СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа кружка "Экологические исследования". Программа расчитана на 3 года обучения в разных возрастных категориях.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Среднекамышлинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Экологические исследования»
Учитель биологии и географии
Иванова Елена Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое 3 ноября 1994г. приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения». Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Среди современных педагогических технологий особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Часто приходится сталкиваться с заблуждением, что проектная и исследовательская деятельность учащихся тождественны. Однако если обратиться к определению этих двух понятий, обозначится явное их различие. Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. «Исследование» – это научное изучение какого-либо предмета, явления и т. п. А. И. Савенков отмечает «Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов».
Под опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой учащихся понимается деятельность под руководством научного руководителя (педагога), связанная с творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие этапов планирования, проведения исследований, обработку полученных знаний.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.
Исследовательскую работу можно и нужно начинать в начальной школе, помня некоторые правила:
исследовательская работа должна быть краткосрочна;
предлагаемые учащимися направления исследовательской работы должны быть разнообразны, т. к. важно в начальной школе не просто приобщить школьников к этому виду деятельности, но и выявить их склонности и создать условия для развития их способностей;
тема исследования одновременно должна быть интересна учащимся и иметь практическую и социальную направленность;
исследовательская работа должна способствовать повышению общего культурного уровня учащихся и совершенствования учебных умений и навыков.
Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры школьников. Захлебный А.Н. целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания считает сформированность ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания:
1-год обучения
Образовательные задачи:
научить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия и настроения;
научить основам экологических знаний;
совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение – обоснования.
Воспитательные задачи:
формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
возбуждать желание охранять природу;
воспитывать умение сопереживать всему живому
воспитывать экологическое мышление детей;
формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Развивающие задачи:
развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление;
развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение
2-ой год обучения
Образовательные задачи:
научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
научить работать со справочниками и определителями;
научить оформлять исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
воспитывать аккуратность, вежливость;
формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
3-ой год обучения
Образовательные задачи:
обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные задачи:
воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
формирование ноосферного мышления;
привить навыки рефлексии;
Развивающие задачи:
развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Общая характеристика предмета
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Формы и режимы проведения занятий
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.
Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.
Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.
Также проведение экскурсий на водоемы, промышленные объекты, очистные сооружения.
Описание места кружка в учебном плане
Курс предназначена для работы с детьми разного возраста с 8 – 17 лет. Рассчитана на три года обучения т.е. на 432 часов. Занятия каждой группы проводятся два раза в неделю по 2 часа.
1 год (3 – 5 классы) – 4 часа в неделю.
2 год (6 – 8 классы) – 4 часа в неделю.
3 год (9 – 11 классы) – 4 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности
Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей
Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся.
Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды
Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)
Планируемый результат
Учащиеся должны знать:
Что изучает экология;
Примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы;
Выполнять исследовательские проекты.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учебно-исследовательская конференция учащихся всех годов обучения в присутствии администрации и коллектива школы, центра детского творчества, приглашенных гостей.
Учебно-тематический план. Перечень разделов и тем.
1-ый год занятий
Младшая группа
№ | Название темы | теория | практика | всего |
| Введение | 2 | 0 | 2 |
1 | В гости к Берендею | 2 | 4 | 6 |
2 | Природа в наших ощущениях | 4 | 4 | 8 |
3 | По заповедным местам природы | 4 | 4 | 8 |
4 | Красная книга – сигнал опасности. | 4 | 4 | 8 |
5 | Природа и человек: нормы поведения в природе | 2 | 2 | 4 |
6 | Экологические знаки | 4 | 4 | 8 |
7 | Экология нашей местности | 4 | 4 | 8 |
8 | Птицы – наши друзья | 4 | 4 | 8 |
9 | Мы – юные исследователи природы | 4 | 4 | 8 |
10 | Экологическое лото | 4 | 4 | 8 |
11 | Экологический мониторинг | 4 | 4 | 8 |
12 | Разнообразие растительного мира родного края | 4 | 4 | 8 |
13 | Животные в природе нашего края | 4 | 4 | 8 |
14 | Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения | 4 | 4 | 8 |
15 | Поселок, в котором хотел бы я жить | 2 | 2 | 4 |
16 | Памятники природы Республики Татарстан | 4 | 4 | 8 |
17 | Природа и человек | 4 | 4 | 8 |
18 | Природа и наука | 2 | 2 | 4 |
19 | Природа как единое целое | 4 | 4 | 8 |
20 | Мы – друзья природы | 2 | 2 | 4 |
| ИТОГО | 72 | 72 | 144 |
2-ой год занятий
Средняя группа
№ | Название темы | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Оформление исследовательских работ | 14 | 14 | 28 |
3 | Исследования в области экологии | 20 | 20 | 40 |
4 | Исследовательская работа в природе | 20 | 20 | 40 |
5 | Изучение своего края | 16 | 16 | 32 |
| ИТОГО | 72 | 72 | 144 |
3-ий год занятий
Старшая группа
№ | Название темы | теория | практика | всего |
| Введение | 2 | 2 | 4 |
1 | Экологические законы и экологическая этика | 2 | 2 | 4 |
2 | Земля любит заботу | 32 | 32 | 64 |
3 | Среда обитания и здоровье человека | 8 | 8 | 16 |
4 | Экология человека | 10 | 6 | 16 |
5 | Экология квартиры | 8 | 8 | 16 |
