СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии "Значение воды в жизнедеятельности растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный. 

Цель урока: На основе анализа информации раскрыть  роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о процессе испарения воды листьями растений, раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; показать зависимость процесса испарения от факторов окружающей среды; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде; 

Развивающие: умение анализировать результаты опытов;  формировать умение распознавать растения различных экологических групп, умение работать в паре.

Воспитательные:  поддерживать интерес к предмету т формировать экологическое мышление

Средства обучения: учебная презентация «Роль воды в жизни растений», видеофрагмент, учебник, оборудование для демонстрации опыта «Условия прорастания семян», влажные салфетки.

Просмотр содержимого документа
«╨Ы╨░╨▒╨╛╤А╨░╤В╨╛╤А╨╜╨░╤П -╨н╨Ъ╨Ю╨У╨а╨г╨Я╨Я╨л»

Лабораторная работа «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».

План работы:

1. Прочитайте описание экологических групп растений.

2. Определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

3. Назовите признаки приспособленности к среде обитания у данного растения.

4. Приведите примеры растений, встречающихся в ЕАО, которые относятся к данной экологической группе.

Экологические группы растений

Гидатофиты - это водные растения, целиком или почти цели­ком погруженные в воду (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть, ряска). Вынутые из воды, они быстро погибают.

Листья у гидатофитов тонкие, часто рассеченные; часто выражена разнолистность (гетерофиллия). Корневая система сильно редуци­рована или отсутствует совсем. Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Опыление совершается над водой (реже в воде), а созревание плодов - под водой, так как цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются.


Гигрофиты - наземные растения, произрастающие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.




Теневые гигрофиты - это растения нижних ярусов сырых лесов (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропичес­кие травы). Листья у них чаще всего тонкие, теневые. Высокая об­водненность тканей этих растений (80 % и более). Гибнут они даже при непродолжительной и несильной засухе.

Световые гигрофиты - это растения открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка).


Мезофиты - могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием. Это самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Сюда входят деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений.



Ксерофиты - растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи. Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов. Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.

Суккуленты - сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: стеблевые (кактусы, стапелии кактусовидные молочаи); листовые (алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки); корневые (аспарагус, кислица).

Склерофиты - внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Склерофиты можно разделить на две группы: эуксерофиты и стипаксерофиты.

Эуксерофиты - это многие степные растения с розеточными полурозеточными, сильно опушенными побегами (полукустарники, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный).

Стипаксерофиты - это узколистные дерновинные злаки (ковыли, тонконоги, типчак), свернутые в трубочку листья которых имеют внутри влажную камеру.











Просмотр содержимого документа
«6 ╨║╨╗. -╨в╨Х╨е╨Ъ╨Р╨а╨в╨Р»

Тема: Значение воды в жизнедеятельности растений.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: На основе анализа информации раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о процессе испарения воды листьями растений, раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; показать зависимость процесса испарения от факторов окружающей среды; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде;

  • Развивающие: умение анализировать результаты опытов;  формировать умение распознавать растения различных экологических групп, умение работать в паре.

  • Воспитательные: поддерживать интерес к предмету т формировать экологическое мышление

Средства обучения: учебная презентация «Роль воды в жизни растений», видеофрагмент, учебник, оборудование для демонстрации опыта «Условия прорастания семян», влажные салфетки.

План урока

1. Актуализация полученных ранее знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.

А. Значение воды в жизни растений (демонстрация опыта при помощи презентации).
Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.
В. Экологические группы растений (лабораторная работа).

3. Закрепление полученных знаний.
4. Домашнее задание.



Ход урока

Этап урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность

Учащегося


Оборудование

1

 

Актуализация полученных ранее знаний.

Здравствуй!. Сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений, но сначала повторим те процессы, которые мы изучили ранее, заполняя таблицу «Процессы жизнедеятельности растений» в рабочем листе.

.Критерии оценивания домашнего задания:

«5» - 4 б., «4» - 3 б, «3»-2 б.

Заполняет таблицу «Процессы жизнедеятельности растений» в рабочем листе .

Процессы

жизнедеятельности

Характеристика процесса

Орган, участвующий в осуществлении процесса

Время

протекания процесса






После заполнения таблицы идет самопроверка при помощи Приложения 1; самооценка по критериям:

«5» - 4 б., «4» - 3 б, «3»-2 б.


Рабочий лист

 

Для растений характерен также еще один процесс – транспирация (записывает в таблицу), с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Пример такого процесса: Произрастающая  в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, то есть гутирует, что под деревом как бы идет проливной дождь. Неслучайно это растение называют еще плачущим деревом.

