СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест №4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест №4

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест №4»

4 Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, «…» прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже «цвету», только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека...

Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.

Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.

(По В.Г. Короленко)


1. Самостоятельно подберите подчинительный сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 1 абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. Укажите варианты ответов, в которых значение выделенного слова соответствует его значению в тексте. Запишите номера ответов.

1) ПОДНИМАТЬСЯ. Вставать, меняя лежачее или сидячее положение на стоячее. Рано подниматься с постели.

2) БЕРЕГ. У моряков, речников: суша (в противопоставлении пребыванию в плавании). Списаться на берег.

3) РЕ3ВИТЬСЯ. Играть и веселиться, находясь в движении. Дети резвятся в саду.

4) ПЕСНЯ. 3вуки птичьего пения. Соловьиная песня.

5) ПОГАСНУТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Перестать гореть, перестать светить. Звёзды погасли.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Глаголы и имена прилагательные в тексте используются в информативной функции (песня угасала, воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку).

2) В тексте использованы сравнения (бежала к нам, точно животное, которое резвится; угасала, как наш костёр), эпитеты (золотыми отблесками, богатырский сон), слова с эмоционально-оценочными суффиксами (головушку, голосина), создающие образность, эмоциональность текста, передающие авторское отношение к предмету описания.

3) Грамматическими особенностями текста является использование сложноподчинённых предложений с причинно-следственными отношениями между частями, подчёркивающими логику рассуждения автора.

4) В тексте использованы обособленные распространённые и нераспространённые определения и обстоятельства в изобразительной функции (берега стояли во мгле, неясные, таинственные; волна... бежала к нам, сверкая в темноте пеной; звёздным небом, начинавшим загоратьcя золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны; тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз).

5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) мАстерски 2) сосредотОчение 3) избалОванный 4) кухОнный 5) принУдить


5. Подберите к НЕВЕРНО употребленному выделенному слову пароним.
Из ярко освещённых, переливающихся всеми цветами радуги дверей несётся оглушительная РИТМИЧНАЯ музыка.

В СЛОВЕСНОМ составе языка не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.

С равнины тянуло миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

В разговорах друзей всё чаще проскальзывали нотки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ.

Впереди весна – самая КРАСОЧНАЯ пора жизни всего живого на Земле.


6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите его.
Как-то вечером в лагере появились две девушки, сбившиеся с пути и отставшие от группы экскурсантов, направлявшихся в итальянскую Венецию.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант более УДАЧНЫЙ молодые ОФИЦЕРЫ мало ВРЕМЯ

ПОЕЗЖАЙ быстрее в ДВЕ тысячи пятом году


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А) … существительного с предлогом Б) … между подлежащим и сказуемым

В) …с несогласованным приложением Г) … с однородными членами

Д) … с причастным оборотом


1) В эмиграции М.И. Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Б.Л. Пастернака.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) По истечении указанного в инструкции срока годности лекарство нельзя использовать.

7) Те, кто действительно любит и изучает русский язык, осознают его великолепие, мощь, богатство и силу.

8) Благодаря композитору М.И. Глинке не только жизнь и быт народа, но и героические образы русской истории и народного эпоса были воплощены в музыке.

9) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) ч..стосердечный, щ..бетанье, ч..стота (пульса)

2) щ..велевый, ш..рада, ж..сминовый

3) отв..рить (грибы), ст..левар, исп..рение

4) несг..раемый (сейф), к..мпонент, р..скошный

5) ух..щрение, прим..рять (джинсы), пал..садник


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье

4) вз..скать, раз..грать, без..скусный

5) суб..ект, в..ездной, зав..южило


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) пережев..вать, воспит..вать 2) наслед..вать, вибрир..вать

3) сбивч..вый, утр..чко 4) француж..нка, больш..нство

5) Ван..чка, неж..нка


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) крикн..шь, незыбл..мый 2) прогон..м, выгляд..вший

3) (дети) маш..т, тащ..щий (в гору) 4) выточ..шь, довер..нный

5) знач..щий (для меня), (они) послужат


13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Для литературной части вечера был припасён сюрприз: Ольга Книппер- Чехова пообещала прочитать ещё (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЙ рассказ А. П. Чехова.

