СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая культура воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья про экологические проблемы. Для учащихся среднего звена

Просмотр содержимого документа
«Экологическая культура воспитания»

Экологическая культура воспитания

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

М.Пришвин


Под экологической культурой воспитания я понимаю, прежде всего, воспитание в детях человечности, доброты, бережного, ответственного и неравнодушного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для дальнейшей полноценной жизни и рационального природопользования. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому прививать экологическую культуру надо с раннего возраста. Научить ребенка думать не только о себе, но и об окружающем мире непросто. Эта проблема особенно актуальна в наше время.

Именно в детстве формируется мировоззрение, значит, именно мы (педагоги) можем изменить взгляд общества на проблему, наметить пути её решения. В младшем возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как что-то живое, получает основы систематических знаний, основы экологической культуры, которые включают элементарные сведения о биосфере (живая, неживая природа, растения, животные, человек). Особое внимание в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого зависит будущее биосферы. Здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дальнейшее отношение детей к окружающему миру, к матери - природе во многом будет зависеть от осознания ее ценности, неповторимости, уникальности, насколько глубоко будет в школьнике воспитание бережного отношения, желания защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Экологическая культура позволяет подрастающему поколению ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, создавать прекрасное, приносить радость окружающим.

Как же передать детям мысль о том, что даже в мире техники и роботизации есть место легкому полету бабочки, дуновению весеннего ветра? Это очень непросто: раскрыть перед ребенком красоту природу и научить видеть ее. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы перенимать каждое его движение. Преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии природы и человека. Нам так долго внушали, что «Человек – царь природы»! Как перестроить сознание? Человек – часть природы. Лучшая, но часть.

Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.

Сегодня мои воспитанники пригрели подброшенного в детский дом щенка. Временами дети бегают тайком от воспитателей, подкармливают бедного кутенка. Они проявляют интерес к животным, но их представления о жизни «братьев наших меньших» весьма скромные. Дети располагают в основном сведениями о внешних признаках животных и свою заботу о них понимают как кормление и укутывание. Воспитание заботливого, внимательного отношения к животным способствует эмоциональному и духовному развитию детей. Для этого надо не только расширить и углубить знания, полученные детьми в учебном процессе по курсу " Окружающий мир", но и пробудить у них интерес к объектам природы, требующим внимания, заботы, сопереживать всему живому, развивать эстетические чувства. Так, прежде чем организовать уход за комнатными растениями, домашними животными или оказать помощь птицам, необходимо познакомить детей с их характерными чертами, значением в жизни человека, в природе, а также с их экологическими потребностями. Расширение знаний воспитанников значительно влияет на их положительное отношение к природе. Например, знакомство с зимующими птицами, особенностями их жизни может вызвать у детей стремление помочь им пережить зимние трудности и невзгоды.
 Пробудить в детях неравнодушие, неодобрение к людям, к их негативным поступкам по отношению к природе, к окружающему миру - будь это сломанное дерево или брошенный конфетный фантик, экологическое неблагополучие в крае или недонесенный до контейнера мешок мусора, разрушенное гнездо ласточки или загрязненная отходами производства картонной фабрики родная река Амур. Дети - это чистые души, они интуитивно чувствуют, что хорошо, что плохо и выбирают правильную линию поведения. Более того, дети пытаются влиять друг на друга и даже на взрослых. Ведь дети – будущее страны. И каким оно будет, во многом зависит от их культуры, и экологической культуры в первую очередь. Своим поведением, бережным отношением к листочкам, муравьишкам, птичкам, они «стучат» в загрубевшие души взрослых, пытаясь заставить их измениться, не врать себе и другим, воспевая природу, а просто жить в ней как в родном доме. Родной дом - это самое лучшее место в мире, куда стремится человек в любом возрасте. Он защищает его, старается сохранить. Также должен поступать человек и по отношению к природе. Не будет дома - негде будет жить человеку, не будет природы - не будет и человечества.

В.А Сухомлинский считал, что духовно-обеднёнными, остаются дети, которые покидают школу, так и не узнав родного края. Они пойдут по жизни со своим, может быть хорошим умением находить приставки, суффиксы, решать задачки и вычислять, но всегда будут ограничены узким кругозором.

Становишься безмерно счастливой, когда видишь, как после уборки урожая моркови и свеклы, ими же посаженной, очередного похода в излюбленное место на берегу реки Кирпички, трудового десанта по уборке школьного двора от осеннего листопада начинают светится радостью глаза моих ребятишек от соприкосновения с таинствами природы. И понимаешь, что именно в природе происходит воспитание человека.  Природой все проверяется!

Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.





Экологическая культура воспитания

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

М.Пришвин


Под экологической культурой воспитания я понимаю, прежде всего, воспитание в детях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!