СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический десант

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у воспитанников экологической инициативности в улучшении среды обитания, подготовка лидеров детских экологических объединений.

Просмотр содержимого документа
«Экологический десант»

РФ Республика Саха (Якутия) Мегино- Кангаласский район, МБОУ «Балыктахская СОШ»

Проект «Экологический десант»

Направление экологическое

Вид программы адаптированная

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 5- 7 класс

Автор: Семенова Мария Матвеевна, воспитатель пришкольного интерната.

Пояснительная записка

Актуальность:

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. О проведении в Российской Федерации Года экологии

5 января 2016 года

  1. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю:

  1. Провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.

  2. Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года экологии.

  1. Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Иванова С.Б.

  1. Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии утвердить состав организационного комитета.

  2. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года экологии.

  3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.

  4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Программа по экологическому воспитанию составлена в соответствие ФГОС

Экология – это наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос – отмечается экологическое неблагополучие в состоянии природных ресурсов, ухудшение воды, воздуха и земли, которое происходит в результате интенсивной деятельности человека, что неблагоприятно влияет как на взрослый, так и на детский организм. Проблема – в низком уровне экологической культуры с детства. Решение проблемы связано с воспитанием и образованием людей.

Глубокий экологический кризис, который переживает вся цивилизация, требует экологизации всей жизни, культуры человека. Экология ныне понимается, как форма мышления, самосознания цивилизации. Экологическое воспитание и образование должно рассматриваться как новый аспект работы в детской организации в области охраны окружающей среды. Правильно поставленная экологическая работа приводит детей к обобщению «всё связано со всем», к экологическому мышлению, которое включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде, к памятникам природы и культуры. Формирование у ребенка основ экологической культуры должно осуществляться за счёт максимального простроенной технологии и включения семьи, образовательных учреждений. Общественных организаций, специалистов, учёных, СМИ.

Формирование в подрастающем поколении России личных качеств, необходимых для полноценной жизни в нашем веке с его такими сложными и разнообразными экологическими проблемами, может происходить только через настойчивое и упорное воспитание любви к природе и устремлённости к её сохранению за счёт ограничения личных потребительских наклонностей при безграничном развитии личных творческих способностей.

Воспитание это должно проходить красной нитью, через все формы деятельности ребёнка и при согласованном участии всех, кто, так или иначе, отвечает за его воспитание: семьи, ОУ, специалистов, учёных, СМИ. Подсказать пути и формы интегрирования этих разных сфер деятельности – одно из главных назначений данной программы. Очень важно также, что воспитание экологической культуры, отвечающей предназначению личности как гражданина, должно идти через: активное ознакомление; активное участие в их сбережении и развитии; объединение личных усилий с усилиями других людей и групп - проведение массовых экологических акций, неделя экологической культуры

Цель: формирование у воспитанников экологической инициативности в улучшении среды обитания, подготовка лидеров детских экологических объединений.

Задачи:

1. Помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой.

2.Способствовать росту экологического сознания подростков через формирование нравственных качеств личности.

3. Способствовать развитию лидерских качеств личности.

Основные формы обучения:

дискуссии, деловые игры, экскурсии. Исследовательская деятельность. Моделирующие и подвижные игры, проектная деятельность, лекции и семинары, мастер – классы, самостоятельная деятельность.

Технологии кружка:

Предполагается применение технологии критического мышления, здоровьесберегающая, проектная технология, игровая технология, ИКТ – технология.

Используются дидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.

Формы работы:

индивидуальные, парные, групповые.


Творческие работы в кружке:

1.Постановка биологических опытов и их описание

2.Написание докладов, рефератов, эссе, проектов.

3.Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

4.Составление слайдового материала, презентаций.

5.Создание благоприятной среды для проживание растений и животных нашей местности.

6.Обработка и классификация собранного материала.