2) Дедушка привык к простой пище и морские водоросли (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛ.

3) Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска, а практически накануне.

4) Я очень хотел позвонить Вам, но не смог придумать (НИ)КАКОГО предлога.

5) Екатерина Михайловна слушала (НЕ)ПЕРЕБИВАЯ и что-то записывала.


14. Укажите варианты, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

Запишите номера ответов.

1) Культура речи – это, (ВО)ПЕРВЫХ, целесообразное применение языка в общении и, (ВО)ВТОРЫХ, – раздел лингвистики.

2) Старинное ЗЕЛЕНОВАТО(ЖЁЛТОЕ) (ПРЕСС)ПАПЬЕ было куплено ещё дедушкой и царило на письменном столе папы.

3) На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

4) (ИЗ)ЗА яркого солнечного света краски начали смотреться (ПО)ДРУГОМУ.

5) Лицо Ивана (КАК)БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ)ТОГО казалось высеченным из мрамора.


15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Я вспомнил нашу арбатскую гости(1)ую, которая была перегороже(2)а дубовым буфетом с выреза(3)ыми на дверцах гроздьями винограда, никелирова(4)ые шары на спинке материн-ской кровати, стари(5)ые шёлковые обои с розами и крупным жасмином, купле(6)ый на Смоленском рынке абажур с дли(7)ыми кистями, висевший на кручё(8)ом шнуре над столом.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.

  1. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

  2. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

  3. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

  4. В силу обстоятельств после революции А. И. Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.

5) Взошло заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко и зажгло янтарным светом снега.


17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Огромный старый клён (1) возвышавшийся над всей южной частью сада (2) и ставший теперь ещё больше и свежее (3) покрылся узором (4) зеленеющей юностью листвы.


18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я лёг в постель, но долго не мог заснуть. Я думал, что, когда Мастер вырастет, он, как Попов, изобретёт что-нибудь великое. Правда (1) всё самое необходимое (2) кажется (3) уже изобретено. Но (4) кое-что (5) конечно (6) осталось и для Мастера. Вот (7) например (8) ракета для полётов на Луну. Или такой аппарат, который смог бы за какие-нибудь два-три часа вдолбить в голову знания за всю школу. Сколько бы тогда было сэкономлено времени! В общем (9) Мастеру будет над чем подумать. (по А. Г. Алексину)


19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Трудно сказать (1) когда (2) появилось в Ростове «финифтяное художество» (3) поскольку в конце XVIII века здесь уже действовал особый цех по изготовлению финифтяных иконок и украшений (4) слава о создателях (5) которых (6) шла по всей России.


20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.


21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.
(1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.


22. Установите соответствие.


А) Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?

Б) Не бесследно проходят по земле

поколения.

В) Девушка стояла посреди зала на ковре, покрывающем блестящий, как озеро, паркет (Т.Тэсс).

Г) Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь.

Д) А я с годами тише, тише,

Я знаю цену громких фраз.

А мне все ближе, мне все ближе

В селе состарившийся вяз (Н. Рачков).

1) риторическое обращение

2) лексический повтор

3) градация

4) инверсия

5) гипербола

6) олицетворение

7) ассонанс

8) сравнение

9) парцелляция


Прочитайте текст и выполните задания 23–27. 

