул АТФ.
9. Тип 9 № 52083
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла, чьё строение наиболее сходно с рыбами?
10. Тип 10 № 52084
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет наружные жабры
Б) Обладает двухкамерным сердцем
В) Характерно лёгочное и кожное дыхание
Г) Имеет два круга кровообращения
Д) Ориентация за счёт боковой линии
Е) Проходит стадию нейрулы
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52135
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Зона деления.
2. Зона всасывания воды.
3. Зона роста клеток.
4. Корневой чехлик.
5. Корневой волосок.
6. Боковой корень.
12. Тип 12 № 10824
Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
1. Отряд Двукрылые.
2. Тип Членистоногие.
3. Род Мухи.
4. Царство Животные.
5. Вид Комнатная муха.
6. Класс Насекомые.
13. Тип 13 № 56238
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена функциональная единица почки, непосредственно фильтрующая плазму крови?
14. Тип 14 № 56239
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит образование первичной мочи
Б) Место расположения петель Генле нефронов
В) Происходит реабсорбция солей и воды
Г) Происходит ультрафильтрация крови
Д) Формируется вторичная моча
Е) Располагаются капиллярные клубочки нефронов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 14233
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной:
1) бедна кислородом;
2) течёт в малом круге по венам;
3) наполняет правую половину сердца;
4) насыщена углекислым газом;
5) поступает в левое предсердие;
6) обеспечивает клетки тела питательными веществами.
16. Тип 16 № 20540
Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Лёгкие.
2. Трахея.
3. Ткани.
4. Носоглотка.
5. Бронхи.
6. Кровь.
7. Гортань.
17. Тип 17 № 23016
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Башмачок настоящий, или венерин башмачок — многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2) Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных
лугах и в зарослях кустарников. (3) Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4) Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5) Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу — ярко-жёлтые. (6) Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.
18. Тип 18 № 18385
Биосфера — экосистема, которая:
1) образована совокупностью биогеоценозов;
2) не изменяется во времени;
3) является открытой системой;
4) сформировалась с появлением жизни на Земле;
5) не обладает способностью к саморегуляции;
6) появилась одновременно с образованием Земли.
19. Тип 19 № 21508
Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) чёрный и рыжий тараканы
Б) свиной цепень и человек
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
ОТНОШЕНИЯ
1) конкуренция
2) паразитизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 42078
Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структура
Форма молекулы
Стабилизирующие
связи
первичная
линейная молекула
____________(В)
____________(А)
альфа-спираль или
бета-складчатая
водородные
третичная
____________(Б)
водородные, ионные,
гидрофобные и
дисульфидные мостики
Список терминов и понятий
1. Глобула.
2. Двойная спираль.
3. Эфирные.
4. Гидрофильные.
5. Пептидные.
6. Нитчатая.
7. Вторичная.
8. Четвертичная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 21786
Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в трубки из частично проницаемого материала. Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).
Время, мин
Кислотность воды, ед. рН
тест 1
тест 2
тест 3
тест 4
тест 5
тест 6
0
7,2
7,2
7,6
7,3
7,4
7,34
4
6,4
6,2
6,7
6,4
6,6
6,46
8
5,6
5,6
5,9
5,9
5,7
5,74
16
5,2
5,0
5,4
5,3
5,2
5,22
32
4,5
4,3
4,7
4,7
4,5
4,54
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. У воды, которую взяли для эксперимента, кислотность была больше 7.
2. pH в пробирке со временем повысился.
3. Для точности понадобилось делать 6 повторов эксперимента.
4. После 32 минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная.
5. Только на восьмой минуте эксперимента рН среды стал изменяться.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 52348
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему лист был помещён в герметичную колбу?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 52479
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
24. Тип 24 № 21659
Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?
25. Тип 25 № 22741
Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
26. Тип 26 № 27599
На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?
27. Тип 27 № 23869
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
28. Тип 28 № 24471
У млекопитающих гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.