Тема: Экологические группы растений по отношению к воде.
Цель: познакомить учащихся с основными экологическими группами растений по отношению к воде и приспособлениями к среде обитания.
Задачи:
- Обучающие:
- рассмотреть особенности строения и приспособления растений, укрепляющихся в грунте водоема, с листьями, плавающими на поверхности воды;
- рассмотреть особенности строения и приспособления растений, плавающих на поверхности воды;
- рассмотреть особенности строения и приспособления растений, погруженных в воду;
- познакомить учащихся со значением растений различных экологических групп в жизни животных и человека.
- Развивающие:
- развить умения анализировать и делать выводы о строении растений различных экологических групп по отношению к воде;
- умения называть представителей различных экологических групп растений по отношению к воде;
- умения делать выводы об особенностях строения и приспособленности к среде обитания той или иной экологической группы растений.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание умственной культуры труда.
Оборудование: записные книжки (дневник наблюдений), простые карандаши, линейки, ластики, карточки с заданиями, баночки для сбора растений, срочный термометр, фотоаппарат.
План экскурсии:
- Маршрут экскурсии.
- Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий.
- Работа по заданиям.
- Отчеты по выполнению заданий.
- Итоговая беседа по теме экскурсии.
- Общее заключение по экскурсии.
- Обработка учениками собранного материала, оформление полевого дневника (самостоятельная домашняя работа).
Задания:
- Отметьте в дневнике дату наблюдений, время суток, погодные условия, высоту солнца над горизонтом.
- Обойдите луг для обследования и выберите место для проведения наблюдений.
- Составьте характеристику луга, заполнив таблицу 1.
- Составьте список растений произрастающих на лугу.
- Зарисуйте одного из представителей луговых растений растущих на этом лугу, подпишите название. Сравните зарисованные экземпляры, отметив их высоту, размеры листьев, соцветий.
______________________ ______________________
______________________ ______________________
- Охарактеризуйте следующие экологические группы растений, заполнив таблицу 2.
- Возьмите разные виды луговых растений в баночки, для дальнейшей работы с микроскопом.
- Отметьте роль луговых растений в очистке воздуха от загрязнений.
- Сделайте вывод об особенностях строения растений различных экологических групп и способах приспособления к среде обитания.
Отчетность по экскурсии:
Оформление полевого дневника по экскурсии (если необходимо, то при помощи учителя), рисунков, вывод полный и четкий, написание индивидуального реферата.
Сроки выполнения: на следующем уроке сдать отчёты.
Использование материалов экскурсии на последующих уроках: использование материалов экскурсии на последующих занятиях в качестве примеров приспособленности растений к среде обитания, а так же при проведении лабораторной работы «Экологические группы растений»
Ι. Маршрут экскурсии (план местности):
ΙΙ. Выход на место и распределение заданий:
Организационный момент:
Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии:
- Ведем себя тихо, не разбегаемся.
- Слушаем внимательно, так как успех выполнения заданий зависит от вашей внимательности.
- Выключите сотовые телефоны.
Выход на место проведения экскурсии и беседа о цели экскурсии и распределение заданий: Ребята, на пришлом уроке мы с вами начали изучение темы «Значение растений в жизни человека и животных», познакомились с основными экологическими группами растений. Давайте с вами вспомним, какое значение в жизни растений имеет вода, влага, свет, тепло? Какие экологические группы растений выделяют? (учащиеся отвечают на вопросы)
Сегодня на экскурсии мы с вами познакомимся, какие экологические группы растений встречаются в нашей местности, и познакомится с их представителями.
Сейчас вы получите задания, прочитайте их внимательно, а затем все вместе будем выполнять. (раздача карточек с заданиями, разбор заданий)
ΙΙΙ. Выполнение заданий.
ΙV. Отчеты по выполнению заданий.
V. Итоговая беседа по теме экскурсии:
Таким образом, мы с вами выяснили, что представители всех экологических групп растений встречаются в нашей местности. Давайте вместе назовем, какие экологические группы растений встречаются в нашей местности (дети называют). В чем выражается приспособленность растений к среде обитания (дети называют , если необходимо, то при помощи учителя).
VΙ. Общая беседа по экскурсии:
Сегодня мы с вами познакомились с экологическими группами растений произрастающих на лугах встречающихся в нашей местности.
VΙ Ι. Домашняя работа.
Сейчас запишите домашнее задание: закончить оформление отчета по экскурсии, рисунков и фотографий. В отчете указать дату, место, объект исследования, оборудование, состав группы, полные и четкие ответы на задания, план-схему территории, сделать полный, четкий и аргументированный вывод по экскурсии. Написать реферат по индивидуальной теме. На следующем уроке сдать отчёты.

Географическое положение
|
Особенности бассейна водоема
|
Морфология водоема
|
Гидрологический режим водоема
|
Хозяйственное значение
водоема
|
Характер берегов
|
Рельеф
|
Растительный покров
|
Длина
|
Ширина
|
Глубина (примерная)
|
t° воды
|
Свойства
воды
|
Прозрачность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1
Характеристика водоема
Таблица 2
Характеристика экологических групп растений по отношению к воде
Экологическая группа растений
по отношению к воде
|
Представители
|
Морфологические особенности
|
Развитие механических тканей
|
Способы размножения и перезимовки
|
Статус растения
|
Значение в природе и жизни человека
|
Научное название
|
Растения, произрастающие на берегах водоема
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гигрофиты, гидрофиты
|
Растения, укореняющиеся в грунте водоема, с листьями, плавающими на поверхности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аэрогидатофиты
|
Растения, плавающие на поверхности воды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аэрогидатофиты
|
Погруженные в воду растения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гидатофиты
|