Сегодня мы рассмотрим механизм такого явления, а также значение воды в жизни растений и экологические группы растений по отношению к воде. Запишем тему урока.

Слушает, записывает тему урока в тетрадь.

Презентация (слайд № 2) 

2

 

Изучение нового материала

 

При помощи опыта также можно определить, что лист испаряет воду. (Описание опыта в презентации)

При помощи презентации знакомится с опытом.

Презентация (слайд 3)

Вопросы к опыту:

1) Зачем лист помеща­ют в закрытую колбу (пакет)?

2) Почему колбу с листом ставят на солнечное окно (или под лампу)?

3) С какой целью почву поливают подогретой водой (если это имело место в опыте)?

Вывод: Вода поднимается из корня по проводящей системе и подходит к листьям, которые участвуют в испарении избыточного количества воды.

Отвечает на поставленные вопросы, делают вывод

 







А. Значение воды в жизни растений.

Какую роль играет вода в жизни растений?

Отвечает на поставленный вопрос:

- передвижение минеральных веществ из корня в стебель к листьям и плодам;
- поддержания формы растений;
- для процессов жизнедеятельности, например, фотосинтеза;
- осуществления обмена веществ;
- среда жизни;
- распространение плодов и семян…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ребята не называют функцию охлаждения, то задается наводящий вопрос:
Отличается ли температура и влажность воздуха в густом лесу и на поляне?

Или

Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Как вы думаете, почему?

Или

Протрите влажной салфеткой ладонь. Что вы чувствуете через некоторое время? (ладонь охлаждается)

? Какова  биологическая роль испарения? (Охлаждение)

В дополнение к ответам учащегося учитель рассказывает, что в жаркий солнечный день происходит сильное нагревание листьев.

Между тем клетки при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья от перегрева испарение   влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры.

Это можно проверить на себе, если намочить руки водой, а затем дать ей испариться с их поверхности.

В жару мы потеем,и это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано с понижением температуры и охлаждением поверхности нашего тела.

Испарение воды листьями   имеет и другое   немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ  от корней  по стеблю к листьям.

Испаряющую деятельность   листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических   веществ.

Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.

Учащийся отвечает на поставленный вопрос.

 












Учащийся протирает ладонь влажной салфеткой. Отмечают, что ладонь охлаждается.

 Отвечает на вопрос



Учащийся слушает

 

 

Влажная салфетка.

 

 

 

Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.

 

 

Итак, мы рассмотрели значение воды и этапы водообмена растений с окружающей средой. Составьте схему водообмена.

Какой глобальный процесс биосферы лежит в основе водообмена?

Учащийся называет и записывает этапы водообмена в тетрадь :

  1. Поглощение воды корнем.

  2. Передвижение ее по сосудам древесины.

  3. Испарение воды листьями.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (круговорот воды).



 

 



В.Экологические группы растений (Лабораторная работа).

 

Зависит ли испарение воды от внешних условий?

В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на экологические группы.

Проведем лабораторную работу «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде». На столе стоят комнатные цветы. Прочитайте описание экологических групп растений и определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

Что такое экологическая группа?

Какие экологические группы растений по отношению к воде выделяют среди растений, и каковы их признаки?



Учащийся выполняет лабораторную работу «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде» по плану карточки –инструкции (Приложение 2)











Отвечает на поставленные вопросы.

 Приложение 2

Живые и гербарные экземпляры растений для выполнения лабораторной работы

.

3

Физминутка

Учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз (расслабление глазных мышц при помощи упражнений)

Учащийся выполняет гимнастику для глаз





 4

 

 

 

 Закрепление полученных знаний.

 

 

 

Вопросы для закрепления:

1. В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии. Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности?

Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.

2. Почему широко распространенное у нас комнатное растение бальзамин называют в народе Ванька мокрый?

3. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером?



 

Отвечает на поставленные вопросы учителя:

 

 

 

 

 

На листьях часто можно увидеть капельки воды.

В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.

5

 

Домашнее задание.

 

Параграф 31, устно ответить на вопросы № 1-3:

1. Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев?

2. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

3. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления?

Учащийся записывает домашнее задание в дневник  

 

 Дневник учащегося



Просмотр содержимого документа
«╤В╨░╨▒╨╗╨╕╤Ж╨░ ╨┤╨╛╨╝╨░╤И╨║╨░»

Процессы

жизнедеятельности

Характеристика процесса

Орган, участвующий в осуществлении процесса

В какое время суток

протекает процесс

 




 

 

 






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!