СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический праздник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на формирование экологической компетенции детей. В занимательной форме раскрывает проблемы экологии.

Просмотр содержимого документа
«Экологический праздник»

Экологический праздник в начальной школе. Лесная история.


                                       


Цель:  учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров. Помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, что может сделать каждый человек, чтобы сохранилась природная красота.
Учить детей активному осуждению жестокости, умению правильно вести себя по отношению к животным.
Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.


Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.


Старый тополь у крылечка.

Ищет грач своё местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод.

Света полон небосвод.

Муравьи, едва подсохло,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких

Починяют купола. (Весна)


Дети поют песню «Весну звали»


Ведущий: Давайте вспомним весенние месяцы.


  1. Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)


(Звучит запись из цикла «Времена года» П,И.Чайковского.)


Март. 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

Но вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.


  1. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришёл…(Апрель)


Апрель. Апрель – это уже настоящий весенний месяц. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся.

По карнизам, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.

В полях повсюду уже почти сошёл снег. Со всех сторон к реке несутся потоки воды. Лёд посинел, надулся, весь потрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке. Через несколько дней река вскроется, а на возвышенностях появится молодая зелёная травка.

Уже прилетели первые перелётные птицы: грачи, утки…

На проталинках выглянули первые цветы.


  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)


Май. Май – месяц цветения земли. Земля с каждым днём становится всё наряднее, одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов.

Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы.

Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжёлая грозовая туча.Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул тёплый грозовой дождь.

Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху тёплый парок.


Дети поют песню «Приход весны»



Ведущий: А как приятно в погожий весенний денёк побывать за городом! Хорошо в эту весеннюю пору в лесу! И не только весной, но и в любое время года. Главное – не разрушить эту красоту!


Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Шумит листва, шуршит трава,

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться...

(слышится пение птиц: дрозда, кукушки и др., на сцене появляется Старичок-лесовичок, с бородой, в лаптях, на голове — шапка из еловых шишек\


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Спешите в лес! Спешите в лес! -

Как будто шепчет ветер, -

Там чёрный дрозд, лесной певец,

Вас песенкою встретит...

Как будто всё, что есть в бору,

Собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару,

И пение кукушки...


ЧТЕЦ 1:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в сентябре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь — мы свои!


ЧТЕЦ 2:

Мимо кучи муравьиной

Мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный,

В красной шапке мухомор.


ЧТЕЦ 3:

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.


ЧТЕЦ 4:

А лисички и волнушки -

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт.


ЧТЕЦ 1:

А весёлые ребята -

Тонконогие опята -

Притаились возле пня -

И кричат: «Ищи меня!»


ВСЕ ВМЕСТЕ:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, -

Это чудо из чудес!


ЧТЕЦ 1:  

Тропинкой неширокою

Люблю бродить я тут.

И веточек не трогаю:

Пускай себе растут!


ЧТЕЦ 2:

Вот взлетела стрекоза,

Как фары у неё глаза.

Вот каплю сока собрала

И прочь летит пчела.


ЧТЕЦ 3:

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк.

Будто я какой цветок.

И кузнечики на майке

Скачут, будто на лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.


ЧТЕЦ 4:

Привела нас всех тропинка

Под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке

Самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом

Будем слушать сказки леса!


\Мальчики и девочки с лукошками садятся на «пеньки».

На сцену выбегают «цветы»: Подснежник, Одуванчик,Земляника, Незабудка, Колокольчик,Земляника-ягода.  Всем кланяются\.


ПОДСНЕЖНИК:

Я из-под снега спешу пробиться,

Скорее солнышку поклониться.

Я — первый вестник

Тепла и света,

Весны ровесник,

Весны примета!

ОДУВАНЧИК:

Уронило солнце

Лучик золотой -

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У меня чудесный,

Золотистый цвет:

Я — большого солнца

Маленький портрет.

ЗЕМЛЯНИКА:

Я — капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.


НЕЗАБУДКИ:

Мы незабудками зовёмся,

А потому, что остаёмся

Надолго в памяти людей,

Мы — даже неба голубей!

Как будто оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок!


КОЛОКОЛЬЧИК:

Пробудился колокольчик

На заре, в глуши лесной,

Умывался он росою,

Стоя в травах над сосной.

Редко встретишь тот цветочек

В поле, в роще, у реки.

Не срывай же колокольчик,

Охраняй и береги!


ВСЕ ЦВЕТЫ ХОРОМ:

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядней Земля!

И вместо букетов дарите

ЧТЕЦ 1:

Васильковые,

ЧТЕЦ 2:

Незабудковые

ЧТЕЦ 3:

И ромашковые поля!

\Все «цветы» и ребята с лукошками, взявшись за руки, идут по кругу и, пританцовывая,

поют песню «Выглянуло солнышко, блещет на лугу». Цветы убегают.

Ребята остаются на сцене\.


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Что для нас значат,

Что значат леса?


ЧТЕЦ 1:

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

ЧТЕЦ 2:

Лист, на который ложится роса.


ЧТЕЦ 3:

Свежесть лесную, и влагу, и тень,


ЧТЕЦ 4:

Мятой душистой настоянный день!


ВСЕ ВМЕСТЕ:

Тебе спасибо, наш волшебник лес,

И вам, берёзки, дубы, ели!

За кроны, что взметнулись до небес,

За звуки соловьиной трели!


