РФ Республика Саха (Якутия) Мегино- Кангаласский район, МБОУ «Балыктахская СОШ»
Проект «Экологический десант»
Направление экологическое
Вид программы адаптированная
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 5- 7 класс
Автор: Семенова Мария Матвеевна, воспитатель пришкольного интерната.
Пояснительная записка
Актуальность:
Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. О проведении в Российской Федерации Года экологии
5 января 2016 года
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю:
Провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.
Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года экологии.
Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Иванова С.Б.
Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии утвердить состав организационного комитета.
Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года экологии.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Программа по экологическому воспитанию составлена в соответствие ФГОС
Экология – это наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос – отмечается экологическое неблагополучие в состоянии природных ресурсов, ухудшение воды, воздуха и земли, которое происходит в результате интенсивной деятельности человека, что неблагоприятно влияет как на взрослый, так и на детский организм. Проблема – в низком уровне экологической культуры с детства. Решение проблемы связано с воспитанием и образованием людей.
Глубокий экологический кризис, который переживает вся цивилизация, требует экологизации всей жизни, культуры человека. Экология ныне понимается, как форма мышления, самосознания цивилизации. Экологическое воспитание и образование должно рассматриваться как новый аспект работы в детской организации в области охраны окружающей среды. Правильно поставленная экологическая работа приводит детей к обобщению «всё связано со всем», к экологическому мышлению, которое включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде, к памятникам природы и культуры. Формирование у ребенка основ экологической культуры должно осуществляться за счёт максимального простроенной технологии и включения семьи, образовательных учреждений. Общественных организаций, специалистов, учёных, СМИ.
Формирование в подрастающем поколении России личных качеств, необходимых для полноценной жизни в нашем веке с его такими сложными и разнообразными экологическими проблемами, может происходить только через настойчивое и упорное воспитание любви к природе и устремлённости к её сохранению за счёт ограничения личных потребительских наклонностей при безграничном развитии личных творческих способностей.
Воспитание это должно проходить красной нитью, через все формы деятельности ребёнка и при согласованном участии всех, кто, так или иначе, отвечает за его воспитание: семьи, ОУ, специалистов, учёных, СМИ. Подсказать пути и формы интегрирования этих разных сфер деятельности – одно из главных назначений данной программы. Очень важно также, что воспитание экологической культуры, отвечающей предназначению личности как гражданина, должно идти через: активное ознакомление; активное участие в их сбережении и развитии; объединение личных усилий с усилиями других людей и групп - проведение массовых экологических акций, неделя экологической культуры
Цель: формирование у воспитанников экологической инициативности в улучшении среды обитания, подготовка лидеров детских экологических объединений.
Задачи:
1. Помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой.
2.Способствовать росту экологического сознания подростков через формирование нравственных качеств личности.
3. Способствовать развитию лидерских качеств личности.
Основные формы обучения:
дискуссии, деловые игры, экскурсии. Исследовательская деятельность. Моделирующие и подвижные игры, проектная деятельность, лекции и семинары, мастер – классы, самостоятельная деятельность.
Технологии кружка:
Предполагается применение технологии критического мышления, здоровьесберегающая, проектная технология, игровая технология, ИКТ – технология.
Используются дидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.
Формы работы:
индивидуальные, парные, групповые.
Творческие работы в кружке:
1.Постановка биологических опытов и их описание
2.Написание докладов, рефератов, эссе, проектов.
3.Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
4.Составление слайдового материала, презентаций.
5.Создание благоприятной среды для проживание растений и животных нашей местности.
6.Обработка и классификация собранного материала.
7. Подготовка ребят к научно – практическим конференциям
Программа кружка «Экологический десант»
Программа рассчитана на 34 час в год, 1 раз в неделю. Программа состоит из трёх разделов, каждый раздел соответствует одному триместру. В первом триместре «Здоровая зима», ребята знакомятся с работой экологического кружка, предлагают свои идеи по реализации экологической работы, составляют план работы на год. Учатся работать в команде, участвовать в выборах актива. Помогают классифицировать книги для начального звена, в поисках экологической литературы. Знакомятся с учёными, описывают вклад учёных в развитие знаний о биологии. Создают благоприятную среду для выживания «маленьких друзей» природы, оказывая помощь в создании кормушек и подкормке птиц. Учатся работать в малых группах, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Во втором триместре «Здоровая весна», учащиеся применяют свои знания на практике, активно проводят и участвуют в праздниках посвящённых дню земли, воды, пробуют себя в экологической литературе - пишут стихи и экологические сказки. Составляют кодекс экологической этики и размещают в соцсетях, создают и распространяют буклеты. Итогом работы за год – это экскурсия по экологическим местам своего наслега. Составляют экологические маршруты для себя и своей семьи. В третьем триместре «Здоровая осень», ребята погружаются в проблему здорового образа жизни. Узнают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят анкетирование и тестирование по ЗОЖ. Учатся привлекать внимание к проблемам здоровья, находить меры профилактики распространённых заболеваний. Соблюдать санитарно – гигиенические нормы и правил здорового образа жизни, рефлексия работы экологического десанта.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | Деятельность учеников |
