СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологические исследования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Экологические исследования". Программа расчитана на 3 года обучения в разных возрастных категориях. 

Просмотр содержимого документа
«"Экологические исследования"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Среднекамышлинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Экологические исследования»





Учитель биологии и географии

Иванова Елена Анатольевна










СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:

1.       Всё связано со всем.

2.       Всё должно куда-то деваться.

3.       Природа знает лучше.

4.       Ничто не даётся даром.

Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.

Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое 3 ноября 1994г. приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения». Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

Среди современных педагогических технологий особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Часто приходится сталкиваться с заблуждением, что проектная и исследовательская деятельность учащихся тождественны. Однако если обратиться к определению этих двух понятий, обозначится явное их различие. Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. «Исследование» – это научное изучение какого-либо предмета, явления и т. п. А. И. Савенков отмечает «Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов».

Под опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой учащихся понимается деятельность под руководством научного руководителя (педагога), связанная с творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие этапов планирования, проведения исследований, обработку полученных знаний.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.

Исследовательскую работу можно и нужно начинать в начальной школе, помня некоторые правила:

  • исследовательская работа должна быть краткосрочна;

  • предлагаемые учащимися направления исследовательской работы должны быть разнообразны, т. к. важно в начальной школе не просто приобщить школьников к этому виду деятельности, но и выявить их склонности и создать условия для развития их способностей;

  • тема исследования одновременно должна быть интересна учащимся и иметь практическую и социальную направленность;

  • исследовательская работа должна способствовать повышению общего культурного уровня учащихся и совершенствования учебных умений и навыков.

       Цель экологического воспитания  формирование экологической культуры школьников. Захлебный А.Н. целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания считает сформированность  ответственного  отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. 


Задачи экологического воспитания:

1-год обучения

Образовательные задачи:

  • научить  понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия  и настроения;

  • научить основам экологических знаний;

  • совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение – обоснования.

Воспитательные задачи:

  • формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;

  • возбуждать желание охранять природу;

  • воспитывать умение сопереживать всему живому

  • воспитывать экологическое мышление детей;

  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

Развивающие задачи:

  • развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление;

  • развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

  • развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение


2-ой год обучения

Образовательные задачи:

  • научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;

  • научить работать со справочниками и определителями;

  • научить оформлять исследовательские работы;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;

  • воспитывать аккуратность, вежливость;

  • формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Развивающие задачи:

  • развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  • развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;  

  • развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.


3-ой год обучения

Образовательные задачи:

  • обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

  • расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;

  • формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из  СМИ);

  • формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать  и принимать информацию  с использованием компьютера, мультимедиа.

  • обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;

  • обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

Воспитательные задачи:

  • воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;

  • формирование ноосферного мышления;

  • привить навыки рефлексии;

Развивающие задачи:

  • развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;

  • развивать умение аргументировать собственную точку зрения;

  • совершенствовать навыки  познавательной самостоятельности учащихся;

  • развитие  толерантности  и коммуникативных навыков  (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);


Общая характеристика предмета


      Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Новизна  данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе. Часто  именно в такой работе у ребят закладываются основы  профессиональных умений и навыков.   Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную  работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.


Формы и режимы проведения занятий

Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.

Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Также проведение экскурсий на водоемы, промышленные объекты, очистные сооружения.


Описание места кружка в учебном плане


Курс предназначена для работы с детьми разного возраста с 8 – 17 лет. Рассчитана на три года обучения т.е. на 432 часов. Занятия каждой группы проводятся два раза в неделю по 2 часа.

1 год (3 – 5 классы) – 4 часа в неделю.

2 год (6 – 8 классы) – 4 часа в неделю.

3 год (9 – 11 классы) – 4 часа в неделю.




Описание ценностных ориентиров содержания


Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся.

Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)


Планируемый результат


Учащиеся должны знать:

  • Что изучает экология;

  • Примеры взаимодействия природы и человека;

  • Права и обязанности  граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

  • Правила поведения в природе;

  • Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

  • Главные особенности природы своей местности;

  • Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

  • Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

  • Меры предупреждения вредных воздействий  хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • Понятие об экологическом кризисе;

  • Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.



 Учащиеся должны уметь:

  • Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и  из природы в целом;

  • Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

  • Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

  • Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

  • Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

  • Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

  • Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

  • Проводить подкормку птиц;

  • Охранять растения и животных;

  • Озеленять территорию школы;

  • Выполнять исследовательские проекты.


Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учебно-исследовательская конференция учащихся всех годов обучения в присутствии администрации и коллектива школы, центра детского творчества, приглашенных гостей.













Учебно-тематический план. Перечень разделов и тем.

1-ый год занятий

Младшая группа


Название темы

теория

практика

всего


Введение

2

0

2

1

В гости к Берендею

2

4

6

2

Природа в наших ощущениях

4

4

8

3

По заповедным местам природы

4

4

8

4

Красная книга – сигнал опасности.

4

4

8

5

Природа и человек: нормы поведения в природе

2

2

4

6

Экологические знаки

4

4

8

7

Экология нашей местности

4

4

8

8

Птицы – наши друзья

4

4

8

9

Мы – юные исследователи природы

4

4

8

10

Экологическое лото

4

4

8

11

Экологический мониторинг

4

4

8

12

Разнообразие растительного мира родного края

4

4

8

13

Животные в природе нашего края

4

4

8

14

Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения

4

4

8

15

Поселок, в котором хотел бы я жить

2

2

4

16

Памятники природы Республики Татарстан

4

4

8

17

Природа и человек

4

4

8

18

Природа и наука

2

2

4

19

Природа как единое целое

4

4

8

20

Мы – друзья природы

2

2

4


ИТОГО

72

72

144


2-ой год занятий

Средняя группа


Название темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

4

2

Оформление исследовательских работ

14

14

28

3

Исследования в области экологии

20

20

40

4

Исследовательская работа в природе

20

20

40

5

Изучение своего края

16

16

32


ИТОГО

72

72

144



3-ий год занятий

Старшая группа


Название темы

теория

практика

всего


Введение

2

2

4

1

Экологические законы и экологическая этика

2

2

4

2

Земля любит заботу

32

32

64

3

Среда обитания и здоровье человека

8

8

16

4

Экология человека

10

6

16

5

Экология квартиры

8

8

16

6

Экология питания

8

10

18

7

Химчистка на дому

2

2

4


Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО

74

70

144

Тематическое планирование


Младшая группа

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

тео рия

практика

все го

По плану

По факту

1

Введение

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

2

В гости к Берендею

2

4

6



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

3

Природа в наших ощущениях

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

4

По заповедным местам природы

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

5

Красная книга – сигнал опасности.

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

6

Природа и человек: нормы поведения в природе

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

7

Экологические знаки

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

8

Экология нашей местности

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

9

Птицы – наши друзья

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

10

Мы – юные исследователи природы

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

11

Экологическое лото

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

12

Экологический мониторинг

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

13

Разнообразие растительного мира родного края

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

14

Животные в природе нашего края

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

15

Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

16

Город, в котором хотел бы я жить

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

17

Памятники природы Республики Татарстан

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

18

Природа и человек

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

19

Природа и наука

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

20

Природа как единое целое

4

4

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

21

Мы – друзья природы

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

Средняя группа

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия


тео рия

практика

все го

По плану

По факту


I. Введение


1

Вводное занятие.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


2

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

0

2

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


II. Оформление исследовательских работ


3

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


4

Отбор и анализ научно-популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


5

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

0

2

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


6

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


7

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


8

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


9

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


10

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


11

Особенности охраны природы в городах и сельской местности.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


12

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


13

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

0

2

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


Исследования в области экологии







Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

14

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


15

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


16

Нормативно-правовые документы в области экологии.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