6 | Экология питания | 8 | 10 | 18 |
7 | Химчистка на дому | 2 | 2 | 4 |
| Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
| ИТОГО | 74 | 70 | 144 |
Тематическое планирование
Младшая группа
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия | |||
тео рия | практика | все го | По плану | По факту | ||||
1 | Введение | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
2 | В гости к Берендею | 2 | 4 | 6 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
3 | Природа в наших ощущениях | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
4 | По заповедным местам природы | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
5 | Красная книга – сигнал опасности. | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
6 | Природа и человек: нормы поведения в природе | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
7 | Экологические знаки | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
8 | Экология нашей местности | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
9 | Птицы – наши друзья | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
10 | Мы – юные исследователи природы | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
11 | Экологическое лото | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
12 | Экологический мониторинг | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
13 | Разнообразие растительного мира родного края | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
14 | Животные в природе нашего края | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
15 | Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
16 | Город, в котором хотел бы я жить | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
17 | Памятники природы Республики Татарстан | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
18 | Природа и человек | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
19 | Природа и наука | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
20 | Природа как единое целое | 4 | 4 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
21 | Мы – друзья природы | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
Средняя группа
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия |
| |||||||||||
тео рия | практика | все го | По плану | По факту |
| ||||||||||||
I. Введение |
| ||||||||||||||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
2 | Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. | 0 | 2 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
II. Оформление исследовательских работ |
| ||||||||||||||||
3 | Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
4 | Отбор и анализ научно-популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
5 | Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. | 0 | 2 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
6 | Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
7 | Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
8 | Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
9 | Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
10 | Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
11 | Особенности охраны природы в городах и сельской местности. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
12 | Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе. | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
13 | Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований. | 0 | 2 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
Исследования в области экологии |
|
|
|
|
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки | |||||||||
14 | Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
15 | Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
16 | Нормативно-правовые документы в области экологии. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
17 | Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
18 | Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
19 | Источники загрязнения атмосферного воздуха. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
20 | Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
21 | Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
22 | Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
23 | Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
Исследовательская работа в природе |
| ||||||||||||||||
24 | Исследование водных объектов | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
25 | Гидробиология. Методы гидробиологических исследований. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
26 | Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
27 | Охрана водоемов от загрязнения. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
28 | Физические и химические свойства воды. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
29 | Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
30 | Метеорологические явления по сезонам года. Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
31 | Обработка результатов метеорологических наблюдений. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
32 | Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
33 | Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
Изучение своего края |
| ||||||||||||||||
34 | Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
35 | Знаменитые люди – наши земляки. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
36 | Природные антропогенные объекты на территории населенного пункта. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
37 | Мероприятия по охране памятников. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
38 | Население. Характеристика современной демографической ситуации. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
39 | Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
40 | Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ||||||||
41 | Обобщение и повторение изученного за год. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
|
Старшая группа
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия | |||
тео рия | практика | все го | По плану | По факту | ||||
1 | Введение | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
I. Экологические законы и экологическая этика (8 часов) | ||||||||
2 | Законы человеческого общества как отражение законов природы. Экологическая этика в истории и современности местного населения. | 2 | 6 | 8 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
II. Земля любит заботу (62 часа) | ||||||||
3 | Атмосферный воздух РТ. Причины загрязнения, способы очистки. | 4 | 2 | 6 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
4 | Водные ресурсы. Состав, значение воды. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
5 | Водные ресурсы РТ. Причины загрязнений, способы очистки. | 2 | 4 | 6 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
