СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка внеаудиторного мероприятия по экологии для школьников и студентов изучающих данную дисциплину

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное учреждение

«Хабаровский машиностроительный техникум»











Методическая разработка

Экологическая викторина













Разработчик: преподаватель химии

Т.А. Новикова










2017



Краткая аннотация


Экология изучает окружающий мир и взаимоотношения в нем живых существ. В последние десятилетия все большее значение приобретают знания и умения, направленные на рациональное использование, восстановление и охрану окружающей среды, т.е. знания, направленные на улучшение в нашей стране и мире экологической обстановки. Человек должен строить свои взаимоотношения с природой по таким законам, которые не нарушали бы естественной эволюции жизни и не противоречили ее развитию. Таким образом, одним из важнейших звеньев стратегии охраны окружающей среды является постановка экологического воспитания и образования, конечная цель которого- формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к природе.

Важное значение имеет эколого-природоохранная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений, так как в своей профессиональной деятельности выпускники связаны с разведкой, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов. От их компетентности во многом зависит состояние окружающей среды.




























Введение


Разработка данного внеклассного мероприятия «Экологическая викторина» проводится в рамках предметной недели ЦК «Математических и естественнонаучных дисциплин».

Цель мероприятия: экологическое воспитание; подготовка к решению жизненных задач.

Задачи: развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.

Подготовительная работа: подготовка материалов викторины, практических заданий и сценария; подбор ведущих и распределение функций; определение состава жюри; подготовка необходимого оборудования, судейских бланков и табло оценок, призов, наградных материалов.





























Вступительное слово ведущих:


Сегодня друзья мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас, хотя вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности. Вначале это были довольно мирные способы ведения хозяйства – охота и рыболовство, вырубка деревьев, распашка земель. Все эти виды деятельности во многих случаях губительно сказывались на жизни живых организмов. Начиная с 1900 года ежегодно исчезают один или более видов. Велик список навсегда исчезнувших животных и растений. Многие виды занесены в «Красную книгу». Вырубка лесов, неразумное использование пастбищ, гибель растительности, разрушение почв приводили к опустыниванию земель. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд. га некогда продуктивных земель. Затем начался этап более серьезного наступления на природу. Строились города, заводы, фабрики, начались мелиоративные работы на больших площадях земной поверхности, появились отходы деятельности человека, которые засоряют поверхность земли. Проблема охраны природы и проблема утилизации отходов – одна из наболевших проблем для современного общества. В основном вокруг городов и деревень создаются свалки, и, чем больше город или деревня, тем больше свалка. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде!


















Вопросы экологической викторины

  1. воздействие на природу, обусловленное человеческим фактором.

  2. ученый. Который впервые предложил термин «экология».

  3. основоположник учения о биосфере.

  4. Где и когда был организован первый заповедник в России.

  5. Оболочка Земли – область обитания живых организмов.

  6. Воздушная оболочка Земли.

  7. Водная оболочка Земли.

  8. причины кислотных дождей.

  9. Вещества, разрушающие озоновый слой.

  10. Повышенное содержание углекислоты в атмосфере может привести…

  11. Какой газ препятствует кислородному обмену в крови?

  12. Лучи солнечного света, обладающие тепловым действием.

  13. Вид физического загрязнения окружающей среды, называемый «медленным убийцей».

  14. Лучи солнечного света, обладающие бактерицидным действием.

  15. Организмы, осуществляющие фотосинтез.

  16. Организмы, питающиеся непосредственно продуцентами.

  17. организмы, разлагающие органические вещества.

  18. Токсический туман.

  19. Господствующее направление ветра определяется с помощью графика.

  20. Заболевания, вызванные болезнетворными микробами.

  21. Прибор для отбора проб воды из открытых водоемов.

  22. Вредное химическое вещество выхлопных газов, обладающее кумулятивным действием и поражающее многие системы организма.

  23. По охране какого атмосферного слоя Земли была принята международная конвенция в Вене в 1985 г?

  24. От какой «заразы» по мнению британских экологов еженедельно гибнет свыше 300 англичан?

  25. Основную часть атмосферного воздуха составляет….

  26. Сколько % кислорода в атмосферном воздухе?