17

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


18

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


19

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


20

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


21

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


22

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


23

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


Исследовательская работа в природе


24

Исследование водных объектов

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


25

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


26

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


27

Охрана водоемов от загрязнения.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


28

Физические и химические свойства воды.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


29

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


30

Метеорологические явления по сезонам года. Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


31

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


32

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


33

Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


Изучение своего края


34

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


35

Знаменитые люди – наши земляки.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


36

Природные антропогенные объекты на территории населенного пункта.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


37

Мероприятия по охране памятников.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


38

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


39

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


40

Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


41

Обобщение и повторение изученного за год.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки










Старшая группа

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

тео рия

практика

все го

По плану

По факту

1

Введение

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

I. Экологические законы и экологическая этика (8 часов)

2

Законы человеческого общества как отражение законов природы. Экологическая этика в истории и современности местного населения.

2

6

8



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

II. Земля любит заботу (62 часа)

3

Атмосферный воздух РТ. Причины загрязнения, способы очистки.

4

2

6



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

4

Водные ресурсы. Состав, значение воды.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

5

Водные ресурсы РТ. Причины загрязнений, способы очистки.

2

4

6



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

6

Земельные ресурсы. Состав и значение почвенного покрова.

2

4

6



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

7

Земельные ресурсы. Использование и охрана земельных ресурсов.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

8

Использование и охрана недр РТ. Нефть и нефтепродукты.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

9

Использование и охрана недр РТ. Вода.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

10

Использование и охрана недр РТ. Почва

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

11

Использование и охрана недр РТ. Полезные ископаемые.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

12

Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

13

Проблемы рационального использования растительных ресурсов РТ.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

14

Рациональное использование и охрана животного мира РТ.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

15

Особо охраняемые природные территории РТ.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

16

Экологические проблемы РТ.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

III. Среда обитания и здоровье человека (16 часов)

17

Экология человека.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

18

Влияние природных факторов на здоровье населения.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

19

Формирование потребностей здорового образа жизни.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

20

Среда жизнедеятельности человека.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

IV. Экология человека (16 часов)

21

Гигиена тела

4

0

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

22

Гигиена полости рта

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

23

Гигиена труда и отдыха

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

24

Профилактика инфекционных заболеваний

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

V. Экология квартиры (16 часов)

25

Микроклимат в квартире

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

26

Растения-индикаторы в квартире

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

27

Бытовые отходы

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

28

Домашняя санитарная станция

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

VI. Экология питания (18 часов)

29

Экологическое качество продуктов питания

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

30

Есть или не есть? Пить или не пить?

2

4

6



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

31

Трансгенные продукты питания – за и против.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

32

Витамины

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

VII. Химчистка на дому (4 часа)

33

Стиральный порошок, мыло.

2

2

4



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки

34

Итоговое занятие

2

0

2



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


ИТОГО

68

76

144



Л, П/З, Э, И

ЦОР, дид. карточки


Содержание изучаемого курса

1 год занятий

Младшая группа

Вводное занятие (2 часа)

Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Экологические исследования». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

  В гости к Берендею (6 часов)

Теоретические занятия – экологическая игра «В гости к Берендею». Правила заготовки природного материала

Практические занятия – изготовление поделок из природного материала. Аппликации из сухих листьев «Рыбка», «Ёжик», «Бабочка», «Львёнок», «Олимпийский мишка», «Жар-птица». Аппликации с использованием крылаток клёна и ясеня «Цветы», «Павлин».

Природа в наших ощущениях (8 часов)

Теоретические занятия – Беседа: «Влияние природы  на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса»

Практические занятия – Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенние листья». Фенологические наблюдения в природе.

По заповедным местам природы (8 часов)

Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников

Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу, исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц, защита экологического проекта «Наше дерево».

Красная книга – сигнал опасности (8 часов)

Теоретические занятия  - беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных»

Практические занятия – конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти»

Природа и человек: нормы  поведения в природе (4 часа)

Теоретические занятия  - беседа: «Бережное отношение  к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».

Практические занятия – подготовка материалов  для экологической тропы.

Экологические знаки (8 часов)

Теоретические занятия – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Практические занятия – составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.

Экология нашей местности (8 часов)

Теоретические занятия - беседа: «Особенности местного ландшафта»

Практические занятия – музей природы на столе

«Птицы – наши друзья» (8 часов)

Теоретические занятия- беседа «Берегите птиц»

Практические занятия – изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.

Мы -  юные  исследователи  природы (8 часов)

Теоретические занятия – беседа: «Природа нашего города». Зелёная аптека. По следам Робинзона.

Практические занятия – озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка материалов для экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу.

Экологическое лото (8 часов)

Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных.

Практические занятия – настольная игра.

Экологический мониторинг (8 часов)

Теоретические занятия – мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту

Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории.

Разнообразие растительного мира родного края (8 часов)

Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений

Практические занятия – озеленение школы, оформление гербария.

Животные в природе нашего края (8 часов)

Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных»

Практические занятия – изготовление кормушек, подкормка животных и птиц.

Причины возникновения экологических проблем и пути их решения (8 часов)

Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности»

Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории. 

Город, в котором хотел бы я жить (4 часа)

Теоретические занятия – беседа: «мой город», экскурсия «Наш край» 

Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.

Памятники природы Республики Татарстан (8 часов)

Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы Республики Татарстан». Экологический КВН.

Практические занятия -  Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий.

Природа и человек (8 часов)

Теоретические занятия - Дискуссия «Радиация и здоровье человека в Республике Татарстан». Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей.

Практические занятия -  Выставка поделок из природного материала.

Природа и наука (4 часа)

Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы нашей области»

Практические занятия -  Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Первоцвет», «Мой двор – моя забота»

Природа как единое целое (8 часов)

Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в области». Экскурсия «Природа нашего края»

Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.

«Мы – друзья природы» (4 часа)

Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы»

Практические занятия – экскурсия в природу. Трудовые десанты: расчистка парка от сушняка. Закладка цветника.






2 год занятий

Средняя группа

Вводное занятие (2 часа)

Теоретические занятия - формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы (2 часа)

Теоретические занятия – особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение – просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Практическия занятия – экскурсия в библиотеку.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы (2 часа)

Теоретические занятия – основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

Отбор и анализ научно-популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования (4 часа)

Теоретические занятия - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

Практические занятия – конспектирование научно-популярной статьи.

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями (2 часа)

Теоретические занятия – оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения (2 часа)

Теоретические занятия – логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы (2 часа)

Теоретические занятия – наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности (4 часа)

Теоретические занятия - обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические занятия – оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды; выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы (4 часа)

Теоретические занятия - охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.

Практические занятия – участие в очистке пришкольной территории от мусора.

Возможности появления новых видов загрязнений природы (2 часа)

Теоретические занятия - возможности появления новых видов загрязнений природы.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности (2 часа)

Теоретические занятия - особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе (2 часа)

Теоретические занятия – наблюдения, эксперименты, другие виды исследований.

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований (2 часа)

Практические занятия – обработка результатов исследований.

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России (4 часа)

Теоретические занятия – предмет и задачи экологии. Экология – синтез естественных наук. Краткая характеристика экологической ситуации в России, Республике Татарстан, Нурлатском районе.

Практические занятия – выпуск стенгазеты «Экология Нурлатского района».

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность (4 часа)

Теоретические занятия - природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические занятия – подготовка сообщений «Что я делаю для охраны природы»

Нормативно-правовые документы в области экологии (4 часа)

Теоретические занятия – нормативно-правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Республики Татарстан. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Практические занятия – экскурсия в центральную библиотеку, знакомство с красной книгой.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека (4 часа)

Теоретические занятия – биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека.

