Экологическая игра «Мы природой дорожим» Цели: ▪ развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; ▪ формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно); ▪ воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе. Средства обучения: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, компьютерная презентация, компьютер. Ход игры:
Звучит фонограмма "Голоса птиц".
Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой! Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Звучит фонограмма "Березы".
Ты береги нас! Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
\В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу! (А. Максимова) Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом. Наша игра «Мы природой дорожим» посвящена экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе. 1конкурс – «Эрудит»
Задание: объясните с позиции экологии следующие пословицы: «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» (Порядок и достаток в
доме
может обеспечить
только хороший
хозяин.
) 2 конкурс – «Знатоки природы»
Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки. Загадки: Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (
Берёза) Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (
Волк) Много рук – нога одна. (
Дерево) Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (
Дождь) Кругом вода, а с питьём беда (
Море) Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (
Снег) Падает горошком, скачет по дорожкам. (
Град) Лежала между ёлками подушечка с иголками. (
Ёж) Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он .(
Енот) Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки. (Репей) Лёгкий, а не пух; мягкий, а не мех; белый, а не снег, но одевает всех. (Хлопок) Кто над нами вверх ногами? (
Муха) Крашеное коромысло через реку повисло. (
Радуга) Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы) Крылья есть, да не летает; ног нет, да не догонишь (Рыба) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)
А знаете ли вы, ребята, что в природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено.
Суд над лягушкой и волком
Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?
Лягушка. Ква-ква… Лягушка!
Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!
Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.
Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.
Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?
Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!
Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.
Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.
Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.
(за сценой слышится кваканье лягушек)
Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)
Судья. Кто следующий? (Вводят волка) о тебе говорят: «Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный: расчетливый, трусливый, хитрый.
Волк. Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.
Судья. Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.
Волк. Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у)
В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.
И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)
Судья. Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.
Много есть чудес на свете, Человек их всех чудесней. Но себя лишь он любил И природу погубил. Он никак не мог понять, Что природа - наша мать! Вырубаются леса, реки загрязняются, И вода у нас в реке нам уже не нравится Нет теперь в лесах зверей, Человек ведь всех главней! Удержаться он не смог, Это был его порок. Почему не может он Жить спокойно и с умом? Охранять, любить, ценить, Всей природой дорожить! А теперь вот видим мы Леса без птиц, и земли без воды... Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды. 3 конкурс – «Оцени поступок человека»
Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено. 1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. 7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая». 8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.
4 конкурс «Лесная аптека»
Из целебных трав и цветов получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней. Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст, лечебных кремов.
1 Ты натер ногу в пути, как облегчить боль?
Ответ: приложить лист подорожника.
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С.
Ответ: черной смородины, шиповника.
3. Каким лечебным свойством обладает мать – и- мачеха?
Ответ: отвар из листьев и цветов – хорошее средство от кашля.
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям?
Ответ: валериана. Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице.
5.Как нужно собирать лекарственные травы?
Ответ: цветки – в начале цветения, корни и корневища – весной
или осенью, листья – в сухую погоду.
5 конкурс – «Что я могу сделать один?»
Задание: проблема защиты окружающей среды является на сегодняшний день одной из актуальнейших. На планете Земля проживает более 6 миллиардов человек.
Говорят, один – в поле не воин. Так ли это? Давайте предоставим слово одному из вас. (подкармливать птиц и животных, не обижать их, не мусорить, сажать деревья и цветы, экономить воду, бумагу, тепло, газ, электричество. Этим самым можно сохранить хоть частичку природных богатств. Это мой маленький вклад в защиту природы . Я помогаю природе хотя бы тем, что не наношу ей вред. Например, я не нарву целую охапку сирени, чтобы через десять минут её выбросить, а аккуратно наклоню веточку и вдохну аромат).
6 конкурс «С песней по жизни».
Заранее команды получают задание подготовить песню, связанную с экологией. Можно предложить для исполнения следующие песни:
«В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У дороги чибис», «Не дразните собак», «Аист на крыше», «Люси», «Скворушка».
Ребята, а знаете ли вы, как вести себя в лесу?
6. Правила поведения в лесу.
Не разводить костер под деревьями.
Кострище делать в оборудованном месте
Уходя, погасит костер.
Не оставлять после себя банки, стекло.
Мусор закапывать в землю.
Не бросать окурки в траву
вывод
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна Вот и подошла к концу наша игра, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми. Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ. Другой такой на свете нету!
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
8