6 | Земельные ресурсы. Состав и значение почвенного покрова. | 2 | 4 | 6 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
7 | Земельные ресурсы. Использование и охрана земельных ресурсов. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
8 | Использование и охрана недр РТ. Нефть и нефтепродукты. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
9 | Использование и охрана недр РТ. Вода. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
10 | Использование и охрана недр РТ. Почва | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
11 | Использование и охрана недр РТ. Полезные ископаемые. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
12 | Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
13 | Проблемы рационального использования растительных ресурсов РТ. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
14 | Рациональное использование и охрана животного мира РТ. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
15 | Особо охраняемые природные территории РТ. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
16 | Экологические проблемы РТ. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
III. Среда обитания и здоровье человека (16 часов) | ||||||||
17 | Экология человека. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
18 | Влияние природных факторов на здоровье населения. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
19 | Формирование потребностей здорового образа жизни. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
20 | Среда жизнедеятельности человека. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
IV. Экология человека (16 часов) | ||||||||
21 | Гигиена тела | 4 | 0 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
22 | Гигиена полости рта | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
23 | Гигиена труда и отдыха | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
24 | Профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
V. Экология квартиры (16 часов) | ||||||||
25 | Микроклимат в квартире | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
26 | Растения-индикаторы в квартире | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
27 | Бытовые отходы | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
28 | Домашняя санитарная станция | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
VI. Экология питания (18 часов) | ||||||||
29 | Экологическое качество продуктов питания | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
30 | Есть или не есть? Пить или не пить? | 2 | 4 | 6 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
31 | Трансгенные продукты питания – за и против. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
32 | Витамины | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
VII. Химчистка на дому (4 часа) | ||||||||
33 | Стиральный порошок, мыло. | 2 | 2 | 4 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
34 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
| ИТОГО | 68 | 76 | 144 |
|
| Л, П/З, Э, И | ЦОР, дид. карточки |
Содержание изучаемого курса
1 год занятий
Младшая группа
Вводное занятие (2 часа)
Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Экологические исследования». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
В гости к Берендею (6 часов)
Теоретические занятия – экологическая игра «В гости к Берендею». Правила заготовки природного материала
Практические занятия – изготовление поделок из природного материала. Аппликации из сухих листьев «Рыбка», «Ёжик», «Бабочка», «Львёнок», «Олимпийский мишка», «Жар-птица». Аппликации с использованием крылаток клёна и ясеня «Цветы», «Павлин».
Природа в наших ощущениях (8 часов)
Теоретические занятия – Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса»
Практические занятия – Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенние листья». Фенологические наблюдения в природе.
По заповедным местам природы (8 часов)
Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников
Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу, исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц, защита экологического проекта «Наше дерево».
Красная книга – сигнал опасности (8 часов)
Теоретические занятия - беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных»
Практические занятия – конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти»
Природа и человек: нормы поведения в природе (4 часа)
Теоретические занятия - беседа: «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».
Практические занятия – подготовка материалов для экологической тропы.
Экологические знаки (8 часов)
Теоретические занятия – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.
Практические занятия – составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.
Экология нашей местности (8 часов)
Теоретические занятия - беседа: «Особенности местного ландшафта»
Практические занятия – музей природы на столе
«Птицы – наши друзья» (8 часов)
Теоретические занятия- беседа «Берегите птиц»
Практические занятия – изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.
Мы - юные исследователи природы (8 часов)
Теоретические занятия – беседа: «Природа нашего города». Зелёная аптека. По следам Робинзона.
Практические занятия – озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка материалов для экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу.
Экологическое лото (8 часов)
Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных.
Практические занятия – настольная игра.
Экологический мониторинг (8 часов)
Теоретические занятия – мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту
Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории.
Разнообразие растительного мира родного края (8 часов)
Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений
Практические занятия – озеленение школы, оформление гербария.
Животные в природе нашего края (8 часов)
Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных»
Практические занятия – изготовление кормушек, подкормка животных и птиц.
Причины возникновения экологических проблем и пути их решения (8 часов)
Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности»
Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории.
Город, в котором хотел бы я жить (4 часа)
Теоретические занятия – беседа: «мой город», экскурсия «Наш край»
Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.
Памятники природы Республики Татарстан (8 часов)
Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы Республики Татарстан». Экологический КВН.
Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий.
Природа и человек (8 часов)
Теоретические занятия - Дискуссия «Радиация и здоровье человека в Республике Татарстан». Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей.
Практические занятия - Выставка поделок из природного материала.
Природа и наука (4 часа)
Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы нашей области»
Практические занятия - Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Первоцвет», «Мой двор – моя забота»
Природа как единое целое (8 часов)
Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в области». Экскурсия «Природа нашего края»
Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.
«Мы – друзья природы» (4 часа)
Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы»
Практические занятия – экскурсия в природу. Трудовые десанты: расчистка парка от сушняка. Закладка цветника.
2 год занятий
Средняя группа
Вводное занятие (2 часа)
Теоретические занятия - формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
Источники получения информации. Отбор и анализ литературы (2 часа)
Теоретические занятия – особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение – просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Практическия занятия – экскурсия в библиотеку.
Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы (2 часа)
Теоретические занятия – основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.
Отбор и анализ научно-популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования (4 часа)
Теоретические занятия - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.
Практические занятия – конспектирование научно-популярной статьи.
Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями (2 часа)
Теоретические занятия – оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.
Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения (2 часа)
Теоретические занятия – логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы (2 часа)
Теоретические занятия – наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности (4 часа)
Теоретические занятия - обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
Практические занятия – оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды; выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.
Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы (4 часа)
Теоретические занятия - охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.
Практические занятия – участие в очистке пришкольной территории от мусора.
Возможности появления новых видов загрязнений природы (2 часа)
Теоретические занятия - возможности появления новых видов загрязнений природы.
Особенности охраны природы в городах и сельской местности (2 часа)
Теоретические занятия - особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.
Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе (2 часа)
Теоретические занятия – наблюдения, эксперименты, другие виды исследований.
Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований (2 часа)
Практические занятия – обработка результатов исследований.
Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России (4 часа)
Теоретические занятия – предмет и задачи экологии. Экология – синтез естественных наук. Краткая характеристика экологической ситуации в России, Республике Татарстан, Нурлатском районе.
Практические занятия – выпуск стенгазеты «Экология Нурлатского района».
Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность (4 часа)
Теоретические занятия - природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практические занятия – подготовка сообщений «Что я делаю для охраны природы»
Нормативно-правовые документы в области экологии (4 часа)
Теоретические занятия – нормативно-правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Республики Татарстан. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.
Практические занятия – экскурсия в центральную библиотеку, знакомство с красной книгой.
Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека (4 часа)
Теоретические занятия – биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека.
Практические занятия – экскурсия в парк.
Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера (4 часа)
Теоретические занятия – влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.
Практические занятия – составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в Нурлатском районе.
Источники загрязнения атмосферного воздуха (4 часа)
Теоретические занятия - главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.
Практические занятия – загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.
Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы (4 часа)
Теоретические занятия – охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.
Практические занятия – сбор макулатуры.
Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы (4 часа)
Теоретические занятия – шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду.
Практические занятия – проведение социологического опроса «Как вы относитесь к городскому шуму?»
Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в экологии (4 часа)
Теоретические занятия - наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии.
Практические занятия – выбор темы, составление плана исследовательской работы
Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований (4 часа)
Теоретические занятия - методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Практические занятия – обработка результатов исследовательской работы.
Исследование водных объектов (4 часа)
Теоретические занятия - исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.
Практические занятия – экскурсия на водоем
Гидробиология. Методы гидробиологических исследований (4 часа)
Теоретические занятия - гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.
Практические занятия – гидрологические исследования на реке своего населенного пункта.
Распространение водных организмов в связи с условиям освещенности (4 часа)
Теоретические занятия – общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.
Практические занятия – изучение водных организмов нашего района.
Охрана водоемов от загрязнения (4 часа)
Теоретические занятия - охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.
Практические занятия – выпуск стенгазеты «Берегите воду!»
Физические и химические свойства воды (4 часа)
Теоретические занятия - значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.
Практические занятия – изучение физических и химических свойств воды на реке.
Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды (4 часа)
Теоретические занятия - изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Практические занятия – измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.
Метеорологические явления по сезонам года . осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам (4 часа)
Теоретические занятия - метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.
Практические занятия – изменение режима реки по сезонам, построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений.
Обработка результатов метеорологических наблюдений (4 часа)
Теоретические занятия - организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Практические занятия – экскурсия на метеостанцию района.
Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование (4 часа)
Теоретические занятия – особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование.