Практические занятия – экскурсия в парк.

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера (4 часа)

Теоретические занятия – влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Практические занятия – составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в Нурлатском районе.

Источники загрязнения атмосферного воздуха (4 часа)

Теоретические занятия - главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Практические занятия – загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы (4 часа)

Теоретические занятия – охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.

Практические занятия – сбор макулатуры.

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы (4 часа)

Теоретические занятия – шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду.

Практические занятия – проведение социологического опроса «Как вы относитесь к городскому шуму?»

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в экологии (4 часа)

Теоретические занятия - наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии.

Практические занятия – выбор темы, составление плана исследовательской работы

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований (4 часа)

Теоретические занятия - методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические занятия – обработка результатов исследовательской работы.

Исследование водных объектов (4 часа)

Теоретические занятия - исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Практические занятия – экскурсия на водоем

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований (4 часа)

Теоретические занятия - гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Практические занятия – гидрологические исследования на реке своего населенного пункта.

Распространение водных организмов в связи с условиям освещенности (4 часа)

Теоретические занятия – общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Практические занятия – изучение водных организмов нашего района.

Охрана водоемов от загрязнения (4 часа)

Теоретические занятия - охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Практические занятия – выпуск стенгазеты «Берегите воду!»

Физические и химические свойства воды (4 часа)

Теоретические занятия - значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Практические занятия – изучение физических и химических свойств воды на реке.

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды (4 часа)

Теоретические занятия - изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Практические занятия – измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

Метеорологические явления по сезонам года . осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам (4 часа)

Теоретические занятия - метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Практические занятия – изменение режима реки по сезонам, построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений.

Обработка результатов метеорологических наблюдений (4 часа)

Теоретические занятия - организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Практические занятия – экскурсия на метеостанцию района.

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование (4 часа)

Теоретические занятия – особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование.

Практические занятия – экскурсия на предприятие своего района по добыче полезных ископаемых, составление коллекции полезных ископаемых.

Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы (4 часа)

Теоретические занятия - влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические занятия - наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения (4 часа)

Теоретические занятия - особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Практические занятия – экскурсия в музей «История Закамья и города Нурлат».

Знамениты люди – наши земляки (4 часа)

Теоретические занятия - изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки.

Практические занятия – встреча со знаменитыми земляками.

Природные антропогенные объекты на территории населенного пункта (4 часа)

Теоретические занятия - рекреационные (природные и антропогенные) объекты.

Практические занятия – составление плана-схемы с нанесением природных и антропогенных памятников.

Мероприятия по охране памятников (4 часа)

Теоретические занятия - мероприятия по охране памятников.

Практические занятия – участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.

Население. Характеристика современной демографической ситуации (4 часа)

Теоретические занятия - население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе.

Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории нашего населенного пункта (4 часа)

Теоретические занятия - традиции и обычаи народов, проживающих на территории нашего населенного пункта.

Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время (4 часа)

Теоретические занятия – трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические занятия - сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

Обобщение и повторение изученного за год (4 часа)

Теоретические занятия – обобщение пройденного.
























3 год занятий

Старшая группа


Вводное занятие (2 часа)

Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Законы человеческого общества как отражение законов природы. Экологическая этика в истории и современности местного населения (8 часов).

Теоретические занятия – Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс

Практические занятия: Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» Социологический опрос «Правила поведения человека в природе». Анализ данных в возрастном и гендерном профиле. Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.

Атмосферный воздух РТ. Причины загрязнения, способы очистки (6 часов).

Теоретические занятия - Источники загрязнения: транспорт, теплоэнергетики, промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, бытовые отходы. Вещества-загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК. Влияние природных факторов на воздушный бассейн (озоновые дыры, состояние климатического и радиационного режима). Влияние загрязнение атмосферного воздуха на биоту и здоровье человека. Состояние атмосферы и методы исследования. Меры борьбы с загрязнением воздуха.

Практические занятия: экскурсия на сахарный завод.

Водные ресурсы. Состав, значение воды (4 часа).

Теоретические занятия – Структура водных ресурсов республики, их использование.

Подземные воды, их значение для водоснабжения и питания. Роль болот в гидрологическом режиме бассейнов рек Республики Татарстан.

Практические занятия: Исследование вод из различных водоемов нашего района.

Водные ресурсы РТ. Причины загрязнений, способы очистки (6 часов).

Теоретические занятия: Понятие о процессах самоочищения водоемов. Биологическое потребление кислорода (БПК). Основные источники загрязнения водоемов: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, нефтепродукты, затонувшая древесина. Понятие о ПДК и ПВД загрязняющих веществ в водоёмах. Понятие об эвтрофикации и заморном режиме замкнутых водоёмов Республики Татарстан. Причины загрязнения подземных вод и опасность этого процесса.

Практические занятия: экскурсия на очистные сооружения. Методы и приемы очистки водных ресурсов.

Земельные ресурсы. Состав и значение почвенного покрова (6 часов).

Теоретические занятия: Земельный фонд Республики Татарстан, динамика его и спользования Источники загрязнения почв: промышленные (шины, металлолом, зоошлаки, черные и цветные металлы, стекло, цемент, кирпич, полиэтилен и т. д.); химическое загрязнение (пестициды, гербициды, удобрения); неправильная обработка пахотных земель, рекреационные зоны и т. д. Проблемы свалок, их влияние на почву.

Практические занятия: исследование почвы из различных микрорайонов города, исследование почвы на территории пришкольного участка, составление агрохимической карты пришкольного участка.

Земельные ресурсы. Использование и охрана земельных ресурсов (4 часа).

Теоретические занятия: Современное экологическое состояние земельных ресурсов Республики Татарстан. Причины истощения и загрязнения почв. Биоиндификация почв. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

Практические занятия: Беседа с главным агроном района.

Использование и охрана недр РТ. Нефть и нефтепродукты (4 часа).

Теоретические занятия: Особенности технологии добычи и переработки нефти и нефтепродуктов.

Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании нефтепродуктов.

Использование и охрана недр РТ. Вода (4 часа).

Теоретические занятия: круговорот воды в природе.

Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании водных ресурсов.

Использование и охрана недр РТ. Почва (4 часа).

Теоретические занятия: агрохимическое использование земельных ресурсов.

Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании земельных ресурсов.

Использование и охрана недр РТ. Полезные ископаемые (4 часа).

Теоретические занятия: Особенности технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Виды загрязнений в результате добычи и переработки сырья. Понятие о памятниках природы. Обзор геологических памятников Республики Татарстан.

Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании полезных ископаемых.

Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов (4 часа).

Теоретические занятия: Основные типы растительности Республики Татарстан. Роль леса в экономике республики. Современное состояние лесных ресурсов. Причины сокращения лесов. Не древесная дикорастущая продукция леса (пищевые, лекарственные растения, грибы). Редкие и исчезающие растения Республики Татарстан и их охрана. Растения местной флоры, занесенные в Красную Книгу РК, Красную Книгу МСОП.

Практические занятия: Составление Красной книги Нурлатского района.

Проблемы рационального использования растительных ресурсов РТ (4 часа).

Теоретические занятия: Рациональное использование лесных ресурсов, дикорастущей продукции леса, других растительных сообществ республики: пойменных лугов, болот.

Практические занятия: составление памятки о рациональном использовании растительных ресурсов.

Рациональное использование и охрана животного мира РТ (4 часа).

