МОУ «Больше - Бутырская основная общеобразовательная школа»
«Экологическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время »
Подготовила :
Коршикова И.М
2015 г.
«Экологическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время».
Экологическое воспитание на уроках географии последние годы приобрело очень важное значение.
Раскрывая на разных уроках географии в 6-9 классах вопросы: где, как и почему увеличивается антропогенное воздействие на окружающую среду, мы даем обучающимся знания фактического материала. Проводя практические работы по анализу различных источников: карт, статистических материалов, дополнительной литературы, делая прогноз для нашей страны, на планете в целом возможных границ отрицательного воздействия человека на все оболочки планеты, природные комплексы в целом и на отдельные природные компоненты в отдельности.
Рост численности населения на планете и интенсификация человеческой деятельности в связи с научно-технической революцией неминуемо приводят к резкому росту антропогенного влияния на природу. В результате на Земле происходят перераспределение водных ресурсов, изменение местного климата, преобразование некоторых черт рельефа. Из недр планеты ежегодно извлекается свыше 120 млрд. т полезных ископаемых, выплавляется 8000 млрд. т различных металлов, производится более 60 млн. т синтетических материалов, вносится в почву свыше 500 млн. т минеральных удобрений и около 3 млн. т различных ядохимикатов.
Рост масштабов антропогенного воздействия на природную среду не проходит для неё бесследно: ежегодно уничтожаются десятки миллионов гектаров леса, пахотных земель, исчезли тысячи видов животных и растений.
при изучении темы «Природно-ресурсный потенциал России» я использую таблицу «Масштабы воздействия человека на окружающую среду» (Н.А. Воронкова, 2009 г.).
№ п/п | Вид ресурса или элемент среды | Воздействие, потребление |
Общее количество | На душу населения |
единица измерения | количество | единица измерения | количество |
1 | Извлечение из недр руд полезных ископаемых | млрд. т/год | 120 | т | 25 – 30 |
2 | Отходы из переработки сырья | % | 97 – 99 | | |
3 | Отходы бытовые | млрд. т/год | 6 – 8 | т | 1 – 1,5 |
4 | Перемещение почвы при с/х и других работах | трлн м³/год | 4 – 5 | м³ | 800 – 1000 |
5 | Забор воды из разных источников, в том числе из рек | трлн м³/год или км³/год % стока | 3,5 – 3,7 3500 – 3700 8 – 10 | м³ | 600 – 700 |
6 | Измененная поверхность суши из них: распахано другие окультуренные земли (луга и пастбища) | млрд. га, % суши млрд. га % суши млн. км² млрд. га | около 7 45 – 50 1,5 – 1,8 10 – 12 37 – 40 3,7 – 4,0 | га га | 0,28 – 0,34 0,7 – 0,8 |
7 | Земли под застройкой: общая площадь полностью урбанизованные (под домами, асфальтом) | млн. га % суши млн. га % суши | 150 – 200 1 50 0,3 | га га | около 0,03 около 0,01 |
8 | Лесистость суши: до появления человека в настоящее время | % % | около 75 около 25 | | |
9 | Утрачено плодородных земель за историю человечества | млрд. га | около 2 | | |
10 | Скорость сжигания ископаемого топлива превышает его образование в геологическом прошлом | тыс. раз | 300 – 400 | | |
11 | Антропогенное поступление СО2 в атмосферу превышает природную | раз | 3 – 4 | | |
12 | Темпы уничтожения лесов Уничтожено тропических лесов | млн. га/год % | 17 около 50 | | |
13 | Исчезновение видов: беспозвоночные млекопитающиеся с 1600 г. по настоящее время уничтожено: позвоночных под угрозой исчезновения: животные растения | 1 вид 1 вид видов % % | сутки за 3 – 5 лет около 200 30 8 – 10 | | |
14 | Темпы исчезновения видов по сравнению с эпохой вымирания динозавров | во сколько раз | 1000 | | |
В общую характеристику источников загрязнения на уроках в 7 классе по теме «Загрязнение атмосферы» рассказываю об источниках загрязнения её, с использованием таблицы.