(1)Я – кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что сни-мать – непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается... (5)Ты – уже здесь. (6)И ты понимаешь – Чернобыль... (7)Но стелется дорога... (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит... (10)Бабочки летают... (11)А это случилось... (12)Солнце... (13)Ласточки бьются под крышей... (14)А это случилось…
(15)И я начал снимать цветущую яблоню…
16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.
– (19)Ну, бабка, поедем.
– (20)Поедем, детки.
– (21)Тогда собирайся, бабка.
(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках – икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.
– (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, – говорят солдаты.
– (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это – моя семья.
(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.
(31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт 5 - 10 человек, – набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить...
(41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними?
(49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям... (52)В другой мир... (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить – ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях... (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу – зверей.
(56)Хочу снять фильм – «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение – снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг – стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча…
(70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы... (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха... (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя...
«(80)О чём ты снимаешь? – говорят мне. – (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне – война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, – из Достоевского... (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам…
(по С.А. Алексиевич)
Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г., автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».


23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Герой-рассказчик проживал на территории Чернобыля, когда произошёл взрыв на АЭС, но он не покинул город, а стал снимать всё, что видит.

  2. Во время эвакуации жителей заражённых территорий было запрещено брать с собой домашних животных.

  3. Рассказчик всё-таки показал отснятые в Чернобыле материалы детям, хотя его упрекали в этом.

  4. Вместе с переселением людей изначально планировалось переселять и животных, но проект был реализован лишь частично: перевезли только тех животных, которые были на земле, а птиц и насекомых оставили в зоне заражённой территории.

  5. У рассказчика есть идея снять фильм и показать мир, как, по предположению оператора, его видят животные.


24. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 24–26 представлено описание.

2. В предложениях 27–29  представлено рассуждение.

3. Предложения 37–38 раскрывают, поясняют содержание предложения 36

4. В предложении 40 содержится обоснованный ответ на вопросы, заданные в предложениях 38–39.

5. В предложениях 42–48 представлено повествование.


25. Из предложений 49–52 выпишите один фразеологизм.

26. Среди предложений 70–79  найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательной частицы и указательного местоимения. Запишите номер(-а).


27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Каковы задачи искусства?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий 2 примера из текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между этими примерами.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.



Номер

задания

Правильный ответ

1

Как будто, будто, словно, точно

2

35

3

24

4

235

5

словарном

6

итальянскую

7

времени

8

42315

9

245

10

24

11

125

12

15

13

234

14

124

15

34567

16

45

17

13

18

12356789

19

134

20

134

21

25

22

14862

23

23

24

23

25

Из века в век

26

77









Основные проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношения человека и природы (животного мира).
(Как человек воздействует на мир животных (природы)? Как человек взаимодействует с миром природы (животных)? Допустимо ли жестокое отношение к животным? Можно ли считать, что трудности, с которыми сталкивается животный мир, менее важны, чем проблемы человека?)

1. Человек не всегда осознаёт ценности мира природы и животных, не всегда понимает этот мир, ведёт себя жестоко по отношению к нему. Собственные проблемы являются для человека гораздо более важными, нежели проблемы, с которыми сталкиваются животные – причём чаще всего по вине людей. Подобное отношение к миру природы недопустимо. И важно, чтобы человек сумел осознать это как можно быстрее.

2. Проблема определения задач искусства.
(Каковы задачи искусства?)

2. Искусство должно изображать не только страдания и радости людей, но стараться «спуститься» в мир животных, попытаться посмотреть на всё их глазами.

3. Проблема переоценки ценностей.
(Что позволяет человеку пересмотреть свои взгляды?)

3. Когда человек оказывается в экстремальной ситуации, видит мир не таким, каким привык его видеть, у него происходит внутренний переворот – он начинает по-иному смотреть на многие привычные вещи. Порой толчком могут служить очень, казалось бы, незначительные ситуации.

4. Проблема катастрофических последствий человеческой деятельности.
(К каким последствиям может привести человеческая деятельность? Чем опасна человеческая деятельность для окружающего мира?)

4. Человеческая деятельность может привести к катастрофическим последствиям, о чём свидетельствует трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС: заражённая радиацией земля стала непригодной для жизни не только для человека, но и для животных, для всей природы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя