Экологический час «Мы друзья пернатых».
Цель:
формировать знания детей о птицах; привлечь внимание детей к жизни пернатых обитателей.
Задачи:
Обучающие:
учить различать и классифицировать птиц по группам;
учить называть зимующих и перелётных птиц.
Развивающие:
развивать интерес к различным видам птиц;
развивать активность детей, внимание, память, речь.
Воспитательные:
воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
наглядно-дидактическое пособие мир в картинках «Птицы средней полосы»;
аудиозапись «Пение птиц».
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас экологический час, а тему нашего экологического часа мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит, плохи дела
А кого паук боится?
Ну конечно это… (птица).
- О ком же мы сегодня поговорим? (о птицах).
-Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях.
- Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у кого есть перья).
- Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»? (птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; радуют нас песнями, мы любуемся их полетом).
- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Их можно встретить в лесу, в парке, в поле, на речке, в горах.
- Сейчас я вам немного расскажу о птицах, а вы меня послушаете. А потом вы мне расскажете, что знаете о птицах.
- Есть птицы, которые летают. Есть и такие птицы, которые не умеют летать. А вы знаете птиц, которые не умеют летать? (пингвин, страус).
- А ещё есть птицы водоплавающие и не водоплавающие. Знаете таких птиц? Водоплавающие – утка, гусь, лебедь, чайка. Не водоплавающие – воробей, ласточка, дятел, ворона.
- Птицы бывают перелётные и зимующие. Каких перелётных птиц вы знаете? (Грачи, ласточки, кукушки, скворцы). Назовите зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, поползень).
- Помните, ребята, что птицам зимой приходится очень трудно. Внимательно послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Как долго снег идёт!
Как долго длится вьюга!
Сейчас, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Скорей на помощь дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
взлетят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
- Не забывайте о птицах зимой! Подкармливайте их, и они отблагодарят вас своими песнями.
- Есть птицы домашние и дикие. Назовите мне домашних птиц. Назовите диких птиц.
- Сегодня мы поговорим о птицах, живущих в природе. Сейчас я загадаю загадки о птицах, а вы попробуйте их отгадать.
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку, ку-ку!» (кукушка).
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей).
Стрекотунья, белобока
Наша сплетница… (сорока).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона).
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря
У красавца… (снегиря).
Маленький певец лесной,
Как прекрасен голос твой! (соловей).
Кто в беретке ярко красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).
- Молодцы! Все загадки вы отгадали! А сейчас посмотрите на доску. Здесь изображены картинки птиц. Есть птицы знакомые, а есть и те, которых вы не знаете. Я буду показывать картинку, а вы говорите название птицы. (На картинках изображены: синица, дятел, поползень, трясогузка, кукушка).
- А эти птицы для вас не знакомы. Мы сейчас с ними познакомимся. Кто хочет пойти к доске и прочитать название птиц? (На картинках изображены: мухоловка, дрозд, пищуха, зяблик, чиж, сокол, филин).
- Эта птичка трясогузка. Птица названа по «привычке» постоянно покачивать хвостом.
- А эту птицу назвали пищуха за то, что она постоянно попискивает.
- А кто мне ответит, почему эту птицу назвали кукушка?
- А как вы думаете, почему эту птицу назвали мухоловкой?
- Ну, а сейчас у меня к вам ещё одно задание. Давайте вспомним, как разговаривают птицы.
воробей – чик-чирик;
кукушка – ку-ку,ку-ку;
синичка – зинь-зинь, зинь-зинь;
ворона – кар-кар;
филин – ух-ух.
- Молодцы ребята! Со всеми заданиями вы справились! Что нового о птицах вы сегодня узнали? Как вы можете помочь птицам? Ребята, проявляйте заботу о наших пернатых друзьях!
- В заключение нашего экологического часа я хочу вам предложить послушать пение птиц (аудиозапись). На этом наше мероприятие закончено.