Источники загрязнения атмосферы подразделяется на естественные (природные) и искусственные (антропогенные). Естественные (извержения вулканов, пыльные бури, лесные и степные пожары) мало влияют на общий уровень загрязнения. Наиболее опасными источниками загрязнения атмосферы являются антропогенные. Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу более 15 млрд т СО2 , 200 млн т СО, более 500 млн т углеводородов, 120 млн т золы, более 160 млн т оксидов серы и 110 млн т оксидов азота и др. Общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет по некоторым данным, более 19 млрд т.
Вещества, загрязняющие атмосферу, могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными и оказывать вредное воздействие непосредственно после химических превращений в атмосфере либо совместно с другими веществами.
Из всей массы загрязняющих веществ, которые поступают в атмосферу от антропогенных источников, 90% составляют газообразные вещества (оксиды серы, азота, углерода, тяжелых и радиоактивных металлов и др.), 10% - твердые и жидкие вещества.
Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы предоставлены в таблице.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
(И.Б. Хомченко, 2001 г.)
Отрасль промышленности | Аэрозоли | Газообразные выбросы |
Теплоэнергетика | Зола, сажа (Pb, Mo, Ve, Li, V, Ni, Cu, Zn, Sn, Hg, N2O5), радионуклиды | NO2, СO2, СО, NO, SO3, бенз(а)пирен, альдегид, органические кислоты |
Транспорт | Сажа (Pb) | СО, NO2, CxHy, бенз(а)пирен |
Химическая промышленность | Пыль, сажа (Zn, Sn, Sb, Mo, Co, Ni, Cu, Bi, W, Hg, Cd) | H2S, CS2, CO, NH3, кислоты, растворители, летучие сульфиды |
Металлургия | Пыль, оксиды железа (Mn, Zn, Pb, Mo) | SO2, СО, NH3, NOx фтористые соединения, цианистые соединения, органические вещества, бенз(а)пирен |
Промышленность строительных материалов | Пыль (Zn, Mo, Cа, Bi, Bа) | СО, органические соединения |
В 9 классе на уроках по теме «Характеристика межотраслевых комплексов» использую следующие сведения по отдельным отраслям.
Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относят к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно данным Минприроды РФ, в 2014 г. общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ТЭС составил 4474 тыс. т (твердых веществ – 1349 тыс. т, диоксида серы – 1913, 5 тыс. т оксидов азота – 1045 тыс. т, оксида углерода – 124 тыс. т), или 89% общего выброса по энергетической промышленности.
Автомобильный транспорт выделяет 6о% газообразных загрязнителей воздуха. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит до 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны Pb, COx, NOx, CxHy, бенз(а)пирен. В выхлопных газах содержится большое количество углеводородов, их доля резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте.
Черная металлургия. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных газов. Выброс пыли в расчете на 1т чугуна составляет 4,5кг, СО2 – 2,7кг и Mn – 0,5-1кг. Вместе с доменным газом в атмосферу в небольших количествах выбрасываются также соединения As, P, Sb, Pb, пары Hg и редких металлов, HCN и смолистые вещества.
Цветная металлургия. Служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выбросы предприятий цветной металлургии содержат токсичные пылевидные вещества As, Pb и др., поэтому они особо опасны. При получении металлов электролизом образуется большое количество газообразных и фтористых соединений. Выброс вредных веществ по отрасли составил 3693,3 тыс. т или 20,4% от объема выбросов промышленности России.
Химическая промышленность. Состав промышленных выбросов весьма разнообразен; большинство химических соединений является весьма токсичным для организма человека СО, NО2, SO2, NH3, пыль неорганических веществ N2S, соединения галогенов, органические вещества, цианистые соединения.
В 2014 г. объём выбросов в атмосферу в целом по отрасли составил 488, 4 тыс. т. Для химических и нефтехимических производств характерны значительные объемы выбросов металлической ртути, составившие 54% от общего объёма этих выбросов промышленности России в 2014 г.
В 7-ом классе по теме «Мировой океан и охрана его вод», в 6-ом – по теме «Гидросфера» нужно обозначить источники загрязнения вод.
Источники загрязнения вод. Загрязняющие вещества, поступая в природные воды, вызывают изменение физических свойств воды (нарушение первоначальной прозрачности и окраски, появление неприятных запахов и привкусов и т.п.); изменение химического состава воды, в частности появление в ней вредных веществ; появление плавающих веществ на поверхности воды и отложений на дне; сокращение в воде количества растворенного кислорода вследствие расхода его на окисление поступающих в водоём органических веществ загрязнения; появление новых бактерий, в том числе и болезнетворных.
«Внутренние воды России» это тема, где можно использовать следующие данные.
Суммарный объем загрязненных сточных вод сбрасываемых в поверхностные водные объекты России, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%). Объем сброса загрязненных сточных вод в 2005 году составил по промышленности – 8,6 млрд м3, в сельском хозяйстве – 3,2 млрд м3, по объектам ЖКХ – 12,5 млрд м3.
О масштабах загрязнения поверхностных вод некоторыми отраслями промышленности говорят следующие цифры.
Электроэнергетика – крупнейший потребитель пресной и морской воды, доля отрасли в общем объеме забора пресной воды промышленностью – 66%, морской воды – 98%, по использованию воды – около 70%. Водохранилища, возникшие в результате сооружения платин гидроэлектростанций, помимо положительного эффекта (регулирование речного стока, снижения опасности наводнений и развития эрозии почв, снабжение водой и др) оказывают и отрицательное воздействие на природную среду (затопление земель и населенных пунктов, засоление или заболачивание почв, затопление и разложение неземной растительности, развитие новых водных видов флоры и фауны и т.д.).
В нефтеперерабатывающей промышленности сброс загрязнённых сточных вод в водоёмы составляет 31, 1 млн м3 , большая их часть (около 80%) сбрасывается недостаточно очищенными. Серьёзный ущерб окружающей среде наносится разливом нефти вследствие порывов трубопроводов. По данным Минтопнэрго РФ, общее количество аварий на нефтепроводах в 2005 году составило 25477.
Доля нефтеперерабатывающей промышленности в общепромышленном сбросе загрязнённых сточных вод составляет около 4%, сом выброс достигает 317, 4 млн м3 .
Из общего объёма загрязнённых сточных вод угольной промышленности (740,2 млн м3 ) около 80% сбрасываются недостаточно очищенными, остальные без очистки. Предприятия черной металлургии сбрасывают 757, 7 млн м3 загрязнённых сточных вод, цветной металлургии – 529 млн м3 (36% из них сбрасывается без очистки).
Сведения об источниках загрязнения почв необходимы при изучении в 8 классе в теме «Почвы России».
Источники загрязнения почв. По своему положению и свойствам почва фактически является конечном местом сосредоточения всех природных и антропогенных загрязнений, при этом последний вносит основной вклад:
теплоэнергетика (угольная пыль, зола, дым, аэрозоли тяжелых металлов – ртути, мышьяка, свинца, ванадия, газы SO2, SO3, NO2, бенз(а)пирен, фтористые и мышьяковые соединения, радионуклиды);
черная металлургия (рудная и железистая пыль, оксиды железа, марганца , мышьяка, зола, сажа, SO2, SO3, NO2, NH3, HCL);
цветная металлургия (пыль, пары и оксиды свинца, цинка, кадмия, меди, мышьяка, ртути, фтора, SO2 и т.д.);
промышленность строительных материалов (цементная пыль, фтор и др.);
химическая промышленность (, SO3, HF, H2S, HCL, HNO3, NH3, фтористые соединения, углеводороды, растворители, эфиры, фенолы и др.);
транспорт (углеводороды, свинец, угольная пыль, зола, СО, SO2, H2S, бенз(а)пирен, непредельные углеводороды);
сельское хозяйство (удобрения, пестициды, ядохимикаты и т.д.);
нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая промышленность (нефть, нефтепродукты, бенз(а)пирен, серосодержащие соединения и др.);
атомные электростанции (радионуклиды, йод, -131, стронций – 90, цезий – 137, плутоний -239, калий – 42 и др.);
Накопление загрязненных веществ в почве происходит в результате; непосредственного внесения в почву или на неё (удобрения, пестициды); поступления атмосферных загрязнений и почву (аэрозоли тяжелых металлов, радионуклиды, летучая зола, газы и др. ); поступления загрязнителей в почву с поверхностными стоками; выпадения загрязнителей в почву с атмосферными осадками.
Применение минеральных удобрений приводит к аномально высоким содержаниям в почве азота в нитратных и аммиачных соединениях, ионов хлора, фосфора, (зафосфачивание почв). При поливе сточными водами в почву попадают патогенные микроорганизмы, личинки гельминтов, канцерогенные вещества.
Важным источником загрязнения почв могут быть излучения. Этот тип загрязнения появился одновременно с широким использованием радиоактивных веществ. Радиоактивные элементы, отличающиеся умеренной или короткой жизнью (период, полураспада), обычно распадаются раньше, чем попадают в почву, однако они могут стать опасными в дождливый период, когда ускоряется их выпадение их выпадение на почву.
Эффект бумеранга проявляется в двух формах:
Острых воздействий, например усыхания лесов от кислотных дождей.
Перманентных, хронических процессов типа постепенного изменения климата, ослабления принципа Ле Шателье – Брауна, и т.п.
Очевидно, что эффект бумеранга проявляется тем сильнее, чем выше уровень нарушений человеком природных систем.
Выделяются следующие аспекты последствий загрязнения окружающей среды:
Медико-социальный. Имеется в виду воздействие деградирующей среды на здоровье человека.
Экономический. Негативное влияние загрязнения среды на общественное производство и его конечные результаты.
Экологический. Нарушение процессов протекания естественных природных процессов.
Духовно-эстетический. Негативное влияние деградирующей среды на духовное состояние и эстетическое восприятие людей.
Кислотные дожди. В последние 15-20 лет сложная и трудноразрешимая экологическая проблема кислотных дождей (рН
Согласно расчётам доля диоксида серы в образовании кислых осадкой составляет 70 % .Появлению кислых осадков способствует также СО2: из-за его постоянного присутствия в атмосфере нормальным является рН осадков 5,6.
Истощение озонового слоя. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения содержания озона в верхних слоях атмосферы. По разным оценкам, в средних и высоких широтах Северного полушария такое уменьшение составило 2-3%.
Наиболее значительная потеря озона регистрируется над Антарктидой, где его содержание в озоновом слое за последние 30 лет уменьшилось на 40-50%. Пространство, в пределах которого регистрируется заметное уменьшение концентрации озона, получило название «озоновой дыры». В настоящее время «озоновая дыра» вышла за пределы континента и по размерам ( 10 млн км2 ) превышает площадь США.
Вредными выпасами промышленности поражено 30% лесов Австрии, 50% лесов Германии, леса Чехии, Словакия, Польши. Леса Скандинавских стран сильно пострадали от кислотных дождей, виновниками в образовании которых являются другие европейские страны. Деградируют Канадские леса от загрязнений, переносимых из США в частности, до 70-80% деревьев, произрастающих в кленовых лесах.
В России ежегодно вырубают 1,8 млн. га и, кроме того, миллион гектаров лесных угодий гибнет или повреждается вредными промышленными выбросами. Так, на Кольском полуострове леса гибнут со скоростью 1 км. в год.
Ученые предупреждают, что уничтожение лесов ведет к снижению порога устойчивости биосферы, увеличению силы наводнений, селей, водной эрозии, пыльных бурь, засух и суховеев, ускорению процессов опустынивания. Ежедневно на планете вымирают один –два вида диких растений, при этом следует помнить, что только один вид растений обеспечивает существование в среднем 11 видов животных, а в тропический лесах – даже 20 видов. Следовательно, с обезлесиванием ландшафтов сокращается генетическое разнообразие экологических систем, постепенно уничтожается живое вещество биосферы.
Взаимосвязь экономического и экологического вреда. Помимо вредного влияния на здоровье людей , загрязнения биосферы носит огромный ущерб экономике. Подразделение вреда от загрязнения природной среды на экономический и экологический логично вытекает из самой системы взаимодействия общества и природы, где функционирую две подсистемы – экономическая и экологическая.
Рассмотрим более подробно возможные формы и виды ущерба, образовавшиеся в результате изменений в природной среде под влиянием хозяйственной деятельности человека. Согласно Т.А.Деминой (2006 г.), все виды ущерба можно подразделить на исчислимые (стоимостные и натуральные) и условно-исчислимые, т.е. практически не поддающиеся количественной оценке.
В свою очередь исчислимый ущерб подразделяется на экономический и социально-экономический.
Экономический ущерб включает: потери в результате недополучения промышленной сельскохозяйственной лесохозяйственной продукции; потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов; затраты, обусловленные сокращением срока службы зданий и сооружений; потери сырья, топлива и материалов, вызванные выбросами, сбросами; затраты на ликвидацию последствий от загрязнения; затраты на восстановление или поддержания в экосистемах; потери производства, вызванные снижением эффективности труда, которое, в свою очередь, обусловлено ростом заболеваемости.
К социально-экономическому ущербу относятся: затраты в области здравоохранения и социального обеспечения из-за роста заболеваемости; затраты на сохранение рекреационных ресурсов; потери в следствии миграции, вызванной ухудшением качества среды.
Проблемы взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому – резкое ухудшение качества природной среды: её деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути её решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встаёт вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника образовательной школы.
Взяв тему своей методической работы « Экологическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время» хочу поделиться опытом работы в этом направлении. География и экология находятся в очень тесной взаимосвязи, именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание , сформировать системно- логическое отношение к действительности. На уроках географии ребёнок может размышлять над глобальными проблемами, видеть мир как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых пространственных и временных составляющих и поэтому любое вторжение в этот мир не останется без последствий, которые часто могут быть трудно предсказуемыми. Практически все курсы географии имеют в настоящее время экологическую направленность.
Вторым направлением является борьба за чистоту окружающей среды, в этом направлении ребята уже практически стараются помочь нашему селу быть красивым и чистым. Проводили разные экологические акции: « Живи родник», « Чистым рекам- чистые берега», ребята собирали мусор по берегу реки Камышенка, сажали саженцы берёз на пришкольном участке, ходили в туристические походы, где учатся ориентироваться, читать топографическую карту, разводить костёр, составлять мониторинг разных природных и антропогенно- нарушенных участков, здесь становится ясно, что охрана природы нашей родины –дело общее.
Третьим направлением является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов – это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьёзным является написание школьных научных проектов, именно им в исследовательской деятельности школьников необходимо уделять особое внимание.
В курсе физической географии (6 класс) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, легенды, песни, элементы серьёзных экологических рефератов.
В курсе географии материков и океанов (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления. Ставится задача- углубить следующие экологические знания обучающихся; сохранение разнообразия природы планеты, бережное отношение к природной среде, применение законов природы в целях эффективного использования ресурсов земли. Природные богатства и вопросы охраны природы рассматриваются в процессе изучения каждого природного компонента, каждой природной зоны или страны.
В курсе географии России продолжено формирование диалектико- материалистических взглядов на природу и взаимодействие общества и природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам не только всей республике, но и региона где мы проживаем, формы уроков могут быть различные: урок –диспут « Атомная энергия за и против»; «Проблемы охраны атмосферного воздуха»; урок –суд «Что будет дальше?»; конференции, на которых обучающиеся выступают с докладами, рефератами, высказывают свою точку зрения.
Экологическое воспитание во внеурочное время:
Использую разные методы воспитания, привлекает детей разнообразие форм. Работа строится по трём направлениям:
Пропаганда экологических знаний.
Борьба за чистоту окружающей среды.
Исследовательская деятельность
Первым направлением входят, классные часы, тетрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет. Выступление перед учителями и родителями.
Пропаганда экологических знаний- это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашей области, страны так и мира в целом. Разработаны и проведены классные часы: « Берегите родную природу»; «Растения Курского края»; Участок заповедника имени Алёхина : «Букреевские Бармы». Конкурсы рисунков: «Природа родного края»; «Сохраним Землю чистой».
Результаты педагогического опыта.
В процессе проведения педагогического опыта повысился уровень воспитанности обучающихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного села.
Простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы, явились для многих началом серьёзных работ в стенах вузов и помогли познакомиться с миром профессий.
Поэтому, работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу осуществить свою главную цель: воспитанию личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с миром.