СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест№39

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест№39

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест№39»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.


(1)Внешне электричество и магнетизм проявляют себя совершенно по-разному, но на самом деле они теснейшим образом связаны между собой. (2)Заслуга окончательного слияния двух этих понятий принадлежит Джеймсу Кларку Максвеллу, разрабатывавшему единую теорию электромагнитных волн с 1850-х годов и до самой его безвременной кончины в 1879 году. (3)… появлению уравнений Максвелла предшествовала целая череда открытий первой половины XIX века, начало которой положил датский физик Ханс Кристиан Эрстед, который наглядно продемонстрировал, что под воздействием поднесенного на близкое расстояние проводника магнитная стрелка компаса отклоняется.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Окончательно связь электричества и магнетизма подтвердил Джеймс Максвелл, однако появлению его уравнений предшествовала другие открытия, начало которым положил датский физик Ханс Эрстед, продемонстрировавший, что под воздействием проводника стрелка компаса отклоняется.
2)Электричество и магнетизм теснейшим образом связаны между собой, что смог доказать лишь Джеймс Кларк Максвелл, разрабатывавший единую теорию электромагнитных волн с 1850-х годов и до самой его безвременной кончины в 1879 году.
3)Заслуга слияния двух понятий – «электричества и магнетизма» – принадлежит Джеймсу Максвеллу, который разрабатывал теорию электромагнитных волн на протяжении всей своей жизни, опираясь на открытия первой половины XIX века.
4) Ханс Эрстед продемонстрировал, что магнитная стрелка компаса отклоняется, если поднести проводник на близкое расстояние, это стало началом череды открытий.
5)Появлению уравнений Максвелла и утверждения связи электричества и магнетизма предшествовала целая череда открытий первой половины XIX века, начало которой положил датский физик Ханс Кристиан Эрстед, доказавший,  что под воздействием поднесенного на близкое расстояние проводника магнитная стрелка компаса отклоняется.


2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОВОДНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОВОДНИК, -а, муж.

 1. Провожатый, указывающий путь. Проводник по горным тропам.
 2. Железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. Бригада проводников.
 3. Специалист, работающий со служебной собакой. Проводник с розыскной собакой.
 4. Вещество, не оказывающее значительного сопротивления электрическому току или хорошо пропускающее через себя звук, теплоту. Металл – проводник электричества.
 
5. То, что служит передатчиком, посредником для распространения чего–н (перен.). Проводники культуры. Книга – проводник знаний.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

катАлог тамОжня снялА прибЫв тОтчас


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Яков Подкова – ЗАЧИНЩИК драки – первый покинул мельничный двор.
Мать всё сокрушалась, что ей нечего ОДЕТЬ.
В конце мая 1995 года волны выбросили лодку на БОЛОТИСТЫЙ флоридский берег.
Завтра ПАМЯТНЫЙ день – вручение дипломов.
Между ними у стены как раз помещался ЛАКИРОВАННЫЙ комодик.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.

Молодежь просто хочет выделяться из толпы людей. 

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

без НЕГО
около ПОЛУТОРАСТА метров
пара ДЖИНСОВ
петь более КРАСИВЕЕ
ЗАСОХ на солнце

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Он открыл глаза и увидел, что бледный свет в конце пещеры померк.
2)Демидов не понял, что за Лида, пожал плечами и шел дальше по коридору.
3)В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик,  – я врач.
4)А тут я узнаю то, что он-то едет до ближайшей узловой станции.
5)МГУ провел конкурс чтецов.
6)Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, яблоки.
7)Те, кто в Москве живут, в семнадцатом году, может быть, и рогатки не имели.
8)Преподаватель указал о том, что в работе имеются ошибки.
9)Все весело уселись за стол, положили по полной чайной чашке варенья и только взялись за ложки, как светлячок ни с того ни с сего влез по стенке на потолок, глубоко вздохнул и засветился.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) затв..рить (дверь), д..бреть, фл..минго
2) пл..вец, пос..дел (на стуле), укл..нение (от обязанностей)
3) зал..зать (на дерево), зам..лчал, объ..снять (задачу)
4) соед..нять, дог..дался, зап..рать (дверь)
5) к..сой, мол..ко, г..рода


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ин..екция, об..ём, в..юга
2) с..гнуть, в..йти, под..шел
3) пр..кроватный, пр..выкнуть, пр..оритет
4) ра..следовать, ..дать (экзамен), в..думать
5) пост..мпрессионизм, вз..мать, двух..гольный