Практические занятия – экскурсия на предприятие своего района по добыче полезных ископаемых, составление коллекции полезных ископаемых.
Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы (4 часа)
Теоретические занятия - влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.
Практические занятия - наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.
Особенности географического положения и природы своего края. История заселения (4 часа)
Теоретические занятия - особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.
Практические занятия – экскурсия в музей «История Закамья и города Нурлат».
Знамениты люди – наши земляки (4 часа)
Теоретические занятия - изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки.
Практические занятия – встреча со знаменитыми земляками.
Природные антропогенные объекты на территории населенного пункта (4 часа)
Теоретические занятия - рекреационные (природные и антропогенные) объекты.
Практические занятия – составление плана-схемы с нанесением природных и антропогенных памятников.
Мероприятия по охране памятников (4 часа)
Теоретические занятия - мероприятия по охране памятников.
Практические занятия – участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.
Население. Характеристика современной демографической ситуации (4 часа)
Теоретические занятия - население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе.
Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.
Традиции и обычаи народов, проживающих на территории нашего населенного пункта (4 часа)
Теоретические занятия - традиции и обычаи народов, проживающих на территории нашего населенного пункта.
Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.
Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время (4 часа)
Теоретические занятия – трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.
Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.
Обобщение и повторение изученного за год (4 часа)
Теоретические занятия – обобщение пройденного.
3 год занятий
Старшая группа
Вводное занятие (2 часа)
Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Законы человеческого общества как отражение законов природы. Экологическая этика в истории и современности местного населения (8 часов).
Теоретические занятия – Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс
Практические занятия: Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» Социологический опрос «Правила поведения человека в природе». Анализ данных в возрастном и гендерном профиле. Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.
Атмосферный воздух РТ. Причины загрязнения, способы очистки (6 часов).
Теоретические занятия - Источники загрязнения: транспорт, теплоэнергетики, промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, бытовые отходы. Вещества-загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК. Влияние природных факторов на воздушный бассейн (озоновые дыры, состояние климатического и радиационного режима). Влияние загрязнение атмосферного воздуха на биоту и здоровье человека. Состояние атмосферы и методы исследования. Меры борьбы с загрязнением воздуха.
Практические занятия: экскурсия на сахарный завод.
Водные ресурсы. Состав, значение воды (4 часа).
Теоретические занятия – Структура водных ресурсов республики, их использование.
Подземные воды, их значение для водоснабжения и питания. Роль болот в гидрологическом режиме бассейнов рек Республики Татарстан.
Практические занятия: Исследование вод из различных водоемов нашего района.
Водные ресурсы РТ. Причины загрязнений, способы очистки (6 часов).
Теоретические занятия: Понятие о процессах самоочищения водоемов. Биологическое потребление кислорода (БПК). Основные источники загрязнения водоемов: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, нефтепродукты, затонувшая древесина. Понятие о ПДК и ПВД загрязняющих веществ в водоёмах. Понятие об эвтрофикации и заморном режиме замкнутых водоёмов Республики Татарстан. Причины загрязнения подземных вод и опасность этого процесса.
Практические занятия: экскурсия на очистные сооружения. Методы и приемы очистки водных ресурсов.
Земельные ресурсы. Состав и значение почвенного покрова (6 часов).
Теоретические занятия: Земельный фонд Республики Татарстан, динамика его и спользования Источники загрязнения почв: промышленные (шины, металлолом, зоошлаки, черные и цветные металлы, стекло, цемент, кирпич, полиэтилен и т. д.); химическое загрязнение (пестициды, гербициды, удобрения); неправильная обработка пахотных земель, рекреационные зоны и т. д. Проблемы свалок, их влияние на почву.
Практические занятия: исследование почвы из различных микрорайонов города, исследование почвы на территории пришкольного участка, составление агрохимической карты пришкольного участка.
Земельные ресурсы. Использование и охрана земельных ресурсов (4 часа).
Теоретические занятия: Современное экологическое состояние земельных ресурсов Республики Татарстан. Причины истощения и загрязнения почв. Биоиндификация почв. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
Практические занятия: Беседа с главным агроном района.
Использование и охрана недр РТ. Нефть и нефтепродукты (4 часа).
Теоретические занятия: Особенности технологии добычи и переработки нефти и нефтепродуктов.
Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании нефтепродуктов.
Использование и охрана недр РТ. Вода (4 часа).
Теоретические занятия: круговорот воды в природе.
Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании водных ресурсов.
Использование и охрана недр РТ. Почва (4 часа).
Теоретические занятия: агрохимическое использование земельных ресурсов.
Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании земельных ресурсов.
Использование и охрана недр РТ. Полезные ископаемые (4 часа).
Теоретические занятия: Особенности технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Виды загрязнений в результате добычи и переработки сырья. Понятие о памятниках природы. Обзор геологических памятников Республики Татарстан.
Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании полезных ископаемых.
Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов (4 часа).
Теоретические занятия: Основные типы растительности Республики Татарстан. Роль леса в экономике республики. Современное состояние лесных ресурсов. Причины сокращения лесов. Не древесная дикорастущая продукция леса (пищевые, лекарственные растения, грибы). Редкие и исчезающие растения Республики Татарстан и их охрана. Растения местной флоры, занесенные в Красную Книгу РК, Красную Книгу МСОП.
Практические занятия: Составление Красной книги Нурлатского района.
Проблемы рационального использования растительных ресурсов РТ (4 часа).
Теоретические занятия: Рациональное использование лесных ресурсов, дикорастущей продукции леса, других растительных сообществ республики: пойменных лугов, болот.
Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании растительных ресурсов.
Рациональное использование и охрана животного мира РТ (4 часа).
Теоретические занятия: Современное состояние фауны Республики Татарстан. Охрана и воспроизводство животного мира. Понятие «реакклиматизации» и «акклиматизации» животных. Сохранение, воспроизводство и восстановление видов промысловых животных. Рыбные ресурсы республики, их рациональное использование. Охотничья фауна, её современная роль и значение. Охотничьи хозяйства. Понятие о лицензиях. Главные причины уменьшения численности популяций разных групп животных: изменение среды обитания, мелиорация, экологически непродуманное строительство, использование скоростной техники, нелицензионные отстрелы и отловы и др.Виды животных, занесенные в Красную Книгу МСОП, Красную Книгу РК.
Практические занятия: составление красной книги Нурлатского района, составление памятки о рациональном использовании и охране животного мира.
Особо охраняемые природные территории РТ (4 часа).
Теоретические занятия: Типы особо охраняемых территорий и акваторий. Заказники. Памятники природы. Закон Российской Федерации и Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях».
Практические занятия: составление каталога охраняемых природных территории Республики Татарстан и Нурлатского района.
Экологические проблемы РТ (4 часа).
Теоретические занятия: Отходы производства и потребления. Техногенное воздействие. Лесные пожары. Весенний паводок. Понятие «мониторинг», его виды и значение.
Практические занятия: составление памятки об основных экологических проблемах республики и способов решения.
Экология человека (4 часа).
Теоретические занятия: Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.
Практические занятия: составление режима дня.
Влияние природных факторов на здоровье населения (4 часа).
Теоретические занятия: Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды . Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность населения (бюджет семьи, обеспеченность медицинскими и бытовыми услугами).
Практические занятия: Особенности полярного адаптивного типа людей (внешний вид, условия быта и жизнедеятельности населения г. Нурлат). Социологический опрос «Являетесь ли вы метеочувствительным человеком?»
Формирование потребностей здорового образа жизни (4 часа).
Теоретические занятия: Образ жизни как фактор здоровья. Понятие здорового образа жизни. Культура питания. Понятие об экологически чистых продуктах питания. Психо-физиологические основы формирования потребности здорового образа жизни. Нравственность и здоровье. Вредные привычки и их воздействие на организм человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия. Закаливание. Социальные проблемы населения Канаша(разводы, браки, суициды, преступления).
Практические занятия: социологический опрос «А ты ведешь здоровый образ жизни?». Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека. Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек.
Среда жизнедеятельности человека (4 часа).
Теоретические занятия: Производственная среда, её характеристика. Микроклимат. Условия освещённости, температуры, воздушного режима, шумового воздействия и их влияние на здоровье. Экология жилища. Эстетическое оформление и санитарно-гигиеническая оценка материалов, используемых в современной квартире.
Виды профессиональных заболеваний и их профилактика.
Практические занятия: Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и искусственной освещённости, температурного режима, эффективности вентиляции).
Гигиена тела (4 часа).
Теоретические занятия: Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Типы волос, уход за волосами.
Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Правила личной гигиены мальчиков и девочек - подростков, юношей и девушек. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены. Пользование предметами личной гигиены.
Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.
Гигиена полости рта (4 часа).
