«Эх, путь - дорожка фронтовая…»
(Военным водителям посвящается)
Цель:
Познакомить обучающихся с профессией – военный водитель.
Задачи:
- расширить знания о роли водителей в Великой Отечественной войне,
об их героизме, проявленном на « Дороге Жизни» в блокадном Ленинграде;
- познакомить с техникой военного времени.
- способствовать развитию выразительности речи, памяти, внимания через заучивание и прочтение стихов; просмотра презентации.
- воспитывать чувство гордости и уважения к солдатам – водителям.
Оборудование:
Мультимедиа, компьютер.
Презентация «Эх, путь дорожка фронтовая…».
Музыкальное сопровождение:
«Эх, дороги…» (Лев Ошанин (стихи), Анатолий Новиков (музыка)
«Песенка фронтового шофера» (Наум Лабковский; Борис Новиков (стихи), Борис Мокроусов (музыка).
Ход мероприятия
Ι. Организационный момент:
Бывают события, которые не стираются из памяти людей. К ним относится Великая Отечественная Война 1941-1945гг. Знаменательный день в нашей жизни – великий праздник 9 мая - День Победы. Мы с творческой группой студентов продолжаем собирать материал о людях разных профессий в годы войны. Сегодня как вы догадались будем говорить о водителях, которые внесли свой вклад в Победу.
Чтец 1
Дороги войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести и отваги не одной тысячи солдат и офицеров.
Главная профессия на фронте - разумеется, боец, военный, солдат. Для того, чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные и прочие сопутствующие вопросы решались максимально незаметно и вовремя, силами одних только военных не обойтись. Люди разных профессий ковали победу в тылу и на фронте.
Вместе со всеми воинами отважно сражались и воины-автомобилисты.
Чтец 2
Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль пехоты и кавалерии снизилась, на первое место вышла моторизированная техника. А там, где техника, должен быть и водитель. Водители не меньше других рисковали жизнью.
Они провели свои машины от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив свой автограф на стенах поверженного рейхстага.
Основной задачей водителей была эвакуация раненых бойцов и мирного населения, доставка продовольствия, горючего, орудий и боеприпасов на передовую.
Чтец 3
Сколько их, за баранкой шоферов
На дорогах родимой Земли,
Одолевших и долы, и горы
По снегам, по воде и в пыли?
Сколько их?
Бесконечные грузы,
Бесконечные ночи без сна.
Труд для них —
уж никак не обуза,
Труд для них—
Долгих трасс новизна.
Чтец 4
Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по
которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны
ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и заканчивая передовой.
Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам,
асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками, по льду
Ладожского озера, горным перевалам Трансильванских Альп.
Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо
для машин и вода для питья, медикаменты, запчасти – это не полный
перечень тех грузов, которые доставлялись автомобилистами во время войны.
Чтец 1
Не только снабжение фронта ложилось на плечи военных
водителей. Автотранспорт обеспечивал и крупные перегруппировки войск.
Уже 24 июня 1941г., на третий день войны, из района
Барановичи в Слоним на грузовых автомобилях были
переброшены четыре дивизии, с ходу вступившие в бой.
Автомобиль – это еще и узел связи, командный пункт,
шасси для установки вооружения и техники, походная
типография, и средство буксировки артиллерии.
Чтец2
Все знают о подвиге шоферов, которые перевозили продовольствие в блокадный Ленинград.
В сентябре 1941г., когда фашисты понесли под Ленинградом огромные потери в живой силе и технике, Гитлер выдвинул план блокады города: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его. Ленинграду придется умереть голодной смертью».
Рассказы о прадедах и дедах.
Чтецы из группы
Автомобили Великой Отечественной войны!
Вторая Мировая вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная война. Это был первый в мировой истории конфликт с участием рекордного количества технических ТС — на двух, трёх, четырёх колёсах, без колёс вовсе и с крыльями.
Мы ,студенты группы ТОР-22,будущие автомеханики, хотим рассказать о некоторых моделях автомашин времен Великой Отечественной войны.
Начать обзор следует с грузовичка, внесшего наибольший вклад в Победу: ГАЗ-ММ, «полуторка».