7. Подготовка ребят к научно – практическим конференциям


Программа кружка «Экологический десант»

Программа рассчитана на 34 час в год, 1 раз в неделю. Программа состоит из трёх разделов, каждый раздел соответствует одному триместру. В первом триместре «Здоровая зима», ребята знакомятся с работой экологического кружка, предлагают свои идеи по реализации экологической работы, составляют план работы на год. Учатся работать в команде, участвовать в выборах актива. Помогают классифицировать книги для начального звена, в поисках экологической литературы. Знакомятся с учёными, описывают вклад учёных в развитие знаний о биологии. Создают благоприятную среду для выживания «маленьких друзей» природы, оказывая помощь в создании кормушек и подкормке птиц. Учатся работать в малых группах, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Во втором триместре «Здоровая весна», учащиеся применяют свои знания на практике, активно проводят и участвуют в праздниках посвящённых дню земли, воды, пробуют себя в экологической литературе - пишут стихи и экологические сказки. Составляют кодекс экологической этики и размещают в соцсетях, создают и распространяют буклеты. Итогом работы за год – это экскурсия по экологическим местам своего наслега. Составляют экологические маршруты для себя и своей семьи. В третьем триместре «Здоровая осень», ребята погружаются в проблему здорового образа жизни. Узнают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят анкетирование и тестирование по ЗОЖ. Учатся привлекать внимание к проблемам здоровья, находить меры профилактики распространённых заболеваний. Соблюдать санитарно – гигиенические нормы и правил здорового образа жизни, рефлексия работы экологического десанта.

Тематическое планирование

п/п

Темы

Количество часов

Деятельность учеников

I РАЗДЕЛ «Здоровая зима»


1.

1.

Отчёт о работе «Экологического Десанта»



1

Составление плана и работы


2.

2.

Общее собрание членов ЭО «Экологический Десант» - выборы актива



1

Голосование. Выбирают актив. Делятся на сектора


3.

3.

Акция

«Моя красивая школа»



1

Озеленение кабинетов и школы


4.

4.

Путешествие в мир книги для начальных классов

(экологическая выставка)


1

Оформление выставки


5.

5.

Конкурс знатоков

«Великие открытия биологии»




1

Создают календарь


6.

6.

Конкурс

«Каждой пичужке - наша кормушка»



1

Сбор корма, изготовление кормушек


7.

7.

Игра

«Сотвори свою планету»



1

Создают команды, речёвки


8.

8.

Операция

«Лоскутное одеяло»


1

Сбор информации о защите животных, растений. Сшивают лоскутки в виде одеяла


9.

9.

Проведение экологических сказок для начального звена



1

Изготовление костюмов и показ сказок


10.

10.

Конкурс рисунков

«Зима глазами детей»


1

Оформление рисунков


11.

11.

Экологические тренинги



1

Работают с тестами

II РАЗДЕЛ «Здоровая весна»


12.

1.

Конкурс плакатов


1

Рисуют плакаты в группах


«Здоровый образ жизни»




13.

2.

Акция «Красная лента»


1

Проводят анкетирование и тестирование


14.

3.

Конкурс рисунков

«Нет вредным привычкам»


1

Работают в парах


15.

4.

Занимательные часы о животных на тему:

«Эти забавные животные»


1

Выпуск листовок, плакатов, стикеры, закладки


16.

5.

«Азбука витаминов»

«Витамины нужно знать в лицо»



1

Создают книжку - раскладушку


17.

6.

Конкурс из пластилина

«Овощи и фрукты – полезные продукты»



1

Работа с пластилином.

Создают мини выставку


18.

7.

Занимательные часы о растениях. Зелёный патруль школы проводит акцию «Живые кондиционеры»


1

Сажают комнатные растения. Изготавливают картотеку цветов

19.



8.

Операция

«Огород на окне»


1


Выращивают зелень на окне. Записывают в дневниках наблюдения


20.

9.

Акция

«НЕТ жевательной резинке!»


1

Оформляют плакаты.

Создают и раздают листовки


21.


10.