  27. какой из газов в атмосферном воздухе является индифферентным?

  28. Заболевания жителей эндемическим зобом связано с …

  29. Химическое вещество, образующееся при работе с бактерицидных ламп, раздражающее органы дыхания.

  30. Пищевая добавка. Блокирующая гемоглобин.

  31. Существование возбудителей инфекций, их переносчиков и животных-хранителей в определенных природных условиях.

  32. Слово, состоящее из 3-х букв - одно из опаснейших загрязнителей окружающей среды в наше время.

  33. Как называется международная неправительственная организация по сохранению природной среды?

  34. Что означает «ГРИНПИС?»

  35. Сколько заповедников на территории Хабаровского края?

  36. Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах?

  37. Самый крупный потребитель воды рек и водохранилищ в России?

  38. какие леса на Дальнем Востоке преобладают?

  39. какие предприятия в Хабаровском крае загрязнят атмосферу в большей степени?

  40. какое вещество выхлопных газов обладает канцерогенным действием?

  41. многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

  42. Самый крупный заповедник в Хабаровском крае?

  43. Косвенный показатель загрязнения воды органическими веществами.

  44. хроническое ртутное отравление, впервые описанное в Японии.

  45. Чужеродные химические вещества в продуктах питания.

  46. Какие вещества могут попасть в организм из керамической посуды?

  47. Гигиенический показатель чистоты воздуха в помещении.

  48. Важнейший геохимический фактор в большом круговороте?

  49. Комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние.

  50. Приспособление организма к условиям среды обитания.

  51. Состояние внутреннего динамического равновесия экосистемы.

  52. Корень, какого растения содержит каучук?

  53. Почему серебро входит в состав фильтров для очистки воды?

  54. Священный цветок, занесенный в Красную книгу.

  55. с чем связана болезнь «синдром больного здания?»

  56. Что такое рациональное питание?

  57. Назвать известный параметр, характеризующий качество природной среды.

  58. Организмы, осуществляющие передачу возбудителей инфекционных заболеваний.

  59. Одно из главных условий устойчивости природных экосистем.

  60. Состояние природной среды, непригодной для жизни.

  61. Назвать три характеристики интенсивности фактора, оказывающее влияние на жизнедеятельность организма.

  62. Назвать принцип, суть которого состоит в том, что два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны.

  63. Как называется закон, который гласит, что биологический вид в процессе эволюции не может вернуться в состояние своих предков.

  64. Благодаря какому свойству хлореллу и хламидомонаду можно использовать для очистки водоемов?

  65. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом.

  66. Какую экологическую роль выполняют лишайники?

  67. В чем специфичность биосферных заповедников?

  68. Как называются поселения, где наиболее полно сочетается городская застройка с архитектурным и природным ландшафтом?

  69. Преждевременная смертность в большей степени зависти от…

  70. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы заносятся в….

  71. Рост, каких заболеваний вызывает загрязнение окружающей среды мутагенами.

  72. Группа особей одного вида, занимающая определенное пространство

  73. Назвать условия сохранения равновесия в биоценозах.

  74. Какой признак является условием

  75. Один из главных факторов, приводящий к потеплению в биосфере.

  76. Природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами.

  77. Число особей вида на единицу площади жизненного пространства показывает..

  78. Соотношение особей популяции по возрастному состоянию называют…

  79. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает преимущество, не принося другому вреда, ни пользы.

  80. Форма взаимоотношений, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера.

  81. Форма взаимоотношений, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей другого вида.

  82. Форма взаимоотношений бактерий, обитающих в желудке и кишечнике жвачных млекопитающих и вызывающих брожение.

  83. Организм, в теле которого происходит размножение паразитов.

  84. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Тип взаимоотношений.

  85. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

  86. Азотфиксирующие бактерии относятся к.

  87. Плодородие почвы определяется чем?

  88. В какой стране через 20 лет после захоронения утилизируются гробы вместе с покойниками и почему?

  89. Какая надпись была на первых полиэтиленовых пакетах, появившихся в нашей стране в 70-е годы 20 века.

  90. В каком документе определены наказания за экологические преступления.

