СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 9

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 23273

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Уровень Пример
Организменный Работа мышцы под воздействием нервных импульсов
  Нервная клетка (строение нейрона)

2.  Тип 2 № 45716

Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Не изменилась.

3.  Уменьшилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Длина

главного корня

Количество

боковых корней

3.  Тип 3 № 25471

Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 20956

Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?

5.  Тип 5 № 51552

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс, при котором происходит мейоз?

6.  Тип 6 № 51553

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Перемещается только в водной среде

Б)  Имеет антеридии и архегонии

В)  Диплоидная стадия

Г)  Переносится ветром

Д)  Осуществляет бесполое размножение

Е)  Неподвижная половая клетка

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 46183

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие перечисленные ниже методы относятся к методам селекции?

 

1.  Массовый отбор.

2.  Культивирование клеток на питательных средах.

3.  Аутбридинг.

4.  Индивидуальный отбор.

5.  Создания и введения рекомбинантной ДНК.

6.  Культивирование специально выведенных штаммов бактерий для получения антибиотиков.

8.  Тип 8 № 21697

Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Окисление пировиноградной кислоты.

2.  Попадание ПВК в митохондрии.

3.  Образование двух молекул пировиноградной кислоты.

4.  Расщепление крахмала до глюкозы.

5.  Синтез 36 молекул АТФ.

9.  Тип 9 № 52083

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла, чьё строение наиболее сходно с рыбами?

10.  Тип 10 № 52084

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Имеет наружные жабры

Б)  Обладает двухкамерным сердцем

В)  Характерно лёгочное и кожное дыхание

Г)  Имеет два круга кровообращения

Д)  Ориентация за счёт боковой линии

Е)  Проходит стадию нейрулы

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 52135

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Зона деления.

2.  Зона всасывания воды.

3.  Зона роста клеток.

4.  Корневой чехлик.

5.  Корневой волосок.

6.  Боковой корень.

12.  Тип 12 № 10824

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

 

1.  Отряд Двукрылые.

2.  Тип Членистоногие.

3.  Род Мухи.

4.  Царство Животные.

5.  Вид Комнатная муха.

6.  Класс Насекомые.

13.  Тип 13 № 56238

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена функциональная единица почки, непосредственно фильтрующая плазму крови?

14.  Тип 14 № 56239

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Происходит образование первичной мочи

Б)  Место расположения петель Генле нефронов

В)  Происходит реабсорбция солей и воды

Г)  Происходит ультрафильтрация крови

Д)  Формируется вторичная моча

Е)  Располагаются капиллярные клубочки нефронов

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 14233

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной:

 

1)  бедна кислородом;

2)  течёт в малом круге по венам;

3)  наполняет правую половину сердца;

4)  насыщена углекислым газом;

5)  поступает в левое предсердие;

6)  обеспечивает клетки тела питательными веществами.

16.  Тип 16 № 20540

Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Лёгкие.

2.  Трахея.

3.  Ткани.

4.  Носоглотка.

5.  Бронхи.

6.  Кровь.

7.  Гортань.

17.  Тип 17 № 23016

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Башмачок настоящий, или венерин башмачок  — многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2) Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3) Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4) Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5) Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу  — ярко-⁠жёлтые. (6) Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

18.  Тип 18 № 18385

Биосфера  — экосистема, которая:

 

1)  образована совокупностью биогеоценозов;

2)  не изменяется во времени;

3)  является открытой системой;

4)  сформировалась с появлением жизни на Земле;

5)  не обладает способностью к саморегуляции;

6)  появилась одновременно с образованием Земли.

19.  Тип 19 № 21508

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  чёрный и рыжий тараканы

Б)  свиной цепень и человек

В)  самцы пауков птицеедов

Г)  личинки жуков-⁠плавунцов и стрекоз

Д)  таёжный клещ и лиса

Е)  гриб трутовик и берёза

 

 

 

ОТНОШЕНИЯ

 

1)  конкуренция

2)  паразитизм

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

20.  Тип 20 № 42078

Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Структура Форма молекулы Стабилизирующие

связи

первичная линейная молекула ____________(В)
____________(А) альфа-⁠спираль или

бета-складчатая

водородные
третичная ____________(Б) водородные, ионные,

гидрофобные и

дисульфидные мостики

 

Список терминов и понятий

1.  Глобула.

2.  Двойная спираль.

3.  Эфирные.

4.  Гидрофильные.

5.  Пептидные.

6.  Нитчатая.

7.  Вторичная.

8.  Четвертичная.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

21.  Тип 21 № 21786

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в трубки из частично проницаемого материала. Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

 

Время, мин Кислотность воды, ед. рН
тест 1 тест 2 тест 3 тест 4 тест 5 тест 6
0 7,2 7,2 7,6 7,3 7,4 7,34
4 6,4 6,2 6,7 6,4 6,6 6,46
8 5,6 5,6 5,9 5,9 5,7 5,74
16 5,2 5,0 5,4 5,3 5,2 5,22
32 4,5 4,3 4,7 4,7 4,5 4,54

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

 

1.  У воды, которую взяли для эксперимента, кислотность была больше 7.

2.  pH в пробирке со временем повысился.

3.  Для точности понадобилось делать 6 повторов эксперимента.

4.  После 32 минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная.

5.  Только на восьмой минуте эксперимента рН среды стал изменяться.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 52348

Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему лист был помещён в герметичную колбу?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 52479

Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

24.  Тип 24 № 21659

Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?

25.  Тип 25 № 22741

Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

26.  Тип 26 № 27599

На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?

27.  Тип 27 № 23869

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 24471

У млекопитающих гетерогаметный пол  — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы  — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.