Теоретические занятия: Современное состояние фауны Республики Татарстан. Охрана и воспроизводство животного мира. Понятие «реакклиматизации» и «акклиматизации» животных. Сохранение, воспроизводство и восстановление видов промысловых животных. Рыбные ресурсы республики, их рациональное использование. Охотничья фауна, её современная роль и значение. Охотничьи хозяйства. Понятие о лицензиях. Главные причины уменьшения численности популяций разных групп животных: изменение среды обитания, мелиорация, экологически непродуманное строительство, использование скоростной техники, нелицензионные отстрелы и отловы и др.Виды животных, занесенные в Красную Книгу МСОП, Красную Книгу РК.

Практические занятия: составление красной книги Нурлатского района, составление памятки о рациональном использовании и охране животного мира.

Особо охраняемые природные территории РТ (4 часа).

Теоретические занятия: Типы особо охраняемых территорий и акваторий. Заказники. Памятники природы. Закон Российской Федерации и Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях».

Практические занятия: составление каталога охраняемых природных территории Республики Татарстан и Нурлатского района.

Экологические проблемы РТ (4 часа).

Теоретические занятия: Отходы производства и потребления. Техногенное воздействие. Лесные пожары. Весенний паводок. Понятие «мониторинг», его виды и значение.

Практические занятия: составление памятки об основных экологических проблемах республики и способов решения.

Экология человека (4 часа).

Теоретические занятия: Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.

Практические занятия: составление режима дня.

Влияние природных факторов на здоровье населения (4 часа).

Теоретические занятия: Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды . Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность населения (бюджет семьи, обеспеченность медицинскими и бытовыми услугами).

Практические занятия: Особенности полярного адаптивного типа людей (внешний вид, условия быта и жизнедеятельности населения г. Нурлат). Социологический опрос «Являетесь ли вы метеочувствительным человеком?»

Формирование потребностей здорового образа жизни (4 часа).

Теоретические занятия: Образ жизни как фактор здоровья. Понятие здорового образа жизни. Культура питания. Понятие об экологически чистых продуктах питания. Психо-физиологические основы формирования потребности здорового образа жизни. Нравственность и здоровье. Вредные привычки и их воздействие на организм человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия. Закаливание. Социальные проблемы населения Канаша(разводы, браки, суициды, преступления).

Практические занятия: социологический опрос «А ты ведешь здоровый образ жизни?». Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека. Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек.

Среда жизнедеятельности человека (4 часа).

Теоретические занятия: Производственная среда, её характеристика. Микроклимат. Условия освещённости, температуры, воздушного режима, шумового воздействия и их влияние на здоровье. Экология жилища. Эстетическое оформление и санитарно-гигиеническая оценка материалов, используемых в современной квартире.

Виды профессиональных заболеваний и их профилактика.

Практические занятия: Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и искусственной освещённости, температурного режима, эффективности вентиляции).


Гигиена тела (4 часа).

Теоретические занятия: Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Типы волос, уход за волосами.

Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Правила личной гигиены мальчиков и девочек - подростков, юношей и девушек. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены. Пользование предметами личной гигиены.

Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

Гигиена полости рта (4 часа).

Теоретические занятия: Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора зубной щетки и пасты, хранения, смены.

Заболевания зубов, десен. Факторы риска развития стоматологических заболеваний, меры их профилактики. Уход за зубами. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Практические занятия: беседа с врачом-стоматологом.

Гигиена труда и отдыха (4 часа).

Теоретические занятия: Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды изменения работоспособности. Режим дня: периоды учебы, отдыха, сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его субъективные и объективные признаки. Методы снятия. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения и слуха. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Факторы, приводящие к утомлению. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации.

Практические занятия: составление памятки по гигиена труда и отдыха.

Профилактика инфекционных заболеваний (4 часа).

Теоретические занятия: Представление об инфекционных заболеваниях, пути передачи. Причина возникновения инфекционных заболеваний - микромир: бактерии, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и др. Представление об «активной» защите — иммунитете, способы его повышения. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. ВИЧ\СПИД. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Туберкулез, его предупреждение. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

Практические занятия: беседа с медицинским работником.

Микроклимат в квартире (4 часа).