  91. Организмы, питающиеся неорганическими веществами.

  92. Черты погодных условий., способствующих образованию смога.

  93. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давления

  94. Процент азота в атмосферном воздухе.

  95. Недостаток, какого микроэлемента приводит к кариесу зубов.

  96. Основной метод обеззараживания воды в городе Хабаровске.

  97. Основной источник йода для человека.

  98. Действие сажи на организм

  99. Взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания изучает наука.

  100. Экологический фактор может оказывать как непосредственное. так и косвенное влияние

  101. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы?

  102. Популяция однородна: составляющие ее особи практически не отличаются друг от друга

  103. Популяция состоящая из неодинаковых особей. Более устойчива?

  104. Явление паразитизма широко распространено во всех царствах живой природы.

  105. Паразитизм – одна из форм биотических взаимоотношений

  106. Существование любой экосистемы зависит от постоянного притока энергии

  107. В экосистемах биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно?

  108. Современная биосфера – результат деятельности живых организмов?

  109. В мировом океане фитомасса во много раз превышает зоомассу?

  110. Применение фреонов приводит к образованию кислотных дождей?

  111. Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы

  112. уменьшение площади лесов нарушает круговороты кислорода и углекислого газа.

  113. Кислород в атмосферу поступает в основном в результате деятельности фитопланктона морей и океанов

  114. Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей организма.

  115. Биоритмы каждого человека индивидуальны

  116. Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей

  117. Город следует рассматривать как экосистему

  118. Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки

  119. Кислород составляет большую часть воздуха

  120. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения


Ведущие: Итак, начинаем блиц-турнир.


Вопросы и ответы экологической викторины

Вопросы блиц-турнира

для 1-й команд

(за каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное число баллов -60)


  1. Воздействие на природу, обусловленное человеческим фактором.(антропогенное)

  2. Ученый. Который впервые предложил термин «экология».(Геккель)

  3. Основоположник учения о биосфере.(Вернадский)

  4. Где и когда был организован первый заповедник в России.(Бурятия, Бургузинский в 1917 году)

  5. Оболочка Земли – область обитания живых организмов.(Биосфера)

  6. Воздушная оболочка Земли.(атмосфера)

  7. Водная оболочка Земли.(гидросфера)

  8. Причины кислотных дождей.(оксиды серы. Азота)

  9. Вещества, разрушающие озоновый слой.(Фреоны)

  10. Повышенное содержание углекислоты в атмосфере может привести…(парниковый эффект)

  11. Какой газ препятствует кислородному обмену в крови?(угарный СО)

  12. Лучи солнечного света, обладающие тепловым действием.(инфракрасные)

  13. Вид физического загрязнения окружающей среды, называемый «медленным убийцей».(шум)

  14. Лучи солнечного света, обладающие бактерицидным действием.(УФ)

  15. Организмы, осуществляющие фотосинтез.(продуценты-растения)

  16. Организмы, питающиеся непосредственно продуцентами.(консументы)

  17. организмы, разлагающие органические вещества. (редуценты)

  18. Токсический туман.(смог)

  19. Господствующее направление ветра определяется с помощью графика.(роза ветров)

  20. Заболевания, вызванные болезнетворными микробами.(инфекционное)

  21. Прибор для отбора проб воды из открытых водоемов.(батометр)

  22. Вредное химическое вещество выхлопных газов, обладающее кумулятивным действием и поражающее многие системы организма.(свинец)

  23. По охране какого атмосферного слоя Земли была принята международная конвенция в Вене в 1985 г?(озоновый)

  24. От какой «заразы» по мнению британских экологов еженедельно гибнет свыше 300 англичан?(табак)

  25. Основную часть атмосферного воздуха составляет….(азот)

  26. Сколько % кислорода в атмосферном воздухе?(21%)

  27. какой из газов в атмосферном воздухе является индифферентным?(азот)

  28. Заболевания жителей эндемическим зобом связано с …(недостаток йода)

  29. Химическое вещество, образующееся при работе бактерицидных ламп, раздражающее органы дыхания.(озон)

  30. Пищевая добавка, блокирующая гемоглобин.(нитрит натрия)

