№4 Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, «…» прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже «цвету», только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека...
Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.
Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.
(По В.Г. Короленко)
1. Самостоятельно подберите подчинительный сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 1 абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. Укажите варианты ответов, в которых значение выделенного слова соответствует его значению в тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОДНИМАТЬСЯ. Вставать, меняя лежачее или сидячее положение на стоячее. Рано подниматься с постели.
2) БЕРЕГ. У моряков, речников: суша (в противопоставлении пребыванию в плавании). Списаться на берег.
3) РЕ3ВИТЬСЯ. Играть и веселиться, находясь в движении. Дети резвятся в саду.
4) ПЕСНЯ. 3вуки птичьего пения. Соловьиная песня.
5) ПОГАСНУТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Перестать гореть, перестать светить. Звёзды погасли.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Глаголы и имена прилагательные в тексте используются в информативной функции (песня угасала, воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку).
2) В тексте использованы сравнения (бежала к нам, точно животное, которое резвится; угасала, как наш костёр), эпитеты (золотыми отблесками, богатырский сон), слова с эмоционально-оценочными суффиксами (головушку, голосина), создающие образность, эмоциональность текста, передающие авторское отношение к предмету описания.
3) Грамматическими особенностями текста является использование сложноподчинённых предложений с причинно-следственными отношениями между частями, подчёркивающими логику рассуждения автора.
4) В тексте использованы обособленные распространённые и нераспространённые определения и обстоятельства в изобразительной функции (берега стояли во мгле, неясные, таинственные; волна... бежала к нам, сверкая в темноте пеной; звёздным небом, начинавшим загоратьcя золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны; тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз).
5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мАстерски 2) сосредотОчение 3) избалОванный 4) кухОнный 5) принУдить
5. Подберите к НЕВЕРНО употребленному выделенному слову пароним.
Из ярко освещённых, переливающихся всеми цветами радуги дверей несётся оглушительная РИТМИЧНАЯ музыка.
В СЛОВЕСНОМ составе языка не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
С равнины тянуло миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
В разговорах друзей всё чаще проскальзывали нотки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ.
Впереди весна – самая КРАСОЧНАЯ пора жизни всего живого на Земле.
6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите его.
Как-то вечером в лагере появились две девушки, сбившиеся с пути и отставшие от группы экскурсантов, направлявшихся в итальянскую Венецию.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
этот вариант более УДАЧНЫЙ молодые ОФИЦЕРЫ мало ВРЕМЯ
ПОЕЗЖАЙ быстрее в ДВЕ тысячи пятом году
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
А) … существительного с предлогом Б) … между подлежащим и сказуемым
В) …с несогласованным приложением Г) … с однородными членами
Д) … с причастным оборотом
1) В эмиграции М.И. Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Б.Л. Пастернака.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) По истечении указанного в инструкции срока годности лекарство нельзя использовать.
7) Те, кто действительно любит и изучает русский язык, осознают его великолепие, мощь, богатство и силу.
8) Благодаря композитору М.И. Глинке не только жизнь и быт народа, но и героические образы русской истории и народного эпоса были воплощены в музыке.
9) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) ч..стосердечный, щ..бетанье, ч..стота (пульса)
2) щ..велевый, ш..рада, ж..сминовый
3) отв..рить (грибы), ст..левар, исп..рение
4) несг..раемый (сейф), к..мпонент, р..скошный
5) ух..щрение, прим..рять (джинсы), пал..садник
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать
2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение
3) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье
4) вз..скать, раз..грать, без..скусный
5) суб..ект, в..ездной, зав..южило
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) пережев..вать, воспит..вать 2) наслед..вать, вибрир..вать
3) сбивч..вый, утр..чко 4) француж..нка, больш..нство
5) Ван..чка, неж..нка
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) крикн..шь, незыбл..мый 2) прогон..м, выгляд..вший
3) (дети) маш..т, тащ..щий (в гору) 4) выточ..шь, довер..нный
5) знач..щий (для меня), (они) послужат
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Для литературной части вечера был припасён сюрприз: Ольга Книппер- Чехова пообещала прочитать ещё (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЙ рассказ А. П. Чехова.