Первый автомобиль - это легендарная «полуторка». Маленький, неказистый, по-своему красивый грузовичок, составлявший половину автомобильного парка в годы войны. Не каждому автомобилю достается такая богатая и интересная судьба, как этому.
Автомобиль служил бойцам ещё в Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.
Именно «полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Перегруженная сверх нормы, взбиравшаяся на возвышенности исключительно задним ходом (в том числе и по причине отсутствия бензонасоса, топливо шло самоходом) эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала больных и ослабевших ленинградцев, в основном – стариков и детей.
Она же «полуторка» — безотказный, выносливый, простой и надёжный грузовик, названный так в честь своей грузоподъёмности. Это лицензионная копия автомобиля Ford AA, самим же Генри Фордом в СССР и привезённая. Машина выпускалась на Нижегородском (позже — Горьковском) заводе им. Молотова и стала одной из самых массовых. Общий тираж за 18 лет выпуска (1932-1950) составил более 1 млн единиц.
До наших дней дожили не все «ГАЗы-АА». В СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.
Чтец. ЗИС-5, «трехтонка»
Если «ГАЗ-АА» был «полуторкой», то «ЗИС-5» по праву можно назвать «трёхтонкой». Именно столько он поднимал на борт. При вдвое большей грузоподъёмности «ЗИС-5» обладал сопоставимым с «полуторкой» запасом хода — порядка 200 км.
Всего с 1933 по 1948 произведено чуть больше 350 тыс. штук. Но на этом его история не закончилась. После глобальной модернизации его выпуск до 1965 продолжился в Миассе. Уже под именем «УралЗИС-355/355М».
На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен именно этот автомобиль, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше.
Чтец
Применение следующей машины во время войны оказалось для немцев полной неожиданностью. Главное командование сухопутных сил Германии 14.08.1941 г. оповещало свои войска: "Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку …. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. … При захвате таких пушек немедленно сообщать". Через две недели появилась директива: "Русское орудие, метающее ракетообразные снаряды". В ней говорилось: " … войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами. Из одной установки в течение 3 – 5 с. может быть произведено большое число выстрелов. … О каждом появлении этих орудий надлежит донести генералу, командующему химическими войсками при верховном командовании, в тот же день".
А один попавший в плен немецкий офицер, испытавший на себе действие этой советской реактивной артиллерии, спрашивал на допросе:
— Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу передать ваших секретов. Но скажите мне перед смертью — что это? Что это страшное, наваливающееся на нас сверху, как гнев божий?
Ребята, а вы уже догадались о чем пойдет речь?
Да, реактивная система залпового огня БМ-13 "Катюша".Совершенно верно, а кто из вас знает, почему эта боевая машина носила такое название?
Чтец
Этот автобус яркий пример унификации моделей и того, как гражданское производство может перепрофилироваться в военное.
До ВОВ автобус на шасси «ГАЗ-АА» использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время войны — как санитарный и штабной. В этой ипостаси он получил третью ось (колёсная формула – 6х4) и модифицированный под соответствующие цели кузов.
«ГАЗ-03-30» считается самым массовым довоенным транспортом такого типа. Хотя всего за годы выпуска (суммарно — с 1933 по 1950) произведено чуть больше 18 тысяч штук.
Чтец3
Самый известный в стране памятник воинам - водителям, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны, находится в Брянске. В камне воссоздан выразительный образ фронтового шофера, который бесстрашно вел свою машину по дорогам войны.
Чтец 2
Тысячи водителей удостоены боевых наград, многие награждены посмертно. Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 миллионов тонн военных грузов. Колоссальную нагрузку и тяжелые испытания наши водители и автомобили выдержали с честью.
Такой невероятной ценой была достигнута Победа!
Чтец 3
Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Пехотинцы, вступавшие в бой «с колес», закрывая бреши в обороне. Артиллеристы, отцеплявшие свои орудия от ЗиСов и «студеров» на пути у прорвавшихся немецких танков. Советские танкисты, получавшие горючее и боезапас с машин обеспечения подчас прямо на передовой…
Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.
Бессмертный полк
Песня « День Победы »
5