ЧТЕЦ 1:

Без леса мы б не знали никогда,

Что в мире есть фиалка и подснежник.

И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.


ЧТЕЦ 2:

От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!


\Садятся\

ВЕДУЩИЙ:

Когда по тропинке идёшь ты лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое — пчелою забралося в цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так — целый день...

/Старичок-лесовичок предлагает ребятам принять участие в викторине

«Про зелёные леса и лесные чудеса». Загадки он достаёт из корзины и зачитывает.

Все хором отвечают/

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Лес предлагает вам викторину,

Вопросов у леса большая корзина!

ВОПРОС 1:
Шёл я в лес через болото,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Огляделся я -  зверёк

Встал у норки как пенёк.

Я не стал взводить курок -

Пусть живёт себе …

ВОПРОС 2:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это …

ВОПРОС 3:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой...

Кто же это? Ты поймёшь?

Ну, конечно, это …

ВОПРОС 4:

На кусочки, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Что за ягода созрела, погляди-ка!

Ну, конечно, это ягода …

ВОПРОС 5:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

И не мал, и не велик...

Ну, конечно, …

ВОПРОС 6:

Хоть и не молоток,

А по дереву стучит.

За каждой малой щёлочкой

Внимательно следит.

Ходит в шапке красной,

Акробат прекрасный,

Деревьям всем приятель.

Кто же это? …

ВОПРОС 7:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Растёт до небес...

Вы узнали? Это - …


(Уходят, слышится тревожная музыка)

ВЕДУЩИЙ:

Что ты лес, вершины гнёшь,

Землю ветками метёшь?

Или что-то вдруг случилось?


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Да, что-то случилось...

Да, что-то случилось!

Вдруг утро померкло,

И солнышко скрылось,

И в роще осины

Как будто руками -

Всплеснули

Дрожащими мелко ветвями,

И бабочка в листья поглубже забилась.

…Недоброе дело

В лесу совершилось!


ЧТЕЦ 1:

Весёлая белка

Орех не доела,

Малиновка

Песню свою

Не допела.


ЧТЕЦ 2:

И тихо вдруг стало

На тропке кабаньей...


ЧТЕЦ 3:

А всё потому. Что на дальней поляне

Какой-то мальчишка

Без всякой причины

Ударил берёзку

Ножом перочинным!


ЧТЕЦ 4:

Ударил,

И -брызнули жаркие слёзы

Из раны открытой

Поникшей берёзы...


ВЕДУЩИЙ:

И грянул тут гром

Среди ясного неба,

И ветер завыл,

Задыхаясь от гнева,

И вздыбилась речка,

Волнами покрылась...

Недоброе дело

В лесу совершилось!

Теперь мне ответьте,

Прошу вас, ребята,

Кому это надо,

Кому это надо,

Кому это надо,

Скажите на милость,

Чтоб в мире

Недоброе дело творилось.


ЛЕСОВИЧОК: (показывая рукой)

Вот — примятая травинка,

Вот — пригнутая осинка...

Разве это пустяки?!

Вот — убитая букашка,

Кем-то сбитая ромашка...

Разве это пустяки?!

Вот растоптана поганка

И раскопана полянка,

Вот засорены, забиты

И забыты родники...

Разве это пустяки?!

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов...

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд.

Ты в гнёзда птичьи не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери -

Зачем тебе они?!

(На сцене вновь появляются ребята с кузовками, полными грибов)


ЧТЕЦ 1:

Однажды -

И надо такому случиться! -

Нашёл я гнёздышко птицы,

Неведомой птицы,

Не тронул,

Не взял,

Не унёс я с собой!


ЧТЕЦ 2:

Кузнечик прыгнул на дорогу,

А я уж ставил ногу!

И подпрыгнул тот кузнечик -

И весёлый, и живой!
Хорошо, что я заметил,

Хорошо, что он живой!


ЧТЕЦ 3:

Муравей несёт поклажу.

Отойду с его пути.

Ну и ноша!

Страшно даже...

Это ж дерево почти!

Говорю ему:

- Приветик!

Хочешь, парень, помогу! -

Ничего он не ответил.

Занят — ясно дураку...

Был он занят,

Было поздно,

Было не до болтовни.

Муравьи — народ серьёзный,

Деловой народ они!


ЧТЕЦ 4:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


ЧТЕЦ 5:

Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!


ЧТЕЦ 6:

Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно на рассвете леса и луга!


СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.


ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.


1 чтец.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.


2 чтец.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!


3 чтец.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!


ВЕДУЩИЙ:

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется...


ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!



Ведущий: Какие же правила надо соблюдать, чтобы у нас всегда была возможность наслаждаться красотой леса?


Презентация «Правила поведения в лесу»



ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб песни пели,

ЧТЕЦ 2: Чтоб весной ручьи звенели,


ЧТЕЦ 3: Чтобы были голубыми небеса,

ЧТЕЦ 4: Чтобы речка серебрилась,

ЧТЕЦ 5: Чтобы бабочка резвилась,

ЧТЕЦ 6: Чтоб в лесу была на ягодах роса!

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб солнце грело,

ЧТЕЦ 2: Чтоб берёзка зеленела,

ЧТЕЦ 3: Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

ЧТЕЦ 4: Чтобы белочка скакала,

ЧТЕЦ 5: Чтобы радуга сверкала,

ЧТЕЦ 6: Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!