  31. Существование возбудителей инфекций. Их переносчиков и животных-хранителей в определенных природных условиях.(природная очаговость)

  32. Слово. Состоящее из 3-х букв,- одно из опаснейших загрязнителей окружающей среды в наше время.(шум)

  33. Как называется международная неправительственная организация по сохранению природной среды?(гринпис)

  34. Что означает «ГРИНПИС?»(зеленый мир)

  35. Сколько заповедников на территории Хабаровского края?(6)

  36. Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах?(мониторинг)

  37. Самый крупный потребитель воды рек и водохранилищ в России?(ирригационные мероприятия)

  38. Какие леса на Дальнем Востоке преобладают? (лиственные)

  39. Какие предприятия в Хабаровском крае загрязнят атмосферу в большей степени?(электроэнергетика)

  40. Какое вещество выхлопных газов обладает канцерогенным действием? (бензапирен)

  41. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. (климат)

  42. Самый крупный заповедник в Хабаровском крае? (Джугджурский)

  43. Косвенный показатель загрязнения воды органическими веществами. (окисляемость)

  44. Хроническое ртутное отравление, впервые описанное в Японии. (Минамата)

  45. Чужеродные химические вещества в продуктах питания. (ксенобиотики)

  46. Какие вещества могут попасть в организм из керамической посуды? (соли тяжелых металлов)

  47. Гигиенический показатель чистоты воздуха в помещении. (углекислота)

  48. Важнейший геохимический фактор в большом круговороте? (вода)

  49. Комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние. (рекультивация)

  50. Приспособление организма к условиям среды обитания. (адаптация)

  51. Состояние внутреннего динамического равновесия экосистемы. (гомеостаз)

  52. Корень, какого растения содержит каучук? (одуванчик)

  53. Почему серебро входит в состав фильтров для очистки воды? (бактерицидное действие)

  54. Священный цветок, занесенный в Красную книгу. (лотос)

  55. с чем связана болезнь «синдром больного здания?» (загрязнение воздуха жилого помещения)

  56. Что такое рациональное питание? (правильное питание здорового человека)

  57. Назвать известный параметр, характеризующий качество природной среды. (ПДК)

  58. Организмы, осуществляющие передачу возбудителей инфекционных заболеваний. (переносчик)

  59. Одно из главных условий устойчивости природных экосистем. (относительное постоянство абиотических факторов)


Вопросы блиц-турнира

для 2-й команды

(за каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное число баллов -60)

  1. Состояние природной среды, непригодной для жизни.(экологический кризис)

  2. Назвать три характеристики интенсивности фактора, оказывающее влияние на жизнедеятельность организма.(оптимум. Минимум, максимум)

  3. Назвать принцип, суть которого состоит в том, что два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны.(принцип исключения)

  4. Как называется закон, который гласит, что биологический вид в процессе эволюции не может вернуться в состояние своих предков.(закон необратимости эволюции)

  5. Благодаря какому свойству хлореллу и хламидомонаду можно использовать для очистки водоемов? (поглощению органических веществ)

  6. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом.(биотон)

  7. Какую экологическую роль выполняют лишайники?(индикатор чистоты воздуха)

  8. В чем специфичность биосферных заповедников?(международный статус)

  9. Как называются поселения, где наиболее полно сочетается городская застройка с архитектурным и природным ландшафтом?(экополисы)

  10. Преждевременная смертность в большей степени зависти от…(образ жизни)

  11. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы заносятся в….(популяция)

  12. Рост, каких заболеваний вызывает загрязнение окружающей среды мутагенами.(наследственные)

  13. Группа особей одного вида, занимающая определенное пространство. (популяция)

  14. Назвать условия сохранения равновесия в биоценозах.(равновесие между хищниками и жертвами на всех трофических уровнях)

  15. Какой признак является условием (максимум видового разнообразия на всех трофичских уровнях)

  16. Один из главных факторов, приводящий к потеплению в биосфере.(увеличение углекислоты)

  17. Природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами.(биоценоз)

  18. Число особей вида на единицу площади жизненного пространства показывает..(плотность популяции)

  19. Соотношение особей популяции по возрастному состоянию называют…(возрастной спектр популяции)

