Экологическое образование в России: Современное состояние и тенденции развития.
Презентацию подготовила:
Первакова Юлия.
Учитель биологии.
МБОУ Купавинская СОШ№25
Введение.
Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества.
Цель данной работы: Изучить содержание современного экологического образования и его основных компонентов по данным литературы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятия экологического образования и воспитания;
- Ознакомиться с историей экологического образования в России;
- Раскрыть основные принципы экологического образования и воспитания;
- Проанализировать современную систему экологического образования в России
Для решения задач современного этапа развития общего экологического образования необходимо проанализировать его нынешнее состояние и тенденции развития. Поэтому, выбранная тема является актуальной.
Понятие экологического образования.
«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.»
(1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада).
Экологическое образование включает в себя «экологические закономерности». Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что:
- все живые существа взаимосвязаны,
- биосфера едина для всех,
- любые изменения в ней затрагивают и человека
Понятие Экологического Воспитания.
Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.
Экологическое воспитание развивает в сознании несколько базовых установок:
- Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы.
- Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира.
- Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи
История экологического образования в России.
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда.
Немецкий биолог Эрнст Геккель, который в 1866 г. предложил термин «экология», дал этой науке следующее определение: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды.... Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе...»
Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции его развития.
Задачи экологического образования: Образование является стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому одной из главных задач экологического образования сегодня является формирование образа будущего и нарастание ответственности за него.
Основные уровни и направления экологического образования.
Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации, является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения.
- Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни;
- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы в раннем детстве;
- способствовать пониманию основ целостной картины мира в школе;
- формировать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности в периоды взросления и зрелости.
Организация экологического образования.
Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.
Экскурсия как форма экологического обучения.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания.
Экологическое образование в общеобразовательной школе.
Образование по вопросам окружающей среды не должно являться еще одним предметом, а должно включаться в программы, предназначенные для всех обучающихся, независимо от их возраста. Важнейшим нравственным качеством, формируемым в процессе экологического образования младших школьников, является экологическая ответственность и её составляющая — ценностное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется определённым уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.
Экологическое образование в высших учебных заведениях.
Экологическое образование в вузах должно сформировать новую мировоззренческую парадигму и экологический профессионализм. В России существуют профильные вузы так или иначе связанные с темой экологии.
В настоящее время в некоторых вузах России студенты – активисты внедряют систему раздельного сбора отходов, систему эффективного использования воды и электроэнергии. Участники экологических сообществ университетов разрабатывают собственные экокодексы, экопорталы, проводят различные мероприятия по продвижению практик по устойчивому развитию среди учащихся вузов.
Образование для устойчивого развития и задачи школьного экологического образования.
Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития (ОУР). Он предполагает, что образованное общество должно быть соответствующим образом информировано в области состояния и перспектив устойчивого развития. В интересах устойчивого развития (УР) в 2005 г. в Вильнюсе была принята разработанная Европейской экономической комиссией ООН «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».
Цели общего экологического образования для устойчивого развития.
Концепция Государственных стандартов общего образования нового поколения дает новые ориентиры для модернизации российской общеобразовательной школы. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований школьного экологического образования. Выделяется три группы целей (планируемых результатов) школьного экологического образования в интересах Устойчивого Развития:
- Личностные, отражающие общекультурную направленность экологического образования;
- Предметные, отражающие фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое образование;
- Метапредметные, отражающие универсальный характер учебной деятельности.
Содержание экологического образования для устойчивого развития.
Для решения задач современного этапа развития общего экологического образования для устойчивого развития, преемственно с его предшествующим этапом, в структуре его содержания выделены следующие компоненты:
- Познавательный (совокупность фактических знаний, информационная база образовательного процесса).
- Нормативный (ориентирован на овладение учащимися системой норм и правил деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду).
- Ценностный( ориентирован для выбора целей деятельности, определения смысла жизни, норм и правил поведения в окружающей среде).
- Эмоционально-эстетический(важное средство гуманизации образования, направленное на формирование и закрепление позитивного, чувственно-эмоционального сопровождения деятельности по созданию и поддержанию эстетической привлекательности окружающей среды).
- Учебно-деятельностный(предполагает накопление опыта учебной деятельности, в результате, которого формируются индивидуальные умения и навыки).
- Креативный(направлен на формирование готовности учащихся к творческому поиску новых вариантов решения экологических проблем).
Анализ современной системы экологического образования в России.
В последние годы Россия стала страной «поголовной экологизации». Конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой. Анализ направлений, групп, «школ» экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений(школьная экология, техническая экология, социально-политическая экология, игровая экология).
Заключение.
На сегодняшний день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования. Образовательная система XXI века должна представлять собой неотъемлемую составную часть предыдущей информационной цивилизации как первой ступени становления ноосферы .
Спасибо за внимание!!!