Теоретические занятия: Параметры микроклимата. Световой режим: его компоненты, влияние на здоровье человека. Акустический режим. Внутридомовой шум, его устранение. Внешний шум. Изоляционные материалы. Воздушный режим. Сухой воздух: его влияние на здоровье и жилище. Увлажнение воздуха. Оптимальная влажность. Излишняя влаж­ность, ее влияние на человека, на санитарное состояние квартиры. Вентиляция, теп­ловой режим. Потери тепла в квартире. Оптимальный тепловой режим.

Практические занятия: Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры, измерив температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха и изучив вентиляционный режим в квартире, оценить ее микроклимат.

Растения-индикаторы в квартире (4 часа).

Теоретические занятия: Растения - «живые фильтры». Роль растений в квартире. Фитодизайн. Коэффициент эффективности очистки воздуха растениями.

Практические занятия: исследовательская работа «Растения-индикаторы», составление каталога растений-индикаторов.

Бытовые отходы (4 часа).

Теоретические занятия: Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового му­сора, рециклинг (повторное использование).

Практические занятия: изучение качественных и количественных характеристик бы­товых отходов, производимых одной семьей за несколько дней.

Домашняя санитарная станция (4 часа).

Теоретические занятия: Домовые мыши. Средства борьбы с грызунами. Моль. Вред, причиняемый молью. Средства борьбы. Тараканы - возбудители кишечных инфекций. Средства борьбы с тараканами. Комары. Мухи. Муравьи. Клопы. Вши и блохи. Пауки. Вредители муки и крупы. Жук-точильщик. Сырость и плесень. Древесный грибок. Способы защиты.

Практические занятия: составление памятки по защите дома от вредителей.

Экологическое качество продуктов питания (4 часа).

Теоретические занятия: Роль пищи в жизни человека. Рациональное питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Распределение нитратов в ово­щах. Способы уменьшения содержания нитратов.

Практические занятия: определение нитратов в растениях, изучение ГОСТа пищевой промышленности.

Есть или не есть? Пить или не пить? (6 часов).

Теоретические занятия: Что мы едим? Продукты питания быстрого приготовления. Их влияние на здоровье человека. Газированные напитки, влияние на здоровье. Категории качества продо­вольственных товаров. Жевательная резинка. Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.

Практические занятия: исследование продуктов питания.

Трансгенные продукты питания – за и против (4 часа).

Теоретические занятия: Что представляют собой трансгенные продукты. Как это делается? Создание транс­генных продуктов. Насколько они опасны? Маркировка трансгенной продукции.

Практические занятия: Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упа­ковке на предмет содержания в них ГМО.

Витамины (4 часа).

Теоретические занятия: Биологическая роль витаминов в обмене веществ. Жирорастворимые и водораство­римые витамины. Авитаминоз и его причины. Заболевания, связанные с недостат­ком витаминов в организме. Суточная потребность в витаминах. Правила приготов­ления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.

Практические занятия: Изучение состава пищевых продуктов на упа­ковке на предмет содержания в них витаминов.

Стиральный порошок, мыло (4 часа).

Теоретические занятия: Немного, из истории стирки. Теория стирки. Поверхностно активные вещества (ПАВ). История открытия и применения мыл. Классификация мыл по назначению. Состав мыла. Получение мыла. Необычное применение мыла.

Практические занятия: социологический опрос «А каким стиральным порошком пользуетесь вы?», тестирование мыла и стирального порошка.

Итоговое занятие (2 часа).
























Материально техническая база:

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. Конституция РФ.

  2. Конвенция ООН «О правах ребенка».

  3. Закон об образовании.

  4. Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г.// Вестник образования №6, 1997 г.

  5. Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.

  6. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.

  7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 – 2005 гг.


Литература:

  1. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.

  2. Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.

  3. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

  4. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

  5. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.

  6. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

  7. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.

  8. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.

  9. Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.

  10. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.

  11. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.

  12. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.

  13. Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.