  20. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает преимущество, не принося другому вреда, ни пользы.(комменсализм)

  21. Форма взаимоотношений, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера.(мутуализм)

  22. Форма взаимоотношений, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей другого вида.(паразитизм)

  23. Форма взаимоотношений бактерий, обитающих в желудке и кишечнике жвачных млекопитающих и вызывающих брожение.(комменсализм)

  24. Организм, в теле которого происходит размножение паразитов.(основной хозяин)

  25. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Тип взаимоотношений.(симбиоз)

  26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.(гетеротрофы)

  27. Азотфиксирующие бактерии относятся к..(продуценты)

  28. Плодородие почвы определяется чем?(гумус)

  29. В какой стране через 20 лет после захоронения утилизируются гробы вместе с покойниками и почему?(Германия из-за дороговизны земли)

  30. Какая надпись была на первых полиэтиленовых пакетах, появившихся в нашей стране в 70-е годы 20 века.(на голову не одевать)

  31. В каком документе определены наказания за экологические преступления.(уголовный кодекс гл.26)

  32. Организмы, питающиеся неорганическими веществами.(автотрофы)

  33. Черты погодных условий., способствующих образованию смога.(высокая влажность и безветрие)

  34. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давления (водолазные работы)

  35. Процент азота в атмосферном воздухе.((78%)

  36. Недостаток, какого микроэлемента приводит к кариесу зубов.(фтор)

  37. Основной метод обеззараживания воды в городе Хабаровске.(хлорирование)

  38. Основной источник йода для человека.(пища)

  39. Действие сажи на организм (канцерогенное)

  40. Взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания изучает наука.(экология)

  41. Экологический фактор может оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние (да)

  42. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы?(да)

  43. Популяция однородна: составляющие ее особи практически не отличаются друг от друга (нет)

  44. Популяция состоящая из неодинаковых особей. Более устойчива? (да)

  45. Явление паразитизма широко распространено во всех царствах живой природы. (да)

  46. Паразитизм – одна из форм биотических взаимоотношений (да)

  47. Существование любой экосистемы зависит от постоянного притока энергии (да)

  48. В экосистемах биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно? (нет)

  49. Современная биосфера – результат деятельности живых организмов? (да)

  50. В мировом океане фитомасса во много раз превышает зоомассу? (нет)

  51. Применение фреонов приводит к образованию кислотных дождей? (нет)

  52. Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы (нет)

  53. уменьшение площади лесов нарушает круговороты кислорода и углекислого газа.(да)

  54. Кислород в атмосферу поступает в основном в результате деятельности фитопланктона морей и океанов (нет)

  55. Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей организма.(да)

  56. Биоритмы каждого человека индивидуальны (да)

  57. Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей (нет)

  58. Город следует рассматривать как экосистему (да)

  59. Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки (да)

  60. Кислород составляет большую часть воздуха (нет)


Ведущие: Итак, вопросы теоретического тура.



Задания теоретического тура

(за каждый правильный ответ начисляется 3 балла. Максимальное количество баллов -15)

Задания для 1-й команды

  1. Какие меры необходимо предпринимать в городах для увеличения содержания кислорода и очищения атмосферного воздуха? Предложите свои пути решения данной проблемы. (Ответ: Для увеличения содержания кислорода в воздухе можно использовать зеленые растения. т.к. они выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Например посадка дополнительных зеленых насаждений вблизи промышленных предприятий и крупных автомагистралей позволит частично решить эту проблему).

  2. Значение промышленной революции для человечества, прежде всего в создании и развитии новых технологий. Что в целом приводит к повышению уровня жизни. Какие минусы вы видите в достижении человечеством научно-технического прогресса? (Ответ: Минусы заключаются в значительном ухудшении условий жизни человека, особенно в крупных городах. Человек все сильнее становится зависимым от искусственной системы жизнеобеспечения).

  3. Почему развитие промышленной революции привело к росту числа городов? Какие проблемы возникли в связи с этим? (Ответ: Развитие промышленной революции приводит к увеличению числа свободных рабочих мест и. соответственно, быстрому росту городов. Несмотря на неблагоприятные для здоровья человека условия проживания, людей привлекает, прежде всего комфортный и более высокий уровень жизни).

