Диалоговая площадка №5 «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования».
Тема: «Экологическое воспитание обучающихся 1 ступени малокомплектной школы».
БОУ «Нагорно-Ивановская СОШ»
Учитель начальных классов: Шахова Людмила Петровна
Современная жизнь требует от школьников больших знаний в различных областях. Неслучайно вводятся новые учебные предметы. Слово «экология» для младших школьников не является новым понятием. Учащиеся включают в это понятие – науку о связях живых организмов со средой обитания. «Экология» в переводе с греческого языка «экос»- дом, жилище, родина, среда; «логос» - понятие, учение. Термин был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
На уроках окружающего мира младшие школьники обсуждают проблемы загрязнения воздуха и водоёмов, исчезновения лесных массивов и другие вопросы, касающиеся экологии. Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячу животных и растений. Таким образом, человек наносит непоправимый вред окружающей природе, даже не задумываясь об этом.
В городе Нью-Йорке с населением в шестнадцать миллионов жителей в сутки образуется пятнадцать миллионов килограммов отходов! Природа сегодня переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.
Среда обитания – это та часть живой и неживой природы, в пределах которой живут организмы. Но не все, что окружает организмы, для них одинаково важно. Например, лежащий на лугу камень не так важен для растений луга, как свет или влага.
Самые необходимые для жизни организмов условия среды называют условиями существования. Условия существования – это тепло, влага, воздух, минеральные соли, соседние организмы.
В чем же заключаются связи организмов со средой обитания? Живые организмы – это бактерии, грибы, лишайники, растения, животные и человек.
Они разной величины и разных видов. Все живые организмы питаются, дышат,
растут, размножаются, умирают. В этом состоит их жизнь. Такие вопросы решаются на уроках окружающего мира в начальных классах.
В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке Ра. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно в глаза бросался мазут…До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».
Со времени этого путешествия прошло сорок лет, но загрязнение океана уменьшилось незначительно. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведет к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса - одно из чудес
природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.
Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса называют «легкими нашей планеты».И вот люди уничтожают их ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов… Каждый день в джунглях под пилой падает…пять миллионов деревьев!
Исчезающие виды живых существ…Среди них около тысячи видов животных и около двадцати пяти тысяч видов растений! Многие из них включены в Международную Красную книгу.
В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти.
Часть мусора сжигают, часть – закапывают. И то, и другое – не лучший выход из положения. При сжигании мусора нередко образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора перерабатывают – оказывается, из него еще можно получить немало полезного. Ученые и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить, чтобы повсюду на Земле выросли целые горы отходов…
Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение лесов, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности. Только сообща люди могут вылечить свою планету.
Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине человека.
«Болезнь» касается всего человечества, всех людей земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Одно из таких соглашений – Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны животных Африки, Азии и Южной Америки. Созданы и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы. Именно эта организация издает Красную книгу.
На уроках окружающего мира при изучении темы «Воздух и его охрана» я предлагала детям составить памятку экологической безопасности. Вот, что у них получилось.
- Если в твоем селе находится предприятие с вредным производством, нужно предвидеть возможные неприятности, например, аварии;
- не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей;
- не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен;
- не оставайся в гараже во время работы двигателя автомобиля;
- не гуляй по улице во время тумана;
- разводи комнатные растения – очищают воздух;
- попроси взрослых не курить в квартире.
Младшие школьники могут внести свой посильный вклад в охрану природы. «Охранять природу – значит охранять Родину». В нашей школе уже несколько лет работает детский клуб «Мастерок», руководит которым специалист по работе с молодежью Светлана Алексеевна Скуратова. О работе и пользе отряда узнаете из представленной презентации. Ребята занимаются благоустройством села, ухаживают за памятниками, помогают людям, нуждающимся в помощи, приносят пользу малой Родине.
В нашей школе экологическое воспитание младших школьников поставлено на хорошем уровне.