ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ
« СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ ДЛЯ ЖИЗНИ »
ПОД МУЗЫКУ КОМАНДЫ И ГОСТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ.
Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.
В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.
Эпиграф:
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября | Международный день охраны озонового слоя Земли. |
20 сентября | День леса. |
27 сентября | День моря. |
4 октября | День защиты животных. |
29 декабря | День 6иологического разноо6разия. |
22 марта | Всемирный день воды. |
1 апреля | День птиц. |
18-22 апреля | Дни заповедников и национальных парков. |
22 апреля | День Земли. |
5 июня | День охраны окружающей среды. |
17 июня | День борьбы с опустыниванием и засухой. |
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Ведь:
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ КОМАНДЫ УЧАСТНИКОВ:
7 «А»-
7 «Б»-
7 «В»-
7 «Г»-
7 «Д»-
7 «Е»-
(КОМАНДЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ.3 МИН НА 1 КЛ.ИТОГО 18 МИН)
ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ,ДЕВИЗ,ЭМБЛЕМЫ,ФОРМУ,,СТЕНГАЗЕТЫ.
ВИДЕОРОЛИК ПО ЭКОЛОГИИ(3 МИН.)
КОНКУРС 1.РАЗМИНКА.
1. У зверька клюв прирос, получился __________(утконос)
2. Барашком – зовётся ребёнок, называется _________(ягнёнок)
3. Вот живая голова, из дупла глядит __________(сова)
4. Погулять выводит летом, ребятишек по утру, не нужны коляски детям, ели мама __________(кенгуру)
5. Благодаря этому вегетативному органу растение получает питание (корень)
6. Белые горошки на зелёной ножке (ландыш)
7. Какой цветок считается улыбкой осени? (астра)
8. Свободно плавающий кусок льда в океане или море (айсберг)
9. Десертный напиток из фруктов (компот)
10. В цирке можно посмотреть, как танцует вальс __________(медведь)
Блиц-опрос.
Самая большая птица в мире (страус).
Самая маленькая лошадь (пони).
Из какого дерева делают спички (осина).
Пересыхающее море на территории Казахстана (Аральское).
Какого зверя называют косой (заяц).
Кого считают царём зверей (льва).
Какая рыба в праздничные дни надевает шубе (сельдь).
Как называется водная оболочка земли (гидросфера).
Птица, которая умеет считать годы вашей жизни (кукушка).
По легенде, какая птица приносит детей (аист).
Названием какого зверька названа мужская причёска (ёжик).
Какую птицу в народе называют «сопливой» (индюк
КОНКУРС 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ(РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)
Ответы. Экологические ситуации.
Карточка 1.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.
Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).
Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.
Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.
Карточка 2.
Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.
При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.
Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.
Карточка 3.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.
Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.
Карточка 4.
Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.
Карточка 5.
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.
Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.
КОНКУРС 3. ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Задания болельщикам:
1.Про какое дерево сказано:
Первое дело-мир освещать,
Второе дело-крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать?
Ответ: береза, из нее делали лучину, добывали деготь для смазки колес, березовым соком лечили больных и изготавливали веники для бань.
2. Почему о дятлах и скворцах говорят как о незаменимых специалистах?
Ответ: потому что скворцы немедленно появляются там, где много вредителей полей или лесов и уничтожают их, также и дятлы могут извлекать вредителей из древесины и тем самым спасать деревья, недаром их называют лесными докторами.
3. Перечислите меры по защите атмосферного воздуха от загрязнения?
Ответ: применение научно обоснованных условий сжигания топлива, использование фильтров на производстве, создание санитарных зон и другие.
4. На сучке арканчик
Держит чемоданчик
Крышка открылась
Все раскатилось (созревшие семена гороха) и другие загадки…
5. Тли - всем известные мелкие вредители растений. Они малоподвижны и если начинают плодиться, то их легко можно съесть, так как возникшая колония хорошо заметна. Как им скрыться от ока насекомоядных (скажем птиц)?
Ответ: тли впрыскивают в ткани растений вещества, которые вызывают усиленный рост тканей. Такое вздутие называется «галл». А сами тли поселяются внутри него.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
1. Она издает звуки, похожие на рев быка. (Выпь)
2. На его оперении богиня Гера разместила все сто глаз Аргуса. (Павлин)
3. Именно эта птица является частью музыкального инструмента. (Гриф)
4. А эта птица - однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)
5. У этих нелетающих австралийских птиц яйца высиживают самцы. (Страус эму)
6. Считается, что, когда погибнет последний из этих пернатых «служащих» Тауэра, погибнет и Англия. (Ворона)
7. Эта птица с одинаковым усердием подстерегает рыбу у воды, мышь у норы и лягушку на болоте. (Цапля)
8. Именно он стал символом добра и счастья. (Аист)
КОНКУРС 4.ЭРУДИТОВ.
Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.
Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр.
Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке.
Кит – это:
A) рыба;
B) млекопитающее.
Название «адмирал» носит:
A) жук;
B) бабочка
С какой стороны дерева растет мох:
A) с северной;
B) с южной
Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные
Сколько пар ног у паука:
A) три;
B) четыре
На стволе березы растет гриб:
A) чага;
B) подберезовик
Какой газ используют для дыхания все живые существа:
A) кислород;
B) углекислый газ
ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.
На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.
Только в этом спасенье твое.
МОНТАЖ.
– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
КОНКУРС 5 «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»
«Братья наши меньшие»
Задание. Выполните тестовые задания в течение 5 минут.
1. Какое животное, обитающее в морях, называют «морской осой»? Это …
а) медуза; б) скат; в) рыба - пила.
2. Почему гигантского двустворчатого моллюска тридакну называют «моллюском-убийцей»? Он…
а) сбивает жертву струей воды;
б) выделяет ядовитое вещество;
в) при прикосновении захлопывает раковину.
3. Детеныша какого животного называют бельком?
А) белки; Б) тюленя; В) зайца - беляка.
4. Как птицы узнают о времени перелета? Они узнают об этом…
а) по пожелтению листьев на деревьях;
б) по понижению температуры воздуха;
в) по уменьшению продолжительности дня.
5. Какая из ящериц благодаря множеству присосок на ногах может свободно ходить по потолку?
А) геккон; Б) варан; В) хамелеон.
6. С какой целью обыкновенные ежи нападают на жаб? Они …
а) используют их в пищу;
б) прогоняют со своей территории;
в) используют яд жаб для смазывания своих игл.
6 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Подведение итогов ,благодарность участникам ,жюри, классным руководителям, родителям.
Участники во дворе гимназии запускают гелиевые шары.
Оценочный лист
Конкурсы | Кол-во баллов Макс. | 7а | 7б | 7в | 7г | 7д | 7 Е |
«Представление команд» Девиз Форма
Стенгазеты
Подделки Эмблема
Разминка
3. Экологические ситуации 4.Вопросы для болельщиков 5.Конкурс эрудитов 6.Братья наши меньшие тест 7.Домашнее задание. Презентация исследовательской работы по выбранной экологической проблеме. | 5 баллов 5 баллов 10 баллов 10 баллов 20 баллов 5 баллов
1 ответ 1 балл
Макс – 10 баллов 3 баллов
1 ответ-1 балл 1 ответ-1 балл
10 баллов
| | | | | | |
Итого: | | | | | | |