СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация позволит узнать, как познакомить детей с экологической тропой

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников»

Государственное учреждение образования «Ясли – сад № 6 г.Новогрудка»       Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников   Воспитатель дошкольного образования без категории Е.В. Амелько

Государственное учреждение образования «Ясли – сад № 6 г.Новогрудка»

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

 

Воспитатель дошкольного образования без категории Е.В. Амелько

Экологическая тропа  – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

Экологическая тропа  – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

Актуальность темы. Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет. Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей. Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.д.

Актуальность темы.

Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.

Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.д.

         Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада  Задачи: познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; развивать воображение, мышление, внимание, речь; воспитывать эстетические чувства, любовь к природе

Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада

Задачи:

  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • развивать воображение, мышление, внимание, речь;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к природе
Чем интересен экологический маршрут Привлекательностью Доступностью Информативностью - Красотой ландшафта - способностью - Каждая тропа непохожа удовлетворять на другие  Должна быть с хорошими дорогами Способностью удовлетворять потребности детей в разных проблемах - быть безопасной. Тропа не должна быть  монотонной

Чем интересен экологический маршрут

Привлекательностью

Доступностью

Информативностью

- Красотой ландшафта - способностью

- Каждая тропа непохожа удовлетворять на другие 

  • Должна быть с хорошими дорогами

Способностью удовлетворять потребности детей в разных проблемах

- быть безопасной.

  • Тропа не должна быть

монотонной

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Последовательность действий по созданию экологической тропы

Последовательность действий по созданию экологической тропы

Обследование и выделение интересных объектов

Обследование и выделение интересных объектов

Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:       Деревенское подворье Наш чудесный огород Зелёная аптека Кустарники и ягодники Метеостанция Тропа здоровья У царевны лягушки Жужжащий и ползающий мир Деревья нашего двора Птичий городок Поляна сказок Удивительные пеньки Привал «Место встреч»

Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:

  • Деревенское подворье
  • Наш чудесный огород
  • Зелёная аптека
  • Кустарники и ягодники
  • Метеостанция
  • Тропа здоровья
  • У царевны лягушки
  • Жужжащий и ползающий мир
  • Деревья нашего двора
  • Птичий городок
  • Поляна сказок
  • Удивительные пеньки
  • Привал «Место встреч»

Маршрут экологической тропы

Маршрут экологической тропы

На основе этих данных составляется паспорт экологической тропы 10.Птичий городок 11.Поляна сказок 9.Деревья нашего двора 13.Привал «Место встреч» 7. У царевны лягушки 12.Удиветельные пеньки 8.Жужжащий и ползающий мир ГУО «Ясли-сад №6 г.Новогрудка» 6. Тропа здоровья 1. Деревенское подворье 4. Кустарники и ягодники 2.Наш чудесный огород 3.Зелёная аптека 5.Метеостанция

На основе этих данных составляется паспорт экологической тропы

10.Птичий городок

11.Поляна сказок

9.Деревья нашего двора

13.Привал «Место встреч»

7. У царевны лягушки

12.Удиветельные пеньки

8.Жужжащий и ползающий мир

ГУО «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»

6. Тропа здоровья

1. Деревенское подворье

4. Кустарники и ягодники

2.Наш чудесный огород

3.Зелёная аптека

5.Метеостанция

Для повышения интереса детей во время экскурсий по экологической тропе присутствует сказочный герой. Это может быть «Боровичок», «Домовой детского сада» или «Фея Флора»

Для повышения интереса детей во время экскурсий по экологической тропе присутствует сказочный герой. Это может быть «Боровичок», «Домовой детского сада» или «Фея Флора»

Правила поведения на экологической тропинке в детском саду. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой. - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса. - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке. - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить. Запрещается: загрязнять природную среду; -  ломать деревья, вытаптывать растения беспокоить животных, разорять птичьи гнезда. Необходимо:  - ходить по тропинкам, сохранять растения; - подкармливать и оберегать птиц.

Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.

  • Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
  • - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
  • - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
  • - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить.

Запрещается:

  • загрязнять природную среду; -
  • ломать деревья, вытаптывать растения
  • беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.

Необходимо:

- ходить по тропинкам, сохранять растения;

- подкармливать и оберегать птиц.

На экологической тропинке можно разместить различные природоохранные знаки.

На экологической тропинке можно разместить различные природоохранные знаки.

ФОТОГРАФИРУЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ

ФОТОГРАФИРУЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ

Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.  Экологические беседы Наблюдения в природе  Целевые прогулки  Решение экологических ситуативных задач Трудовой десант Зелёный патруль Лесная аптека Экологические развлечения Экологические сказки Составление экологических карт  Экологические конкурсы Выставки и экспозиции Исследовательская деятельность Чтение художественной литературы.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.

  • Экологические беседы
  • Наблюдения в природе
  • Целевые прогулки
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Трудовой десант
  • Зелёный патруль
  • Лесная аптека
  • Экологические развлечения
  • Экологические сказки
  • Составление экологических карт
  • Экологические конкурсы
  • Выставки и экспозиции
  • Исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :  – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего  окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.  – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных  качеств каждого ребенка. – Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее  взаимосвязь с окружающим миром.  – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой  природы.  – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.  – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой  в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.  – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,  исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада : – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Работа на видовых точках На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена. Воспитанники с удовольствием трудятся в природе. На видовых точках «Деревья нашего двора» высаживали саженцы берёзы, сосны, ёлки. Дети ухаживают за саженцами поливают их, рыхлят вокруг землю. На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \

Работа на видовых точках

На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена. Воспитанники с удовольствием трудятся в природе.

  • На видовых точках «Деревья нашего двора» высаживали саженцы берёзы, сосны, ёлки. Дети ухаживают за саженцами поливают их, рыхлят вокруг землю. На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \
 Предметно- развивающая   среда Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматриваем камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев. «Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время.  Уголок природы. Библиотека. В ней  представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.

Предметно- развивающая среда

  • Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматриваем камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.
  • «Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время.
  • Уголок природы.
  • Библиотека. В ней  представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.
На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей,  приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно  воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом. Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»
  • На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.
  • Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»
.  Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе. Способствуем формированию трудовых умений  и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляем в группе. Проводим непосредственно образовательную деятельность, на которой даём возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомим детей с новым материалом, который используем на экологической тропе. Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

. Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе.

  • Способствуем формированию трудовых умений  и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляем в группе. Проводим непосредственно образовательную деятельность, на которой даём возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомим детей с новым материалом, который используем на экологической тропе.
  • Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).
Для самостоятельной деятельности детей мы предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения Беларуси», «Животные и птицы Беларуси».
  • Для самостоятельной деятельности детей мы предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения Беларуси», «Животные и птицы Беларуси».

Вывод: Экологическим образованием и  воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате обследования экологической тропы у детей:  повысится уровень экологических знаний, познавательной и  речевой активности детей дошкольного возраста;  улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;  повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в  вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста: -наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе; - изучать живые объекты в их естественном природном окружении; - получить навыки простейших экологических исследований; - понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.