Статья в газету "Образовательные вести" № 4 2017
Экологическая школа «Друзья природы»
Детский сад является первым звеном системы не-прерывного экологического образования, поэтому не слу-чайно перед педагогами встает задача формирования у до-школьников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду и школе через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач эко-логического воспитания большое значение имеет природное окружение. Это протекающая под горой Волга, березовая роща и парк, уголки природы во всех группах, эстетически оформленный участок, теплица, огород, цветущие клумбы, тематические веранды, метеоплощадка. Всѐ это дает возможность для постоянного непосредственного общения с природой организации систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщения детей к регулярному труду.
В начальной школе продолжается работа по эколо-гическому воспитанию. Ученики заняты более серьезной работой - проектной деятельностью. От экологии родного поселка до экологии души простирается их деятельность.
В экологическом воспитании мы нашли своеобразный подход для объединения детей в детском саду и начальной школе - это экологическая школа «Друзья природы», в рамках которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Вся наша образовательная деятель-ность построена вокруг экологического направления. Все участники образовательного процесса активно принимают участие в школьных и районных мероприятиях.
В сборе макулатуры приняли участие не только воспитанники, но и сами педагоги, мы так же привлекли жителей посѐлка. Собирая макулатуру, решали одновре-менно несколько задач: спасали деревья , наводили порядок в помещениях сберегали от пожара свои жилища, а также помогали хвостатым жителям приюта «ЯрКот» ( В рамках проекта «Эти загадочные животные — кошки» часть маку-латуры дети сдали самостоятельно и перечислили деньги в Благотворительный Фонд для бездомных котиков).В про-шлом году было собрано более 250 кг, а в этом году полтон-ны!
В каждой группе активно собирали корм для зимующих птиц. Для нас важно чтобы дети понимали, как тяжело птицам перезимовать холодную зиму. Сами мастерили кормушки и вывешивали их возле сада и своих домов, а в течение зимы насыпали корм и наблюдали за птицами. В начальной школе был реализован долговременный детско-взрослый проект «Поможем птицам пережить зиму», в рамках которого дети изучали повадки и голоса пернатых, а также проводили исследовательскую деятельность, определяя по следам виды птиц, прилетающих в наши края. Подводя итоги проекта, ученики показали веселый птичий танец и слепили из пластилина наиболее запомнившихся им дру-зей природы.
Акция «Поможем реке» нами проводится ежегодно. Ученики вместе с учителями очищают берег Волги от мусо-ра, который оставляют невоспитанные туристы. Так же ин-спектировали берег реки Волги на наличие пожаров. Ребята сами изготовили плакаты на тему «Нет весенним палам!» Заняли 1 место в районном конкурсе «Эко-мода» в номинации «Эко-аксесуар». Наши дети провели акцию «Батарейка», собрано 7 кг 800 гр.
Торжественное открытие метеоплощадки можно назвать стартом для экологического направления в духовно-нравственном развитии воспитанников. В ее строительстве приняли участие все члены школьного сообщества от мала до велика – каждая группа моделировала свой участок объекта. В целом получилось очень достойное место для исследовательской деятельности.
В районном конкурсе «Юннат» заняли 3 место, в районной экологической олимпиаде «Климат» - лучшие знатоки народных примет, в стендовой конференции «Вода – источник жизни» – 2 место. Несмотря на юный возраст (участники проекта не старше 7 лет), наши дети проявляют глубокие познания о природе, разбираются в растениях-синоптиках, умеют применять приборы для определения давления, направления и скорости ветра и по солнечным часам точно определяют время. С особым удовольствием дети занимаются в экологических кружках «Юный эколог» и «Маленькие экологи» , где под руководством опытных педагогов проводят научные исследования .
Проект «Вырасти рассаду» и «Клумба в подарок» преобразил территорию нашего учреждения. Еще один про-ект - «Наш любимый детский двор». Ежегодно с помощью родителей преображается школьный двор. Газоны приобретают собственный, ни на чей не похожий стиль, высаживается рассада цветов, выращенная детьми и педагогами в теплице.
Теплица все лето и осень радовала всех участников
педагогического процесса. Она, подобно доброй матушке, охраняла рассаду от непогоды, затем позволила вырасти бо-гатому урожаю. За превращениями семян в растения, а затем в плоды все лето с интересом наблюдали дети, задавая вос-питателям множество вопросов.
Проект «Чистая остановка – лицо поселка» – наша гордость! Есть в поселке такое место, куда попадают все приезжающие, независимо от конечной цели своего визита. Остановка – это место, по внешнему виду которой может сложиться впечатление и о самой Микляихе. В нашем коллективе трудятся творческие, неугомонные люди. Педагоги, родители и дети разработали данный проект. Наконец насту-пил день, когда островок ожидания автобуса нужно было привести в порядок. Педагоги и родители дружно пришли на субботник и сначала отмывали, чистили, убирали мусор, сажали цветы в импровизированные клумбы, тем самым под-готовили объект к покраске. В течение следующей недели местные художники Сергей Квасов и Дмитрий Камкин – по собственной инициативе расписали стены красками, испол-нив на стенах деревенские пейзажи. Можно сказать, что про-ект получился своеобразным подарком поселку к дню его рождения. Результатом остались довольны все. Теперь это не просто пункт ожидания своего рейса, но и своего рода кар-тинная галерея.
Акция «Птичья столовая» и конкурс кормушек в нашем учреждении всегда проводится с большим энтузиазмом, родители изготавливают уже не просто место для кормления птиц, а целые дизайнерские столовые, проявляя чудеса фантазии. Здесь и резьба по дереву, и выжигание, и плетение из лозы. В 2016 году детей награждали в области.
В конце этого года мы получили высокую оценку своей деятельности по экологическому направлению. Нашему учреждению вручена награда международной экологической школы «Зеленый флаг». В мировой практике такой флаг встречается не во всех школах и является залогом
«прививки» ребенку основ бережного отношения к природе. И родитель, выбирая школу, отдает предпочтение именно той, которая обладает таким символом.
Н.А. Жеварина, директор,
А.Д. Сизова, психолог
школа-сад № 24 «Солнышко»