  4. Объясните, с чем связан рост численности населения Земли. (Ответ: прежде всего связан с со снижением уровня смертности и высоким уровнем рождаемости. Во многом это обусловлено снижением значимости для человечества естественных факторов регуляции численности (климатических, пресса хищничества, наличия достаточного количества пищи).

  5. Основной проблемой современного мира является ограниченность природных ресурсов. К чему сводятся основные мероприятия по сохранению природных ресурсов в мире? (Ответ: Запасы невозобновимых ресурсов ограничены. И их охрана сводится к бережному расходованию. Использование невозобновимых природных ресурсов сводится к непревышению темпов расходования над скоростью их воспроизводства. Иначе это может привести к истощению и полному исчезновению ресурсов).





Задания для 2-й команды


  1. Назовите основные причины загрязнения атмосферного воздуха в больших городах. Какие основные компоненты являются опасными загрязнителями? (Ответ: в больших городах и густонаселенных районах первенство в загрязнении атмосферы переходит к промышленному и автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступает угарный газ, оксиды азота, углеводороды. Мелкие частицы свинцовой пыли).

  2. Что является основным источником смога? Какие вещества способствую образованию смога в атмосфере? (Ответ: Смог- ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. Основными источниками смога являются промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыли, сажу. Золу. Способствуют образованию смога.)

  3. Какую роль играет озоновый экран и к каким последствиям приводит уменьшение озонового экрана. (Ответ: Озоновый экран поглощает жесткие ультрафиолетовые лучи, губительные для живых организмов. При уменьшении озонового экрана резко повышается число заболеваний раком кожи человека. Кроме того, приводит к повышению температуры на поверхности Земли. А значит. Изменению климата на планете).

  4. Объясните, в чем преимущество использования замкнутых циклов производства? Приведите примеры. (Ответ: Преимущества замкнутых циклов заключается в отсутствии отходов производства. А значит и источников загрязнения. Примерами таких технологий могут служить замкнутые циклы воздуха и воды при которых полностью исключаются выбросы отходов в окружающую среду. Очистные сооружения всегда производят вредные продукты очистки, требующие дальнейшей утилизации).

  5. Почему за вторую половину 20 века смертность мирового населения сократилась в 2 раза. Укажите причины. (Ответ: Этого добились главным образом в развивающихся странах благодаря улучшению санитарии, водоснабжения и медицинского обслуживания).


Ведущие: Переходим к решению ситуационных задач

Решение ситуационных задач

(за каждую правильно решенную задачу - 5 баллов)

Задачи для 1-й команды

Ситуация 1

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

Последствия:

1.Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома. Многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы).

  1. Магистраль разрушит ландшафт. Будут снесены некоторые памятники природы и культуры.

  2. Уничтожится значительная часть плодородных полей. Потеряются пастбища, сократится численность скота.

  3. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнит жизнь людям.

Предлагаемое решение:

Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.

Ситуация 2

2. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Вблизи микрорайона жилых домов спланирована автостоянка. Которая будет вплотную граничить с подъездами к домам. С тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Последствия:

  1. автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота. Альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца. Соединениями мышьяка.

  2. Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам. Что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.

  3. Дети на прогулках получают не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.

  4. Усиливает шумовое загрязнение, особенно в утренние часы.

Предлагаемое решение:

Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу. А также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную прилегают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями.




Ситуация 3

3. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

На садово-огородных участках борются с насекомыми-вредителями с помощью химических средств защиты растений.

Последствия:

  1. Ядохимикаты, убивающие насекомых-вредителей. Могут быть очень опасными и для человека.

  2. Недопустимо попадание ядохимикатов на кожу, глаза, вдыхать запахи от ХСЗР. Т.к. такой контакт может вызвать серьезные заболевания у человека.

  3. Попадание ядовитых веществ на землю так же не обходится без последствий, т.к. способствует уничтожению редуцентов из почвы, поглощается вторично овощными и плодовыми культурами. Накапливаются в них и делают овощи и фрукты вредными для здоровья человека.

  4. Ядовитые вещества становятся участниками круговоротов веществ, нарушая их естественные циклы.

