СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Защитите птиц зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект в зищиту зимующим птицам. Данный проект разработан для учащихся начальной школы. В данной работе указаны листовки пропагандисткого характера в защиту зимующих птиц. Выполняя данную работу дети узнали много интересного про птиц.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Защитите птиц зимой"»

Экологический проект: "Птичья столовая".



«Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота.

Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу».

Конфуций


Творческое название проекта: «Зимующие птицы нашей местности»

Направление: Помощь зимующим птицам.

Подготовили: учащиеся 1 класса МОУ «Кондратьевская школа»

Организатор проекта: Шейхамедова Эльвина Рифатовна - учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса МОУ «Кондратьевская школа».

Помощники: родители 1 класса.

Продолжительность проекта: ноябрь – январь 2016 – 2017 уч. Года

Девиз проекта: "Приручите птиц зимой к своему окну,

чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".



Актуальность нашей работы.

Помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей.

С 2002 года Союзом охраны птиц России проводится всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц!», которая стартует 12 ноября, в день Зиновия-синичника по русскому земледельческому календарю, и продолжается до начала апреля. Акция, целью которой является помощь зимующим птицам, включает в себя биотехнические (установку кормушек и организацию подкормки птиц) и эколого-просветительские мероприятия. Учащиеся 1 класса МОУ «Кондратьевская школа» поддержали это мероприятие и провели акцию «Птицы – наши друзья! Помоги другу!»

Зима для птиц – самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от голода и холода. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество пищи, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки.
В нашей школе мы хотим установить традицию по благоустройству «птичьей столовой» в школьном дворе и привлечь как можно больше учащихся других классов в это доброе дело.

Нам захотелось узнать, достаточно ли птицы зимой получают корма.

В этом году мы, ученики и родители 1 класса, решили украсить территорию школы кормушками. Это будет для птиц полезное и уютное место обитания, а для нас – красивый уголок, который будет вызывать положительные эмоции.

Вот почему свой проект мы считаем очень значимым и актуальным.

Тогда мы задали два важных вопроса.

Основополагающий вопрос: Какие зимующие птицы прилетают к нам?

Проблемный вопрос: Комфортно ли живется зимующим птицам на территории нашей школы?

И выдвинули гипотезу:

Если постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым помогая им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Потому и решили составить план действий по заботе о пернатых и изготовить кормушки своими руками, а также привлечь как можно больше ребят с других классов для помощи зимующим птицам.

Цель проекта:

Привлечь внимания учащихся и их родителей к природоохранной деятельности и научить их её организовывать, формируя тем самым основы экологической культуры и пополняя представления детей о жизни зимующих птиц.

Задачи проекта:

1. Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;

2. Изучить отличительные признаки внешнего вида пернатых;

3. Наблюдать за поведением зимующих птиц;

4. Изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей;

5. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к

природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях;

6. Накопить эмоционально-положительный, нравственно-ценный опыт отношения с природой.

7.Формировать представления учащихся и их родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала;

8. Практическое выполнение кормушек;

9. Открыть «птичью столовою» в школьном дворе;

10. Организовать регулярную подкормку птиц;

11. Заразить и других ребят заботой о птицах, для этого подготовить листовки пропагандистского характера.

12.Составить анализ о проделанной работе по проекту и обобщить результат.


Ожидаемый результат:


- узнать как можно больше о зимующих птицах;

- научиться совместно с родителями изготовить кормушку;

- узнать, каким кормом и как подкармливать птиц;

- зимой регулярно подкармливать птиц;

- уметь наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике;

- анализировать собственную деятельность и делать выводы;

- родитель – активный участник в экологическом проекте и способный воспитать у детей любовь, внимательное и бережное отношение к птицам.