Просмотр содержимого документа
«EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 9»

1.  Тип 1 № 23273

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень

Пример

Организменный

Работа мышцы под воздействием нервных импульсов

Нервная клетка (строение нейрона)

2.  Тип 2 № 45716

Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Не изменилась.

3.  Уменьшилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Длина

главного корня

Количество

боковых корней

3.  Тип 3 № 25471

Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 20956

Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?

5.  Тип 5 № 51552

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс, при котором происходит мейоз?

6.  Тип 6 № 51553

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Перемещается только в водной среде

Б)  Имеет антеридии и архегонии

В)  Диплоидная стадия

Г)  Переносится ветром

Д)  Осуществляет бесполое размножение

Е)  Неподвижная половая клетка

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 46183

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие перечисленные ниже методы относятся к методам селекции?

 

1.  Массовый отбор.

2.  Культивирование клеток на питательных средах.

3.  Аутбридинг.

4.  Индивидуальный отбор.

5.  Создания и введения рекомбинантной ДНК.

6.  Культивирование специально выведенных штаммов бактерий для получения антибиотиков.

8.  Тип 8 № 21697

Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Окисление пировиноградной кислоты.

2.  Попадание ПВК в митохондрии.

3.  Образование двух молекул пировиноградной кислоты.

4.  Расщепление крахмала до глюкозы.

5.  Синтез 36 молекул АТФ.

9.  Тип 9 № 52083

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла, чьё строение наиболее сходно с рыбами?

10.  Тип 10 № 52084

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Имеет наружные жабры

Б)  Обладает двухкамерным сердцем

В)  Характерно лёгочное и кожное дыхание

Г)  Имеет два круга кровообращения

Д)  Ориентация за счёт боковой линии

Е)  Проходит стадию нейрулы

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 52135

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Зона деления.

2.  Зона всасывания воды.

3.  Зона роста клеток.

4.  Корневой чехлик.

5.  Корневой волосок.

6.  Боковой корень.

12.  Тип 12 № 10824

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

 

1.  Отряд Двукрылые.

2.  Тип Членистоногие.

3.  Род Мухи.

4.  Царство Животные.

5.  Вид Комнатная муха.

6.  Класс Насекомые.

13.  Тип 13 № 56238

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена функциональная единица почки, непосредственно фильтрующая плазму крови?

14.  Тип 14 № 56239

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Происходит образование первичной мочи

Б)  Место расположения петель Генле нефронов

В)  Происходит реабсорбция солей и воды

Г)  Происходит ультрафильтрация крови

Д)  Формируется вторичная моча

Е)  Располагаются капиллярные клубочки нефронов

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 14233

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной:

 

1)  бедна кислородом;

2)  течёт в малом круге по венам;

3)  наполняет правую половину сердца;

4)  насыщена углекислым газом;

5)  поступает в левое предсердие;

6)  обеспечивает клетки тела питательными веществами.

16.  Тип 16 № 20540

Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Лёгкие.

2.  Трахея.

3.  Ткани.

4.  Носоглотка.

5.  Бронхи.

6.  Кровь.

7.  Гортань.

17.  Тип 17 № 23016

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Башмачок настоящий, или венерин башмачок  — многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2) Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3) Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4) Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5) Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу  — ярко-⁠жёлтые. (6) Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

18.  Тип 18 № 18385

Биосфера  — экосистема, которая:

 

1)  образована совокупностью биогеоценозов;

2)  не изменяется во времени;

3)  является открытой системой;

4)  сформировалась с появлением жизни на Земле;

5)  не обладает способностью к саморегуляции;

6)  появилась одновременно с образованием Земли.

19.  Тип 19 № 21508

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОРГАНИЗМЫ

А)  чёрный и рыжий тараканы

Б)  свиной цепень и человек

В)  самцы пауков птицеедов

Г)  личинки жуков-⁠плавунцов и стрекоз

Д)  таёжный клещ и лиса

Е)  гриб трутовик и берёза

ОТНОШЕНИЯ

1)  конкуренция

2)  паразитизм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 42078

Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Структура

Форма молекулы

Стабилизирующие

связи

первичная

линейная молекула

____________(В)

____________(А)

альфа-⁠спираль или

бета-складчатая

водородные

третичная

____________(Б)

водородные, ионные,

гидрофобные и

дисульфидные мостики

 

Список терминов и понятий

1.  Глобула.

2.  Двойная спираль.

3.  Эфирные.

4.  Гидрофильные.

5.  Пептидные.

6.  Нитчатая.

7.  Вторичная.

8.  Четвертичная.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 21786

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в трубки из частично проницаемого материала. Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время, мин

Кислотность воды, ед. рН

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

тест 6

0

7,2

7,2

7,6

7,3

7,4

7,34

4

6,4

6,2

6,7

6,4

6,6

6,46

8

5,6

5,6

5,9

5,9

5,7

5,74

16

5,2

5,0

5,4

5,3

5,2

5,22

32

4,5

4,3

4,7

4,7

4,5

4,54

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

 

1.  У воды, которую взяли для эксперимента, кислотность была больше 7.

2.  pH в пробирке со временем повысился.

3.  Для точности понадобилось делать 6 повторов эксперимента.

4.  После 32 минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная.

5.  Только на восьмой минуте эксперимента рН среды стал изменяться.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 52348

Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему лист был помещён в герметичную колбу?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 52479

Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

24.  Тип 24 № 21659

Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?

25.  Тип 25 № 22741

Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

26.  Тип 26 № 27599

На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?

27.  Тип 27 № 23869

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 24471

У млекопитающих гетерогаметный пол  — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы  — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.