2) Дедушка привык к простой пище и морские водоросли (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛ.
3) Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска, а практически накануне.
4) Я очень хотел позвонить Вам, но не смог придумать (НИ)КАКОГО предлога.
5) Екатерина Михайловна слушала (НЕ)ПЕРЕБИВАЯ и что-то записывала.
14. Укажите варианты, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) Культура речи – это, (ВО)ПЕРВЫХ, целесообразное применение языка в общении и, (ВО)ВТОРЫХ, – раздел лингвистики.
2) Старинное ЗЕЛЕНОВАТО(ЖЁЛТОЕ) (ПРЕСС)ПАПЬЕ было куплено ещё дедушкой и царило на письменном столе папы.
3) На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
4) (ИЗ)ЗА яркого солнечного света краски начали смотреться (ПО)ДРУГОМУ.
5) Лицо Ивана (КАК)БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ)ТОГО казалось высеченным из мрамора.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Я вспомнил нашу арбатскую гости(1)ую, которая была перегороже(2)а дубовым буфетом с выреза(3)ыми на дверцах гроздьями винограда, никелирова(4)ые шары на спинке материн-ской кровати, стари(5)ые шёлковые обои с розами и крупным жасмином, купле(6)ый на Смоленском рынке абажур с дли(7)ыми кистями, висевший на кручё(8)ом шнуре над столом.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
-
Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
-
На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
-
На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
-
В силу обстоятельств после революции А. И. Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.
5) Взошло заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко и зажгло янтарным светом снега.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Огромный старый клён (1) возвышавшийся над всей южной частью сада (2) и ставший теперь ещё больше и свежее (3) покрылся узором (4) зеленеющей юностью листвы.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я лёг в постель, но долго не мог заснуть. Я думал, что, когда Мастер вырастет, он, как Попов, изобретёт что-нибудь великое. Правда (1) всё самое необходимое (2) кажется (3) уже изобретено. Но (4) кое-что (5) конечно (6) осталось и для Мастера. Вот (7) например (8) ракета для полётов на Луну. Или такой аппарат, который смог бы за какие-нибудь два-три часа вдолбить в голову знания за всю школу. Сколько бы тогда было сэкономлено времени! В общем (9) Мастеру будет над чем подумать. (по А. Г. Алексину)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Трудно сказать (1) когда (2) появилось в Ростове «финифтяное художество» (3) поскольку в конце XVIII века здесь уже действовал особый цех по изготовлению финифтяных иконок и украшений (4) слава о создателях (5) которых (6) шла по всей России.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.
(1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.
22. Установите соответствие.
А) Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Б) Не бесследно проходят по земле поколения. В) Девушка стояла посреди зала на ковре, покрывающем блестящий, как озеро, паркет (Т.Тэсс). Г) Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. Д) А я с годами тише, тише, Я знаю цену громких фраз. А мне все ближе, мне все ближе В селе состарившийся вяз (Н. Рачков). | 1) риторическое обращение 2) лексический повтор 3) градация 4) инверсия 5) гипербола 6) олицетворение 7) ассонанс 8) сравнение 9) парцелляция |
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Я – кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что сни-мать – непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается... (5)Ты – уже здесь. (6)И ты понимаешь – Чернобыль... (7)Но стелется дорога... (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит... (10)Бабочки летают... (11)А это случилось... (12)Солнце... (13)Ласточки бьются под крышей... (14)А это случилось…
(15)И я начал снимать цветущую яблоню…
16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.
– (19)Ну, бабка, поедем.
– (20)Поедем, детки.
– (21)Тогда собирайся, бабка.
(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках – икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.
– (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, – говорят солдаты.
– (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это – моя семья.