В работе над своим проектом мы использовали различные методы исследования:

  1. Наблюдение за птицами на сопредельной территории;

  2. Нахождение и сбор информации о некоторых видах птиц;

  3. Подборка фотоматериалов по теме проекта;

  4. Изучение литературы;

  5. Консультации у специалистов;

  6. Создание и решение проблемных ситуаций;

Наш проект «« Зимующие птицы нашей местности» поможет ребятам нашей школы и другим сверстникам создать красивый сказочный мир птиц зимой.


План наших действий:

1. Наблюдение за поведением птиц осенью.

2. Обсуждение целей и задач.

3. Оформление стенгазеты "Птицы на кормушке".

4. Оформление и раздача листовок "Покормите птиц зимой".

5. Придумывание эскизов кормушек.

6. Изготовление кормушек из разного материала.

7. Открытие «Птичьей столовой».

8. Наблюдение за поведением и подкормка птиц на кормушках.

9. Организация семейного праздника "Помощь зимующим птицам".

10.Изготовление «книжки-раскладушки» «Зимующие птицы»

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Срок проведения – ноябрь..

  1. Основной (практический) этап.

Срок проведения – декабрь-январь.

  1. Заключительный этап.

Срок проведения – январь.

План проведения:

На первом этапе нашей работы мы:

Ноябрь:

  1. Разделились на группы - друзей птиц по интересам для выполнения проекта. И работа в классе началась полным ходом.

  2. Внимательно наблюдали за птицами. Находили ответы на интересующие нас вопросы.

Мы сделали выводы, что с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили, что птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями мы решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы нашей местности», соорудить для птиц столовую.

В классе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.

  1. Подготовили и провели:

  • Экологическую беседу: "Зимующие и перелетные птицы"

Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.

Разрешение проблемных ситуаций:

"Что бы вы сделали, если бы увидели...

- выпавшего из гнезда птенца?

- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?

- мальчишку с рогаткой в руке?

- птичку, севшую к вам на подоконник?

Сбор природного материала.

Игры познавательного и дидактического цикла по ознакомлению с птицами: "Как узнать птицу", "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".

Цели: - формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера;

-воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.

Прослушивали аудиозаписи с голосами птиц.

Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.

Разучивали поговорки: "Всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".

Экскурсию в парк с целью наблюдения за птицами.

Заготовили корм для птиц.

Нашли информацию о зимующих птицах для «книжки-раскладушки» «Птичкина страничка» (Приложение №1)

Выполняли задание: Аметов Фикрет, Плетнёв Александр, Шкроба Ярослав, Оксенюк Артём, Сороковиков Роман.

Составили презентацию «Зимующие птицы нашей местности».

Провели «День загадок и отгадок». (Приложение №2)

Муртазаева Лилия, Ибрагимов Усеин, Саликов Егор.

Провели подборку народных и научных примет, связанную с птицами. (Приложение №3)

Выполнили: Ибрагимов Ленур, Червякова Елена, Касымов Яшар.

Декабрь:

Совместно с родителями создали и выпустили стенгазету "Птицы на кормушке". (Приложение №4)

  1. Выполняли задание: Шевченко Анна, Джабаров Эльдар, Плетнёв Александр.

2. Подготовили и провели классный час: "Тайны птичьего мира".(Приложение №5)

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

3.Разучили пословицы: "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".

4. Подобрали стихи о зимующих птицах. Провели конкурс чтецов «Птицы – наши друзья» (Приложение №6)



На втором этапе нашей работы мы:

1. Распространили среди прохожих экологические листовки с просьбой помочь зимующим птицам (Приложение №7) и памятки “Как подкармливать птиц”.(Приложение №8)

Выполняли задание: все учащиеся класса.

2. Придумали эскизы различных кормушек (совместно с родителями)

3. Изготовили вместе с родителями кормушки для птиц. Провели конкурс кормушек.



Январь:

  1. Устный журнал: "Птицы – наши друзья".

Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.

  1. Экологическая беседа: "Добрые поступки"

Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.

  1. Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "Докажи, что это птица".

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам.

4. Разучивание стихотворения Л. Генераловой "Синичка".(Приложение №9)

5. Экскурсия в сельскую библиотеку с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.

6. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц. Участники: дети и их родители.

7.Экологическая акция "Новая птичья столовая". Совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя.



Открытие птичьей столовой во дворе школы.

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество (вывешивание кормушек и подкормка птиц).



Вот он – торжественный день, когда кормушки были вывешены, наполнены кормом: различными семенами и ягодами, бубликами из пшена и овсяными хлопьями, крошками белого хлеба и кусочками сала.

Дети с удовольствием развесили кормушки на территории школы. Ежедневно ребята и родители класса посещают «птичью столовую», пополняют вкусными семечками, зерновыми культурами и хлебом.

«Что за стол среди деревьев под открытым небом,
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом».



Наша добрая традиция продолжилась. Школьный двор вновь преобразился. Мы благоустроили для птиц школьную территорию, создали новую «птичью столовую» в школьном дворе. Родители и дети нашего класса украсили эту территорию кормушками. Теперь мы уверены, что наши пернатые соседи зимой получат достаточно корма. Мы были очень довольны, что наши старания – не напрасны и были замечены окружающими, а значит, пошли на пользу нашим птицам! И это самое главное! Это будет для них самое лучшее место обитания и питания, а для нас – сказочно - красивый уголок, который уже столько вызвал положительных эмоций.

Каждый день мы наблюдали за прилётом и питанием птиц и вовремя наполняли кормушки. Каждый раз, когда приносили корм, с нетерпением ждали посещения наших друзей в свою столовую.

Мы сделали вывод, что наша помощь птицам велика. Все идут и радуются от нашего труда. Теперь у наших маленьких соседей есть замечательное место прилёта к нам в гости за свежим кормом, за приятным общением.

Мы заметили, что и другие взрослые и ребята подсыпают в кормушки корм, и ни у кого и в голову не приходит пугать птиц и ломать кормушки!


Практическое применение полученных знаний и умений. КТД

  1. Совместно с родителями выполняли эскизы «Новая птичья столовая»

  • Обсуждали, какой должна быть «столовая»;

  • Определяли, какие (из какого материала) кормушки будем выполнять для создания уютного и полезного местечка для птиц;

  • Разделились на группы по интересам и распределили основные дела и обязанности;

  • Выполняли свои дела в группе, помогая друг другу;

  1. Организация подкормки птиц.

  • Работа экологических троп. Каждая группа ребят приносит вовремя корм и до уроков и после уроков пополняет кормушки едой для птичек, показывая своим примером заботу и бережное отношение к пернатым соседям и к своему труду.



Показатели сформированности экологической культуры ребенка.

Дети показали достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо –плохо»; с желанием участвуют в экологических мероприятиях. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества, проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней; контролируют свое поведение в природе.





Список использованной литературы:



  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 7-8 лет».-Воронеж, 2008.

  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2009.

  3. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»

  4. интернет - ресурсы: http://www.pokormimptic.com

http://www.rbcu.ru/campaign/6420/

http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html









Приложение №2. Загадки про зимующих птиц Кочующие и осёдлые птицы Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)


Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

Днём спит, ночью летает.
(Сова)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
(Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)


Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)

Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)


Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)



Приложение №3.

Приметы.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.















































Приложение №8.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение №9.

Л. Генералова «Синички»

Захотела я синичек
На балконе покормить.
Папе говорю: - Для птичек
Домик надо смастерить.
Целый вечер папа с братом
Мастерили птичий дом.
Вот синички будут рады,
Прилетая на балкон.
Купим семечек. И сало
Папа будет прибивать.
Ведь зимою корма мало,
Надо птичкам помогать.
Прилетайте к нам, синички,
Ждёт вас угощенье.
А кормушка получилась
Просто загляденье!



































Приложение №6.

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. 
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.