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ружь..цо, ватруш..чка
2) милост..вый, осматр..вать
3) берест..ной, удво…ть
4) подряд..ик, процент..ик
5) замоч..к, ялтин..ц

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) немысл..мый, помо..шь (пол)
2) неотъемл..мый, посе..вший
3) уравновеш..нный, увид..вший
4) люб..щий, стро..вший
5) подстрел..нный, обознач..нный

 

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Чтобы участвовать в ней, нужно было прятаться в песчаные гроты, взбираться на деревья, падать в волчьи ямы, стрелять из луков и рогаток, что опять-таки было далеко (НЕ) БЕЗОПАСНЫМ.
Всё, оказывается, абсолютно всё хранится в памяти, и сам он, вот что странно, будто не нынешний, не сиюминутный, а прежний, ничуть (НЕ) ПОВЗРОСЛЕВШИЙ.
Я (НЕ) ДОЛЖЕН был считать его слова бахвальством, он просто сочувствовал тому молодому талантливому пареньку, который пробивал себе дорогу.
При зрелом размышлении приказ генерального, который отнюдь (НЕ) ПЛОХО относился к Севастьянову, действительно казался продиктованным заботой.
Он сердито скомкал (НЕ) ПРОЧИТАННЫЙ номер газеты и отбросил его.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все семь купчих были оформлены (В)ТЕЧЕНИЕ двух дней, и после подписания каждого из них (НА)СЧЁТ в банк уходило от двадцати четырёх до двадцати девяти тысяч.
Стреповиков (В)ОТЛИЧИЕ от меня радости не выказывал: он был ТАК(ЖЕ) немногословен, как и прежде.
Воздушный пассажир, привыкший перелетать за считанные часы и минуты из одной страны в другую и (ПО)ЭТОМУ полагавший, что выгрузка его пожитков из чрева самолета ТО(ЖЕ) дело минутное, бывает неприятно удивлен, когда лента транспортера не торопится выбрасывать его чемоданы.
(В)СВЯЗИ с развёртыванием этих, а ТАК(ЖЕ) и других немаловажных предприятий начало стремительно полнеть население города.
(ТО)ЕСТЬ физически он ещё стоял посреди комнаты, но для того ЧТО(БЫ) дойти до порога, одеться и выйти за дверь, ему понадобилось три минуты.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Для нее девятнадцатый век был убежищем, за которым навсегда захлопнулась бронирова(1)ая дверь, она ощущала его как некий храм, пространство, заполне(2)ое ничем не замутне(3)ыми образами и еще не извраще(4)ыми звучаниями: декабристы, Наталья Николаевна, Римский-Корсаков, Левитан, Толстой застыли в нем, как мраморные изваяния.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
2) За окном плыли багажные перроны составы на запасных путях семафоры будки штабеля шпал.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдат (1) похожий на деда (2) погрозил ему пальцем и сморщился (3) словно (4) тоже (5) собираясь заплакать.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она (1) была (2) вероятно (3) некогда очень красивой высокомерной брюнеткой (4) как мне казалось (5) типа Марины Мнишек, но я помню её уже пожилой, властной, с колдовскими жгучими глазами на сердитом, никогда не улыбающемся лице.


19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тесном коридорчике (1) большую часть (2) которого занимала железная печка (3) Тимофей отворил левую дверь и очутился в комнатке (4) где места хватало для двух кроватей да навесного столика.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иришка не могла скрыть досаду, томилась, скучала, вредничала и задиралась (1) то соглашалась играть в малышовые игры (2) а то над ними смеялась (3) и (4) когда оскорбления сделались невыносимыми (5) Колюня принял вызов, сумел девчонку побороть.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Река Волга – самая большая река не только России, но и всей Европы. (2)На сегодняшний день ее протяженность составляет более трех с половиной тысяч километров. (3)А еще совсем недавно, до строительства водохранилища, длина этой российской реки была и того больше. (4)Название происходит, по мнению ученых, из балтийского языка и в дословном переводе означает «Большая река». (5)Для населения России трудно переоценить ее важность и значение. (6)Пересекая четыре республики и одиннадцать областей, река Волга снабжает водными ресурсами девять гидроэлектростанций с водохранилищами, обеспечивает водой почти половину промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации. (7)Кроме того, Волга является важной транспортной водной магистралью, источником туризма, судоходства, промысла, культуры и искусства.