  5. применение одних и тех же ядохимикатов длительное время влечет за собой снижение эффективности их действия на насекомых-вредителей.

Предлагаемое решение:

Использовать растения и другие биологические методы для защиты растений. Может быть эффект будет не столь сильным. Зато вы не причините вреда ни себе ни окружающей среде. Можно применить смешанные посевы. Например, горчица в смеси с горохом снижает повреждение зерен гороховой плодожоркой.


Задачи для 2-й команды


Ситуация 1

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон. Голубей. Грызунов и других разносчиков инфекции. Бродячих собак и кошек.

Последствия:

  1. Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов.

  2. Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм.

  3. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и канцерогены.

  4. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.

Предлагаемое решение:

Убрать свалку из жилого района. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов. Организовать работу дворников по приему и контролю. Размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения.


Ситуация 2

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема:

В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.

Последствия:

  1. Кроме натуральных веществ – дерева. Бумаги, хлопчатобумажных тканей, сухостоя травянистых растений и т.д.. люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы. А при их сгорании выделяются ядовитые вещества.

  2. Сжигание мусора повышает пожарную опасность территории. Где проводится утилизация таким способом.

  3. Этот способ утилизации активно снижает количество кислорода в воздухе. Способствует накоплению углекислого газа. канцерогенных веществ, сажи, копоти.

Предлагаемое решение:

Весь бытовой мусор подвергнуть захоронению после активного измельчения. Однородной массе легче разлагаться в почве. Активнее пропагандировать вторичное использование бытовых отходов


Ситуация 3

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема:

Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом. Который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.

Последствия:

1. В стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками молярии.

2. Камыш в жаркие годы может загореться. Это приведет к угрозе пожара в близлежащих домах

3. После созревания семян разлетается пух от камыша. Это может усилить предрасположенность населения к аллергическим заболеваниям.

Предлагаемое решение:

Высаживать на заболоченных почвах влаголюбивые растения, например ивы, они поглотят избыточную влагу и способствуют осушению. Естественная конкуренция сократит заросли камыша и рогоза. Можно применить так же скашивание до созревания семян в период минимального количества влаги на данной территории.


Ведущие: жюри подвело итоги.

Награждение.



































Список литературы

  1. Е.К. Хандогина.Н.А. Герасимова. А.В. Хандогина Экологические основы природопользования- М: 2011

  2. О.В.Вильчинская, А.Е.Воробьев, В.В.Дьяченко, А.В.Корчагина Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. - М.: Феникс, 2007.

  3. В.Д Кальпер Экологическая парадигма глазами инженера - М. 2009.

  4. А.В.Козачек Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.

  5. В.М.Константинов Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2009.

  6. Экология человека. Б.Б. Прохоров М: 2010.

  7. Э.А Арустамов Природопользование – учебник 2002.

  8. В.Д Валова Основы экологии - Пособие - М. 2002.

  9. А.Ю. Випаров; В.Н Смирнов; А.А ККухаренко Биотехнологические методы защиты окружающей среды – Учебник М. 1999.

  10. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.

  11. Э.Д.Рубан, И.Г.Крымская Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

  12. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Д.С. Орлов. - М.: Высшая школа, 2002.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.zapoved.ru/ - Особо охраняемые территории России.

  2. http://ecoportal.ru/-Всероссийский экологический портал.

  3. http://www.hriroda.su/ Журнал Природа

  4. zelenyshluz.narod.ru –Путеводитель по экологическим ресурсам.



















Содержание

1

2

3

4

Аннотация…………………………………………………………..

Введение…………………………………………………………….

Вступительное слово ведущих……………………………………

Вопросы экологической викторины………………………………

2

3

4

5

5

Вопросы блиц-турнира для 1-й команды…………………………

8

6

Вопросы блиц-турнира для 2-й команды…………………………

11

7

Задания теоретического тура для 1- й команды………………….

14

8

Задания теоретического тура для 2-й команды…………………..

15

9

Ситуационные задачи для 1-й команды…………………………

15

10

11

Ситуационные задачи для 2-й команды………………………….

Список используемой литературы………………………………..

17

20


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!