СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание школьников + краты проектов

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Булгаковская основная школа











Экологическое воспитание

школьников

















Учитель географии 1 категории

Селезнева Елена Михайловна

























2015 г.



Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Со второй половины двадцатого века перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого, в связи с развитием промышленности и потребительским отношением людей к окружающему миру. Появилась новая наука - экология.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей. В настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Осознание собственной гражданской позиции в отношении окружающей среды, позволяет «спасти» ее. Именно этим и занимается экологическое воспитание в школе. Прививать чувство ответственности необходимо еще с детства. Поэтому не так давно программы экологического воспитания были включены в общее образование школьников. Основной их задачей является донести до детей тот факт, что окружающая среда должна быть защищена.

Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, и если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Вот почему экологическое образование становится составной частью нравственного воспитания. Это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления (уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности).

Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.  Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Сейчас, обострились проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей. Нужно развивать экологическую культуру школьников.

Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть знать природу своего родного края, а именно:

  • местные природные условия;

  • природные особенности;

  • местные, охраняемые природные объекты;

  • животных местной фауны;

  • местных птиц;

  • видов рыб местных водоемов;

  • лекарственные растения местной флоры;

  • памятники культуры и искусства местного и республиканского значения;

  • реки и водоемы; ландшафты; климат и т.д.;

Поэтому начиная с начальных классов, знакомим ребят с местной природой, чаще во внеурочное время, организуя экскурсии, беседы, мини – проекты, социально значимые проекты, экологические субботники и экологические акции, в которые вовлекаются все участники образовательного процесса и многие жители деревни. Обучающимся интересно выполнять посильную работу вместе со взрослыми. Чувствовать себя полноправными членами общества. Ребята учатся не только задавать вопросы, но и искать на них ответы. Они охотно делятся, найденным материалом, соревнуются друг с другом (у кого больше и интереснее материал). В процессе работы у детей развивается любознательность, целеустремлённость, мышление, речь, умение ориентироваться в информационном материале, самостоятельно конструировать свои знания, грамотно преподносить собранную информацию.

Мы два раза в год участвуем в экологических субботниках. Постоянно организуются экскурсии в природу: речку, пруд, лес. В нашей школе реализовано несколько проектов: «Подкорми зимующих птиц», «Школьный двор», «Чистота у обелискам», «Я хочу жить в чистом селе».

В процессе реализации проекта у участников возникают трудности объективного характера (не хватает знаний, навыков в выборе информационных средств). Однако именно их преодоление является одной из главных целей этого метода. При выполнении проекта ученик попадает в среду «неопределённости», что и активизирует его познавательную деятельность.

Работа над проектом занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.



Карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

Подкорми зимующих птиц

Тип

Практико-ориентированный, социально значимый

Участники

1 - 6 класс

Масштаб

Краткосрочный, ежегодный

Основание для разработки.

Проблема

Проект направлен на помощь птицам в зимних условиях.

Цель

Изготовить кормушки, постоянно пополнять их кормом


Задачи

  1. Закрепить знания о зимующих птицах нашей местности;

  2. Изучить принципы изготовления кормушки;

  3. Изготовить кормушку.

  4. Воспитывать бережное отношение к птицам.


УУД

Познавательные УУД: нахождение достоверных сведений в источниках информации; умение анализировать и обобщать предложенный материал, строить логически обоснованные рассуждения;

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Личностные УУД: развитие ответственного отношения к начатому делу; проявление доброжелательного отношения к сверстникам; формирование экологической культуры;

Стратегия и механизмы реализации

Выполняется дома, на уроках технологии, во внеурочное время.

Защита на празднике вывешивания кормушек.

Ожидаемые результаты

Формирование положительного отношения к природе путем творческого продукта

Трансляция проекта

На празднике

Дальнейшее развитие проекта

Использование удачных разработок в следующем году



Карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

Школьный двор

Тип

Практико-ориентированный, социально значимый

Участники

1 - 9 класс

Масштаб

2015 год

Основание для разработки.

Проблема

Реконструирование и перепланировка цветников, из–за затененности двора

Цель

Сделать новые клумбы, посадить неприхотливые растения

Задачи

  1. Изучить неприхотливые цветковые растения;

  2. Разработать план участка;

  3. Разбить цветники.

УУД

Познавательные УУД: нахождение достоверных сведений, использование справочной литературы; умение классифицировать объекты – объединять в группы по существенному признаку

Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в неоднозначных ситуациях; понимать эмоциональное состояние других людей;

Стратегия и механизмы реализации

Выполняется во внеурочное время.

Защита осенью.

Ожидаемые результаты

Формирование положительного отношения к природе путем творческого продукта

Трансляция проекта

На празднике «Осенние посиделки»

Дальнейшее развитие проекта

Использование удачного подбора растений на других клумбах





Карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

Чистота у обелиска

Тип

Социально значимый, практико-ориентированный, долгосрочный.


Участники

5 – 9 класс

Масштаб

2013 - 2015

Основание для разработки.

Проблема

Действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, памятник находится в ненадлежащем состоянии.

Цель

Развитие экологической культуры обучающихся и жителей деревни через личное участие в разных видах природоохранной деятельности.


Задачи

  1. убирать прилежащие к школе территории;

  2. привлечь общественность к данной проблеме;

  3. под особый контроль взять памятные места;

  4. восстановить цветники;

  5. воспитывать патриотизм;

УУД

Познавательные УУД: нахождение достоверных сведений в источниках информации; умение трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; классифицировать объекты и явления;

Регулятивные УУД: определять проблему в деятельности, выбирать средства достижения цели; планировать деятельность;

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

Личностные УУД: осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; проявлять терпение и доброжелательность в споре; осознавать и проявлять себя гражданином России;

Стратегия и механизмы реализации

Выполняется во внеурочное время.


Ожидаемые результаты

Развитие социальной компетенции через включение обучающихся в социально значимую деятельность. Повышение уровня экологической культуры.

Трансляция проекта

В день освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшая реализация проекта. Увеличение числа его участников.

Продолжение исследования экологического состояния территорий, прилежащих к школе.

Карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

Я хочу жить в чистом селе

Тип

Социально значимый, практико-ориентированный

Участники

1 - 9 класс

Масштаб

Долгосрочный

Основание для разработки.

Проблема

Улицы деревни превратились в мусорные свалки

Цель

Убрать прилежащие к школе территории, привлечь внимание общественности.

Задачи

  1. Убрать Центральную улицу от остановки до магазина;

  2. Привлечь как можно больше жителей деревни;

  3. Воспитывать экологическую культуру.


УУД

Познавательные УУД: анализировать результаты элементарных исследований; выявлять сходство и различие объектов; устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; разрешать конфликты;

Личностные УУД: развитие ответственного отношения к начатому делу; понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать черты своего характера, позиции, свой мировоззренческий выбор; проявлять себя гражданином России;

Стратегия и механизмы реализации

Выполняется во внеурочное время.

Экосубботники, экологические акции.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня экологической культуры. Предоставление возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

Трансляция проекта

Экосубботники, экологические акции.

Дальнейшее развитие проекта

Продолжение исследования экологического состояния территорий, прилежащих к школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!