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Счастье не зарабатывается и не заслуживается. (2)Оно в такой же мере не является категорией нравственной, как, например, кровообращение. (3)И то и другое необходимо для здоровья и благополучия. (4)По словам Спинозы, счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; мы наслаждаемся счастьем не потому, что сдерживаем наши желания, а, напротив, мы не в состоянии их сдерживать, потому что наслаждаемся счастьем. 

(5)Бескорыстие способствует счастью, ибо оно не только направляет наши помыслы на окружающий нас мир, отвлекая от размышлений о собственных настоящих или мнимых ошибках, тревогах, то есть от неприятных мыслей, но и позволяет проявить себя творчески и наиболее полно в помощи другим людям.(6)Для любого человека приятнее всего мысль, что в нем кто-то нуждается, что он играет достаточно важную роль, чтобы помочь сделать кого-то счастливым. (7)Однако если мы начнем думать, будто счастье получают, так сказать, в награду за бескорыстие, то неизбежно, рано или поздно, возникнет чувство вины за то, что мы желаем себе счастья. 

(8)Счастье, естественно, сопутствует бескорыстным помыслам и действиям, но отнюдь не является наградой или платой за бескорыстие. (9)Если бы в самом деле бескорыстие вознаграждалось, то отсюда следовало бы, что чем больше самоотречения и самоуничижения, тем больше счастья. (10)А за этим следовал бы уже совсем нелепый вывод: чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным. 

(11)Если здесь и можно говорить о нравственной проблеме, то скорее в связи с понятием несчастья, чем счастья. (12)«Поза, олицетворяющая несчастье, – говорит Уильям Джемс, – не только физически тягостна, она и убога и безобразна. (13)Что может быть низменнее, недостойнее настроения упадочничества, нытья и уныния, какие бы внешние невзгоды ни были тому причиной? (14)Оно оскорбительно для окружающих и меньше всего помогает преодолевать трудности. (15)Подобное настроение усугубляет и продлевает до бесконечности наши беды»... 

(16)Джон А. Шиндлер предложил следующую формулировку: «Счастье – такое настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли». (17)И я не думаю, что столь простое определение нуждается в улучшении как с медицинской, так и с этической точки зрения. 
(по М. Мольцу)
Максуэлл Мольц (1899 - 1975) - американский писатель, доктор медицинских наук Колумбийского Университета. 

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным.
2) Бескорыстие способствует счастью.
3) Счастье нужно заработать.
4) Счастье – это настроение, при котором в голове преобладают приятные мысли.
5) Счастье является наградой за бескорытие.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5-7 представлено повествование.
2) В предложении 17 содержится описание.
3) В предложениях 5-10 представлено рассуждение.
4) Предложения 2-4 поясняют, раскрывают содержание предложения.
5) Предложение 14 является ответом на вопрос, сформулированный в предложении 13.


24. Из предложения 13 выпишите разговорное слово.


25. Среди предложений 5–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и однокоренного слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


26. Максулл Мольц, рассуждая о счастье, использует большое количество (А)_____( награда – плата в предложении 8, «зарабатывается – заслуживается» в предложении 1), что позволяет сделать его речь яркой и разнообразной.
Чтобы добавить речи убедительности, автор на протяжении всего рассуждения неоднократно прибегает к (Б) ____(предложение 12, 16). Сделать речь торжественной помогает (В)______ («добродетель» в предложении 4, «бескорыстие» в предложении 5, «помыслам» в предложении 8, «самоотречение» в предложении 9).
Усилению значения каждого слова способствует синтаксическое средство (Г)_______ («тягостна…убога, безобразна) ( в предложении 12). 

Список терминов:

1) параллелизм
2) антонимы
3) цитирование
4) синонимы
5) парцелляция
6) книжная лексика
7) контекстные синонимы
8) градация 
9) риторический вопрос

 

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

1 – 15

2 – однако/но

3 – 4

4 – каталог

5 – надеть

6 – людей

7 – красиво

8 – 73426

9 – 35

10 – 235

11 – 125

12 – 35

13 – НЕПРОЧИТАННЫЙ

14 – ПОЭТОМУТОЖЕ

15 – 1234

16 – 35

17 – 123

18 – 2345

19 – 134

20 – 12345

21 – 47 или 167

22 – 135

23 – 34

24 – нытья

25 – 710

26 – 4368



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя