СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический урок "Синичкин день"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка экологического урока для обучающихся 1 класса "Синичкин день"

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок "Синичкин день"»


ГКООУ «Санаторная школа-интернат №4» г. Оренбурга

















Методическая разработка

Экологического урока «Синичкин день»












Целевая аудитория: обучающиеся 1 АБ класс

Учитель биологии

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №4»

г. Оренбурга

Чердинцева Татьяна Михайловна










Методическая разработка

Экологический урок для обучающихся 1АБ класса

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №4» г. Оренбурга

«Синичкин День».


Учитель биологии: Чердинцева Т.М.


Цель: углубление и закрепление представлений о зимующих птицах Оренбургской области. 
Задачи: 
- познакомить с зимующими птицами, с разными видами синиц; 
- сформировать познавательную активность обучающихся;
- развить глубокий интерес к окружающему миру;
- воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Личностные УУД:

  1. развивать способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде;

  2. формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умения слушать и понимать речь других людей;

  2. формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

  3. формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

  1. формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УУД

  1. формирование умения адекватно оценивать свои
    достижения и действия и поступки.


Оборудование: рисунки и фотографии зимующих птиц (для оформления доски в классе), набор картинок с силуэтами птиц, набор раздаточного материала для игры «Птичья столовая» (пластиковые тарелки, подносы, черный и белый хлеб, сухари, печенье, сушенные ягоды вишни, свежие ягоды боярышника, дольки свежих яблок, сырые семечки, кусочки соленого и свежего сала, пшеница, рис, гречка), набор заготовок для создания закладки (заготовки из цветной бумаги картона, клей, фломастеры), презентация Power Point, компьютер, экран, звуковые колонки.

Описание: в связи с тем, что экологический урок проводился с привлечением к работе обучающихся 5 класса, подготовка к уроку проходила в несколько этапов. На первом этапе была поставлена проблема перед обучающимися 5 класса, на втором этапе подготовлена разработка урока и распределены роли, на третьем этапе проведен экологический урок для обучающихся 1 класса. Возможно, проведение данного урока без привлечения обучающихся среднего звена. Урок может быть проведен в рамках изучения школьного курса учебного предмета «Окружающий мир» ли как внеурочное мероприятие. Данный урок был реализован как внеклассное мероприятие во второй половине учебного дня, пред началом самоподготовки у обучающихся школы.

Стоит отметить, что роль внеурочной работы с данными обучающимися имеет большое значение. Внеурочная работа, в том числе экологической направленности, позволяет расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас, включить их в совместную деятельность, в ходе которой формируются коммуникативные способности. Краеведческая направленность материалов мероприятия позволит обучающимся лучше познакомиться с зимующими птицами нашего региона, опираясь на уже имеющиеся бытовые знания, связать теоретические знания с повседневной действительностью. Данное мероприятие так же направленно на привлечение обучающихся к посильной экологически значимой деятельности, которую можно совместно реализовывать находясь в условиях школы.

Перспективным вариантом может стать ежегодное проведение данного экологического урока для обучающихся 1 класса. Это позволит сформировать на базе школы ряд традиционных экологических праздников, мероприятий и работать по направлению экологического воспитания школьников целенаправленно и систематично. В качестве достоинств данного тематического урока следует отметить сравнительную простоту, наглядность, красочность используемых материалов, их доступность для обучающихся. После урока у каждого обучающегося остается закладка с силуэтом птицы – как напоминание о необходимости подкормки птиц в зимнее время.


Этапы реализации:

  1. Постановка экологической проблемы перед обучающимися 5АБ класса.

Цель: привлечь внимание обучающихся 5 класса к проблеме зимующих птиц Оренбургской области, вовлечение обучающихся 5 класса в проведение экологического урока для первоклассников «Синичкин день». Для реализации поставленной цели акцентировалось внимание обучающихся на проблеме на уроках биологии (в темах «Многообразие живых организмов, «Организм и среда»), часах общения («12 ноября – «Синичкин день»», «Экологические даты России»). Так же с обучающимися 5 класса был проведен мастер-класс «Рисуем птиц».

Продолжительность этапа: сентябрь-ноябрь 2017г.

Результат: обучающиеся 5 класса получили знание по данной проблеме, включились в разработку экологического урока для обучающихся 1 класса.

  1. Совместная разработка эко-урока «Синичкин день».

Цель: разработать и подготовить тематический урок для обучающихся 1 класса.

Разработанный педагогом план урока был скорректирован совместно с обучающимися 5 класса. Распределены задания по подготовке урока.

Продолжительность этапа: ноябрь 2017 г.

Результат: подготовлена презентация «Зимующие птицы», материал для проведения дидактических игр.

  1. Проведение экологического урока «Синичкин день» для обучающихся 1АБ класса.

Цель: углубление и закрепление представлений о зимующих птицах Оренбургской области. 

Образовательная:

- познакомить с зимующими птицами, с разными видами синиц; 
Развивающая:

- глубокий интерес к окружающему миру;

- сформировать познавательную активность обучающихся;
Познавательная:

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Рассаживание обучающихся по местам по местам. 1-2 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вашими старшими товарищами, учениками 5 класса пришли к Вам в гости. Занимаем свои места, ведь впереди нас ждем много интересного.

2. Актуализация имеющихся знаний и выведение темы занятия. 3-4 мин.
Учитель: Скажите, а какое время года у нас с Вами сейчас на календаре … (ответы обучающихся). Правильно, осень. А что происходит с птицами осенью …. (ответы обучающихся)? Вы совершенно правы, осенью птицы улетают в теплые странны, это такие птицы как утки, лебеди, скворцы. Давайте вспомним, как называют таких птиц … (ответы обучающихся)? - Перелетные. А те птицы, которые остаются на всю зиму у нас или прилетают зимовать в нашу область (ответы обучающихся) – Зимующие. Вы уже догадались, о чем мы будем говорить с Вами сегодня? (выведение общей темы – «Зимующие птицы»). Да, мы будем сегодня говорить и зимующих птицах. А вот почему же наш экологический урок называется «Синичкин день», помогут нам разобраться наши гости ученики 5 класса.
3. Открытие нового знания.
20-23 мин.

1. ученик. (включается аудиофаил с пение синицы).

Ребята, вы догадались, кто так поёт? Дам подсказку в виде загадки. 
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день. 
Суетится. Суетится.
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)
2. ученик. Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители всей страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства», делают и развешивают кормушки. 
1. ученик. Хотя как экологический праздник Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. 
2. ученик.  Зима очень тяжелое время для птиц, и не все птицы переживают зиму. Сегодня, мы хотим ещё раз напомнить Вам, как нужна ваша помощь зимой не только синичкам, но и всем зимующим птицам. 

Учитель. Вам интересно узнать какие птицы зимуют у нас в Оренбургской области … (ответы обучающихся)? Сейчас мы с Вами познакомимся с некоторыми зимующими птицами Оренбуржья. Презентация «Зимующие птицы» (Исходя из требований СанПиН 2.4.1.2660-10., регламентирующем общее использование ИКТ на уроке в первом классе общей продолжительностью не более 7-15 минут, средством ИКТ демонстрируется только презентация, продолжительность 5-7 мин. Слайды комментируются учителем).

В презентацию включена игра «Угадай, какая птица пропала». Цель игры: развитие наблюдательности и внимания обучающихся.

3 ученик. Зимой, в морозы, когда еды не хватает, птица не может согреться, и даже может погибнуть. Нахохлившись, синица ночует на ветках деревьев, а с наступлением утра отправляется на поиски пищи в коре деревьев и под снегом.  Если она найдет кормушку с пищей, то синица сможет пережить зиму до самой весны. Особенно это касается второй половины зимы, когда съедены и вымерзли оставшиеся с осени семена и ягоды.

4 ученик. А Вы знаете чем можно кормить Зимующих птиц (ответы обучающихся)? Правильно. Но еще при подкормке птиц надо соблюдать правила. Нельзя давать птицам жареную пищу, даже семечки, которые приводят к тяжёлым заболеваниям птиц. Также не стоит угощать синиц черным свежим хлебом и соленым салом.  
3 ученик.  Синичкам можно также предложить натёртое на крупной терке яйцо, сваренное вкрутую, творог, очень маленькие кусочки сырой говядины, свежее сало и даже порезанное мелкими ломтиками сырое яблочко. Рядом с кормушкой можно повесить веточки рябины или других съедобных для синичек ягод. Не забывайте о семенах сорных трав. Кстати, синицы, в отличие от других птиц, могут есть вниз головой.


4 ученик. Сейчас проведём конкурс «Птичья столовая». На каждом столе стоит тарелка с «угощением для птиц». Вам нужно выбрать из нее только тот корм, который подходит для зимующих – составить меню для синицы.
Предложенные корма - черный и белый хлеб, сухари, печенье, сушенные ягоды вишни, свежие ягоды боярышника, дольки свежих яблок, сырые семечки, кусочки соленого и свежего сала, пшеница, рис, гречка. 

Обучающийся проводящий игру проверяет, что выбрали первоклассники. Молодцы ребята, Вы хорошо справились с этой игрой.

5. Позотоническая динамическая пауза. 1-2 мин. Проводит учитель, под звуки пения птиц.

Выполняется сидя и состоит из пяти элементов:

а) Прогнуться, руки вытянуть назад (вдох).

б) Наклон вперед, коснуться руками пола (выдох).

в) Отвести назад плечи, локти, прогнуться (вдох).

г) Наклон вперед, коснуться руками пола (выдох).

д) Прогнуться, руки вытянуть назад (вдох).

6. Первичное закрепление полученных знаний. 2-3 мин.

5 ученик. Игра «Угадай, что за птица». А теперь давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили. Я буду показывать силуэты птиц, а Вы постарайтесь вспомнить, что это за птица.  (предлагается 3-4 силуэта птиц: синица, воробей, снегирь, голубь).

7. Применение полученных знаний. 4-5 мин.

Учитель. Не забывать о нашем сегодняшнем уроке Вам поможет закладка, которую мы с Вами сейчас сделаем. Возьмите, пожалуйста, заготовки для закладки на Ваших столах. Давайте приклеим наших птичек на основу, а украсить каждый может свою закладку сам, по желанию.

(В заготовку входит прямоугольная основа из цветного картона, вырезанный силуэт птицы, вырезанный силуэт веточек рябины, задача обучающихся 1 класса приклеить клеем карандашом заготовки на картонную основу. Обучающиеся 5 класса и учитель помогают первоклассник в случае возникновения затруднений).

Посмотрите, какие яркие закладки у Вас получились! Вы можете использовать их как закладку для учебника по «Окружающему миру».

8. Рефлексия. 2-3 мин.

Учитель. Наш урок подошел к концу. Что интересного Вы узнали на уроке? (ответы обучающихся).

Во дворе нашей школы уже висит 4 кормушки, мы надеемся, что зимой Вы вместе с нами будите обязательно подкармливать птиц.

Спасибо всем за участие! До свидания!








Использованные при разработке источники информации:

Информационные порталы:

https://vstretim-prazdnik.com/kak-provoditsya-sinichkin-den.html

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-sinichkin-den-1596092.html

http://www.nexplorer.ru/news__13274.htm

Источники аудиоматериалов:

http://noisefx.ru/skachat-zvuki-golubya.html

https://ru123.iplayer.info/q/звук

источники фотоматериалов:

https://yandex.ru/images/search?p=7&text=синица%20на%20кормушке&img_url=http%3A%2F%2Fitd1.mycdn.me%2Fimage%3Fid%3D850597838967%26t%3D20%26plc%3DWEB%26tkn%3D*2iwh4x_aIbuGS6FuJ6kjK9dHe5M&pos=234&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=синица&img_url=http%3A%2F%2Fhovrashok.com.ua%2Fimages%2FJan%2F11%2F042831ea5944032fa8830941c69e2a69%2F1.jpg&pos=8&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=синица&img_url=https%3A%2F%2Ffiles.web2edu.ru%2F81083f4b-5e31-433d-81b8-9333c1d2e444%2Ff60fcc84-ca95-4a16-90c0-3fd11531b819.jpg&pos=70&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=синица%20московка&img_url=https%3A%2F%2Fi07.fotocdn.net%2Fs13%2F5%2Fpublic_pin_l%2F191%2F2366291460.jpg&pos=2&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=4&text=синица%20лазоревка&img_url=http%3A%2F%2Fanimalsfoto.com%2Fphoto%2Fe2%2Fe2507b62d2d0ae71e36a5d0b640cd9c8.jpg&pos=147&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=синица%20большая&img_url=https%3A%2F%2Fpredmety.in.ua%2Fimage%2F1%2Fimage256_8.jpg&pos=4&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=воробей&img_url=http%3A%2F%2Fnickvorobey.com%2FGallery%2FTree-Sparrow%2FP1200389.jpg&pos=33&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=свиристель&img_url=https%3A%2F%2Fr16.ru%2Fuploads%2Fblog%2Fillustration%2Fimage%2F397%2F0_99ae9_533a773e_orig.jpg&pos=9&rpt=simage













Приложение 1.

Силуэты птиц






























Приложение 2.

Комментарии к презентации

«Синичкин День»

Слайд 1. Титульный слайд «Синичкин день». Содержит звуковой компонент «Голоса синиц».


Слайд 2.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Эти веселые птички держаться стайками или по одиночке и могут брать пищу на лету.


Слайд 3. А какие бываю синицы?

Демонстрирует фотографии нескольких видов синиц:

  • Большая синица

  • Синица лазоревка

  • Буроголовая синица

Посмотрите на слайд, какие разные, яркие и красивые птицы-синицы могут прилетать к нам в гости.


Слайд 4.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.


Слайд 5.

Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.


Слайд 6.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.


Слайд 7.

Дятла называют «лесной доктор». Это не только очень красивая птичка, но и очень полезная. У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. А  еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий.

Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели.


Слайд 8.

Свиристель - хохлатая синица. Шумная птичка, держится большими стаями. Любит стайками сидеть на деревьях. Любимая еда – ягоды.


Слайд 9.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.


Слайд 10-13. Игра « А какой птицы не стало».

Ребята, давайте внимательно посмотри на слайд и вспомним, что за птицы на нем изображены? (синица, снегирь, дятел).

Вот на следующем слайде одна из птиц пропала! Что за птица пропала?

Молодцы, Вы замечательно запомнили зимующих птиц. Теперь, встретив их в парке или даже у себя за окном, обязательно узнаете, и сможете понаблюдать за ними.


Слайд 14. «Покормите птиц зимой!» - на экране до конца мероприятия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!