Пояснительная записка к мероприятию
«Экологическая викторина для 5 классов»
Подготовила: учитель биологии МБОУ СОШ №4 ст. Зольской
Гнездилова Инесса Александровна
Актуальность:
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства, надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические марафоны, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, расширять и углублять природоведческие и экологические знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: воспитать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;
развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Организационный момент
Играют две команды – сборные 5 классов. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество баллов за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Перед началом викторины проводится жеребьевка
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дополнительный раздаточный материал (карандаши, ватманы, буквы)
Ведущий: Добрый день, друзья!
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
Приглашаются за игровые столы команды 5 классов.
Наш первый конкурс – «Экспресс-опрос». Каждой команде предлагается ответить на вопросы по очереди в соответствии с жеребьевкой
1.) Кто тяжелее слона?
Муравей
Бегемот
Акула
Жираф
2.) Кто спит головой вниз?
Летучие мыши
Морской конёк
Слизняк
Бабочка
3.) Где раки зимуют?
В Караганде
В иле
В своём гнезде
В песке
4.) Для чего нужны бивни моржам?
Копать картошку
Добывать пищу
Драться
Грести в воде
5.) Какое насекомое слышит ногами?
Жук – навозник
Сороконожка
Кузнечик
Лягушка
6.) Какие птицы не летают?
Страусы
Утка
Жаворонок
Ворон
7.) Самое большое животное на Земле?
Слон
Муха
Тритон
Синий кит
8.) Сколько ног у паука?
Три
Одна
Восемь
шесть
9.) Кто дышит хвостом?
Водный скорпион
Карась
Белка
Павлин
Слово жюри, итог после первого конкурса.
2 конкурс нашей «Экологической викторины» называется «Путаница».
Каждой команде предлагается набор букв, из которых надо составить 5 названий цветов так, чтобы лишних букв не осталось. (На все дается 5 минут времени)
Ответы:
Пион, ромашка, фиалка, хризантема, роза
Гвоздика, подснежник, ирис, тюльпан, мак
3 конкурс называется «Стоп-кадр». На экране – изображения различных животных или растений. Команды по очереди угадывают их. Правильный ответ – 1 балл.
Ответы: колибри, волк, белка, пеликан, осёл, верблюд, лиса, дельфин, панда
Слово жюри, итог после 3 конкурсов.
4 конкурс – «Конкурс капитанов». Капитаны должны ответит на поставленные вопросы только утвердительно «ДА» или «НЕТ»
1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (Да)
2. Лягушка – домашнее животное? (Нет)
3. У кукушки кукует самец? (Да)
4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда? (Нет)
5. Число 28 есть только в феврале? (Нет)
6. Волк, лиса, рысь – хищники? (Да)
7. Береза, осина, тополь – лиственные деревья? (Да)
8. Одуванчик, крапива, ландыш – кустарники? (Нет)
9.Индюк, курица, петух – домашние животные? (Да)
5 конкурс – «Кроссворд». Заполните кроссворд и найдите ключевое слово. (Время для заполнения – 5 минут, каждое правильно отгаданное слово – 1 балл)
Домашнее насекомое
Нелетающая птица
Самое крупное животное
Птица, приносящая весну на крыльях
Друг человека
Растение вблизи дороги
Дерево-гигант
Лучший певец
Царь зверей
Враг на огороде
Первый весенний цветок
Символ Канады
Птица-цветок
Русская красавица
6 конкурс – «Мини-проекты». Каждая команда представляет небольшой проект с рисунками на тему «Давайте вместе сохраним природу» (7 минут на подготовку, 3 минуты на защиту).
А пока наши участники готовятся, мы проведем конкурс для зрителей. Отгадайте загадки о животных и окружающем нас мире
Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар.
(Цветы)
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
(Муравьи)
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
(Насекомые)
У родителей и деток вся одежда из монеток (Рыбы)
Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)
Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)
По синему морю белые гуси плывут (облака)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
(После окончания конкурса для зрителей, приглашаются команды для защиты мини-проектов согласно жеребьевке)
Члены жюри подводят итог «Экологической викторины», награждение команд грамотами и памятными призами.
А закончить наше мероприятие я хочу словами Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
СПАСИБО ЗА ИГРУ, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!
Конспект
экологической викторины
для 5 классов
учитель биологии
МБОУ СОШ №4 ст. Зольской
Гнездилова Инесса
Александровна
2018 год