Теоретические занятия: Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора зубной щетки и пасты, хранения, смены.
Заболевания зубов, десен. Факторы риска развития стоматологических заболеваний, меры их профилактики. Уход за зубами. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.
Практические занятия: беседа с врачом-стоматологом.
Гигиена труда и отдыха (4 часа).
Теоретические занятия: Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды изменения работоспособности. Режим дня: периоды учебы, отдыха, сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его субъективные и объективные признаки. Методы снятия. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения и слуха. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Факторы, приводящие к утомлению. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации.
Практические занятия: составление памятки по гигиена труда и отдыха.
Профилактика инфекционных заболеваний (4 часа).
Теоретические занятия: Представление об инфекционных заболеваниях, пути передачи. Причина возникновения инфекционных заболеваний - микромир: бактерии, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и др. Представление об «активной» защите — иммунитете, способы его повышения. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. ВИЧ\СПИД. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Туберкулез, его предупреждение. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.
Практические занятия: беседа с медицинским работником.
Микроклимат в квартире (4 часа).
Теоретические занятия: Параметры микроклимата. Световой режим: его компоненты, влияние на здоровье человека. Акустический режим. Внутридомовой шум, его устранение. Внешний шум. Изоляционные материалы. Воздушный режим. Сухой воздух: его влияние на здоровье и жилище. Увлажнение воздуха. Оптимальная влажность. Излишняя влажность, ее влияние на человека, на санитарное состояние квартиры. Вентиляция, тепловой режим. Потери тепла в квартире. Оптимальный тепловой режим.
Практические занятия: Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры, измерив температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха и изучив вентиляционный режим в квартире, оценить ее микроклимат.
Растения-индикаторы в квартире (4 часа).
Теоретические занятия: Растения - «живые фильтры». Роль растений в квартире. Фитодизайн. Коэффициент эффективности очистки воздуха растениями.
Практические занятия: исследовательская работа «Растения-индикаторы», составление каталога растений-индикаторов.
Бытовые отходы (4 часа).
Теоретические занятия: Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование).
Практические занятия: изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за несколько дней.
Домашняя санитарная станция (4 часа).
Теоретические занятия: Домовые мыши. Средства борьбы с грызунами. Моль. Вред, причиняемый молью. Средства борьбы. Тараканы - возбудители кишечных инфекций. Средства борьбы с тараканами. Комары. Мухи. Муравьи. Клопы. Вши и блохи. Пауки. Вредители муки и крупы. Жук-точильщик. Сырость и плесень. Древесный грибок. Способы защиты.
Практические занятия: составление памятки по защите дома от вредителей.
Экологическое качество продуктов питания (4 часа).
Теоретические занятия: Роль пищи в жизни человека. Рациональное питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Распределение нитратов в овощах. Способы уменьшения содержания нитратов.
Практические занятия: определение нитратов в растениях, изучение ГОСТа пищевой промышленности.
Есть или не есть? Пить или не пить? (6 часов).
Теоретические занятия: Что мы едим? Продукты питания быстрого приготовления. Их влияние на здоровье человека. Газированные напитки, влияние на здоровье. Категории качества продовольственных товаров. Жевательная резинка. Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.
Практические занятия: исследование продуктов питания.
Трансгенные продукты питания – за и против (4 часа).
Теоретические занятия: Что представляют собой трансгенные продукты. Как это делается? Создание трансгенных продуктов. Насколько они опасны? Маркировка трансгенной продукции.
Практические занятия: Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упаковке на предмет содержания в них ГМО.
Витамины (4 часа).
Теоретические занятия: Биологическая роль витаминов в обмене веществ. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Авитаминоз и его причины. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме. Суточная потребность в витаминах. Правила приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.
Практические занятия: Изучение состава пищевых продуктов на упаковке на предмет содержания в них витаминов.
Стиральный порошок, мыло (4 часа).
Теоретические занятия: Немного, из истории стирки. Теория стирки. Поверхностно активные вещества (ПАВ). История открытия и применения мыл. Классификация мыл по назначению. Состав мыла. Получение мыла. Необычное применение мыла.
Практические занятия: социологический опрос «А каким стиральным порошком пользуетесь вы?», тестирование мыла и стирального порошка.
Итоговое занятие (2 часа).
Материально техническая база:
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Конституция РФ.
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон об образовании.
Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г.// Вестник образования №6, 1997 г.
Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 – 2005 гг.
Литература:
Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.
Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.