Экскурсия: «Экологический десант»
Планируемый результат: дети бережно относятся к природе родного края, знают, какие растения произрастают на территории края, умеют вести себя в коллективе на прогулке и во время игр на свежем воздухе.
Задачи:
развитие интереса детей к изучению природы родного края;
воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление имеющихся знаний о родном крае;
воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
сплочение ученического коллективов.
Оборудование:
кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
корм для птиц;
Место проведения: осенний лес
План экскурсии
Вводная беседа.
Учитель: Какое основное условие безопасности движения?
Дети: Знание правил ПДД.
Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?
Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.
Учитель: Как переходим улицы?
Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет – перекрываем дорогу красными флажками.
2. Построение детей под лозунг:
Главное – вместе! Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Главное – руку подать другу, если другу трудно в пути!
3. Конкурс знатоков.
Учитель: Сейчас мы с вами находимся в осеннем лесу.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто всё, простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Все стихло, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
И льется теплая и светлая лазурь
На отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)
Класс делится на две команды. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.
Информация для дополнения.
Береза – лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
Липа – лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
Клен – барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
Дуб – долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 – 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
Осина – столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
Сосна – 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.
Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?
Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.
Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.
Дается оценка по итогам первого конкурса.
4. Телеграмма.
Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги – что это?
Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды замерзли. Помогите нам!».
Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти осенние месяцы приходится очень туго, ведь за день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю ночь?
Дети читают стихотворение о птицах:
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками.
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой
И они оплатят доброй песней,
Ну, а с песней жить-то интересней.
Поделитесь с птицами едой.
Дети вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.
Дополнительная информация.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.
Отдыхаем, перекусываем взятым с собой обедом.
Уборка места отдыха.
Сбор детей
Напоминание правил безопасного передвижения.
5. Возвращение участников экскурсии в школу.
6. Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Секреты осеннего леса».