I РАЗДЕЛ «Здоровая зима» |
1. | 1. Отчёт о работе «Экологического Десанта» | 1 | Составление плана и работы |
2. | 2. Общее собрание членов ЭО «Экологический Десант» - выборы актива | 1 | Голосование. Выбирают актив. Делятся на сектора |
3. | 3. Акция «Моя красивая школа» | 1 | Озеленение кабинетов и школы |
4. | 4. Путешествие в мир книги для начальных классов (экологическая выставка) | 1 | Оформление выставки |
5. | 5. Конкурс знатоков «Великие открытия биологии» | 1 | Создают календарь |
6. | 6. Конкурс «Каждой пичужке - наша кормушка» | 1 | Сбор корма, изготовление кормушек |
7. | 7. Игра «Сотвори свою планету» | 1 | Создают команды, речёвки |
8. | 8. Операция «Лоскутное одеяло» | 1 | Сбор информации о защите животных, растений. Сшивают лоскутки в виде одеяла |
9. | 9. Проведение экологических сказок для начального звена | 1 | Изготовление костюмов и показ сказок |
10. | 10. Конкурс рисунков «Зима глазами детей» | 1 | Оформление рисунков |
11. | 11. Экологические тренинги | 1 | Работают с тестами |
II РАЗДЕЛ «Здоровая весна» |
12. | 1. Конкурс плакатов | 1 | Рисуют плакаты в группах |
| «Здоровый образ жизни» | | |
13. | 2. Акция «Красная лента» | 1 | Проводят анкетирование и тестирование |
14. | 3. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам» | 1 | Работают в парах |
15. | 4. Занимательные часы о животных на тему: «Эти забавные животные» | 1 | Выпуск листовок, плакатов, стикеры, закладки |
16. | 5. «Азбука витаминов» «Витамины нужно знать в лицо» | 1 | Создают книжку - раскладушку |
17. | 6. Конкурс из пластилина «Овощи и фрукты – полезные продукты» | 1 | Работа с пластилином. Создают мини выставку |
18. | 7. Занимательные часы о растениях. Зелёный патруль школы проводит акцию «Живые кондиционеры» | 1 | Сажают комнатные растения. Изготавливают картотеку цветов |
19. | 8. Операция «Огород на окне» | 1 | Выращивают зелень на окне. Записывают в дневниках наблюдения |
20. | 9. Акция «НЕТ жевательной резинке!» | 1 | Оформляют плакаты. Создают и раздают листовки |
21. | 10. Мастер-класс «Самочувствие в твоих руках» | 1 | Создают группы. Работают в парах. Делают записи. |
22. | 11. Акция «Покормите птиц зимой» | 1 | Собирают корм для птиц. Изготавливают кормушки |
23. | 12. Экологические спектакли для начальной школы | 1 | Сбор информации. Репетиции |
III РАЗДЕЛ «Здоровая осень» |
24. | 1. Урок-обсуждение. «Акупунктурный массаж и его положительное влияние на здоровье человека» | 1 | Работают в парах. Изучают пользу массажных принадлежностей «Мурашка», «Фараон» |
25. | 2. Работа с программой «Power Point» Создание буклетов, листовок. | 1 | Создают буклеты. Работают с программой. |
26. | 3. Кодекс экологической этики. | 1 | Создают план. Размещают в соцсетях |
27. | 4. Игра «Природа и мы» | 1 | Работают в команде. |
28. | 5. Урок – игра «Зелёная аптека» | 1 | Собирают информацию о пользе лекарственных растений. Сочиняют стихи |
29. | 6. Проведение праздника «День Земли» | 1 | Сбор информации. Проводят инфо – минутки |
30. | 7. Проведение праздника «День воды» | 1 | Сбор информации. Проводят инфо – минутки |
31. | 8. Конкурс экологических стихов | 1 | Сбор экологических стихов. Размещают в соцсетях |
32. | 9. Конкурс экологических сочинений на тему: «Зеленоглазое диво Тольятти» | 1 | Создание презентации |
33. | 10. Экологическая тропа «Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека» | 1 | Экскурсия |
34. | 11. Экологическая тропа «Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека» | 1 | Создание маршрута экологической тропы для себя и своей семьи |
Ожидаемый результат:
Формируется социально-значимые качества личности, как экологическое
сознание и ответственность.
Повышается экологическая культура, информированность.
Открывается путь к осознанию людьми истины о том, что охрана природы, среды обитания -общее дело, дело всех и каждого.
Ориентируются на активную социальную позицию в сферу экологии.
Усвоение знаний и умений в области естественных наук.
Научатся вести наблюдения, давать оценку состояния окружающей среды и вносить предложения по улучшению экологической обстановки.
Развивается чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Изучат способы и методы охраны природы и рационального использования природных богатств.
Изучат экологические особенности местной флоры и фауны.
Пропаганда экологических знаний и культуры среди общественности.
Создается условие для самопознания и самореализации как в настоящее время в школе, так и в будущем, после её окончания.
Рекомендуемая литература для учителей
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Практическая экология для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии /Под ред. С.В.Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Акции экологического движения: руководство к действию /Под ред. И Холий. – М., 1996.
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г., Игнатович Н.И., Колышкин Е.А. Библиотечка для населения. Серия «Экологическая безопасность в быту» в 10-ти выпусках. – М.: Изд-во РЭФИА, 1995-1996.
Дежкин В.В. Беседы об экологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа: «Слово», 1995.
Крыленков В.А. Биодеградация среды обитания человека в городе – угроза его жизнедеятельности. – СПб., 2000.
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М., 2002.
Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что – плохо. – М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.
Павлов А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
Россия в Окружающем мире: Аналитический сборник за 1998 – 2002 годы. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.
Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб.: «Банк Петровский», 1996.
Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.
Экология и питание. Аппетит с едой приходит, а здоровье? / В.А.Лисовский, З.Я.Зандукели, И.СМ.Мухин и др.. – СПб.: Лениздат, 1998.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Рекомендуемая литература для учащихся
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. и др. Практическая экология
для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Учеб. Пособие. Самара: Корпорация «Федоров»,2005
3. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин – М.: Аванта+, 2001.