(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.
(31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт 5 - 10 человек, – набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить...
(41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними?
(49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям... (52)В другой мир... (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить – ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях... (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу – зверей.
(56)Хочу снять фильм – «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение – снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг – стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча…
(70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы... (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха... (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя...
«(80)О чём ты снимаешь? – говорят мне. – (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне – война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, – из Достоевского... (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам…
(по С.А. Алексиевич)
Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г., автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Герой-рассказчик проживал на территории Чернобыля, когда произошёл взрыв на АЭС, но он не покинул город, а стал снимать всё, что видит.
-
Во время эвакуации жителей заражённых территорий было запрещено брать с собой домашних животных.
-
Рассказчик всё-таки показал отснятые в Чернобыле материалы детям, хотя его упрекали в этом.
-
Вместе с переселением людей изначально планировалось переселять и животных, но проект был реализован лишь частично: перевезли только тех животных, которые были на земле, а птиц и насекомых оставили в зоне заражённой территории.
-
У рассказчика есть идея снять фильм и показать мир, как, по предположению оператора, его видят животные.
24. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 24–26 представлено описание.
2. В предложениях 27–29 представлено рассуждение.
3. Предложения 37–38 раскрывают, поясняют содержание предложения 36
4. В предложении 40 содержится обоснованный ответ на вопросы, заданные в предложениях 38–39.
5. В предложениях 42–48 представлено повествование.
25. Из предложений 49–52 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 70–79 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательной частицы и указательного местоимения. Запишите номер(-а).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Каковы задачи искусства?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий 2 примера из текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между этими примерами.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Номер задания | Правильный ответ |
1 | Как будто, будто, словно, точно |
2 | 35 |
3 | 24 |
4 | 235 |
5 | словарном |
6 | итальянскую |
7 | времени |
8 | 42315 |
9 | 245 |
10 | 24 |
11 | 125 |
12 | 15 |
13 | 234 |
14 | 124 |
15 | 34567 |
16 | 45 |
17 | 13 |
18 | 12356789 |
19 | 134 |
20 | 134 |
21 | 25 |
22 | 14862 |
23 | 23 |
24 | 23 |
25 | Из века в век |
26 | 77 |
Основные проблемы | Позиция автора |
1. Проблема взаимоотношения человека и природы (животного мира). (Как человек воздействует на мир животных (природы)? Как человек взаимодействует с миром природы (животных)? Допустимо ли жестокое отношение к животным? Можно ли считать, что трудности, с которыми сталкивается животный мир, менее важны, чем проблемы человека?) | 1. Человек не всегда осознаёт ценности мира природы и животных, не всегда понимает этот мир, ведёт себя жестоко по отношению к нему. Собственные проблемы являются для человека гораздо более важными, нежели проблемы, с которыми сталкиваются животные – причём чаще всего по вине людей. Подобное отношение к миру природы недопустимо. И важно, чтобы человек сумел осознать это как можно быстрее. |
2. Проблема определения задач искусства. (Каковы задачи искусства?) | 2. Искусство должно изображать не только страдания и радости людей, но стараться «спуститься» в мир животных, попытаться посмотреть на всё их глазами. |
3. Проблема переоценки ценностей. (Что позволяет человеку пересмотреть свои взгляды?) | 3. Когда человек оказывается в экстремальной ситуации, видит мир не таким, каким привык его видеть, у него происходит внутренний переворот – он начинает по-иному смотреть на многие привычные вещи. Порой толчком могут служить очень, казалось бы, незначительные ситуации. |
4. Проблема катастрофических последствий человеческой деятельности. (К каким последствиям может привести человеческая деятельность? Чем опасна человеческая деятельность для окружающего мира?) | 4. Человеческая деятельность может привести к катастрофическим последствиям, о чём свидетельствует трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС: заражённая радиацией земля стала непригодной для жизни не только для человека, но и для животных, для всей природы. |