Мастер-класс

«Самочувствие в твоих руках»




1


Создают группы. Работают в парах. Делают записи.


22.

11.

Акция

«Покормите птиц зимой»


1

Собирают корм для птиц. Изготавливают кормушки


23.

12.

Экологические спектакли для начальной школы


1

Сбор информации. Репетиции

III РАЗДЕЛ «Здоровая осень»


24.

1.

Урок-обсуждение.

«Акупунктурный массаж и его положительное влияние на здоровье человека»


1

Работают в парах. Изучают пользу массажных принадлежностей «Мурашка», «Фараон»


25.

2.

Работа с программой

«Power Point»

Создание буклетов, листовок.


1

Создают буклеты.

Работают с программой.


26.

3.

Кодекс экологической этики.


1

Создают план.

Размещают в соцсетях


27.

4.

Игра «Природа и мы»


1

Работают в команде.


28.

5.

Урок – игра

«Зелёная аптека»


1

Собирают информацию о пользе лекарственных растений. Сочиняют стихи


29.

6.

Проведение праздника

«День Земли»


1

Сбор информации.

Проводят инфо – минутки


30.

7.

Проведение праздника

«День воды»


1

Сбор информации.

Проводят инфо – минутки


31.

8.

Конкурс экологических стихов


1

Сбор экологических стихов.

Размещают в соцсетях


32.

9.

Конкурс экологических сочинений на тему: «Зеленоглазое диво Тольятти»


1

Создание презентации


33.

10.

Экологическая тропа

«Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека»


1

Экскурсия


34.

11.

Экологическая тропа

«Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека»



1

Создание маршрута экологической тропы для себя и своей семьи


Ожидаемый результат:

  1. Формируется социально-значимые качества личности, как экологическое

сознание и ответственность.

  1. Повышается экологическая культура, информированность.

  2. Открывается путь к осознанию людьми истины о том, что охрана природы, среды обитания -общее дело, дело всех и каждого.

  3. Ориентируются на активную социальную позицию в сферу экологии.

  4. Усвоение знаний и умений в области естественных наук.

  5. Научатся вести наблюдения, давать оценку состояния окружающей среды и вносить предложения по улучшению экологической обстановки.

  6. Развивается чувство ответственности за состояние окружающей среды.

  7. Изучат способы и методы охраны природы и рационального использования природных богатств.

  8. Изучат экологические особенности местной флоры и фауны.

  9. Пропаганда экологических знаний и культуры среди общественности.

  10. Создается условие для самопознания и самореализации как в настоящее время в школе, так и в будущем, после её окончания.













Рекомендуемая литература для учителей


  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Практическая экология для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии /Под ред. С.В.Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

  3. Акции экологического движения: руководство к действию /Под ред. И Холий. – М., 1996.

  4. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г., Игнатович Н.И., Колышкин Е.А. Библиотечка для населения. Серия «Экологическая безопасность в быту» в 10-ти выпусках. – М.: Изд-во РЭФИА, 1995-1996.

  5. Дежкин В.В. Беседы об экологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

  6. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа: «Слово», 1995.

  7. Крыленков В.А. Биодеградация среды обитания человека в городе – угроза его жизнедеятельности. – СПб., 2000.

  8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

  9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М., 2002.

  10. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что – плохо. – М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.

  11. Павлов А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

  12. Россия в Окружающем мире: Аналитический сборник за 1998 – 2002 годы. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

  13. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб.: «Банк Петровский», 1996.

  14. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.

  15. Экология и питание. Аппетит с едой приходит, а здоровье? / В.А.Лисовский, З.Я.Зандукели, И.СМ.Мухин и др.. – СПб.: Лениздат, 1998.

  16. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.

  17. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.



Рекомендуемая литература для учащихся


1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. и др. Практическая экология

для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Учеб. Пособие. Самара: Корпорация «Федоров»,2005

3. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.

  1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин – М.: Аванта+, 2001.