г. Каменск-Шахтинский
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО
«Каменск-Шахтинская школа-интернат»
________________Г.А. Пискунова
М.П.
Приказ № 263 от 31.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Экологический патруль»
Основного общего образования, 7б класса
Количество часов – 34 часа (1 час в неделю)
Учитель – Забалуева Елена Михайловна
2020– 2021 учебный год
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………..3
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ……..5
3. Содержание учебного курса………………………………………..7
4. Календарно – тематическое планирование курса....……..…………9
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недуга.
Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».
Л. Леонов.
Пояснительная записка
Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.
Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.
Цели и задачи программы:
Цели: расширение знаний обучающихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности, привитие интереса к природоохранной деятельности, трудовое воспитание, профессиональная ориентация экологического, лесохозяйственного профиля.
Задачи:
Расширить и укрепить знания обучающихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности.
Привить интерес обучающимся к природоохранной деятельности.
Содействовать формированию трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов
Научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования.
Научить самостоятельно работать со справочниками и определителями.
Способствовать самореализации каждого ученика в системе коллективных отношений.
Содействовать профессиональной ориентации обучающихся экологического, лесохозяйственного профиля.
Участвовать в экологических конкурсах, конференциях, акциях, мероприятиях, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.
Развить самостоятельность и инициативу при выполнении исследовательских работ.
Развивать наблюдательность, усидчивость, интерес к познанию окружающего мира.
Содействовать воспитанию любви и уважения к посёлку, бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу.
Разработанная программа учитывает региональный компонент. Школьники, изучают природу и экологию родного края.
По программе предусмотрено активное вовлечение обучающихся в учебнотворческую деятельность через познание родного края – экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов природы, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение исследовательских работ, природоохранных акций.
В процессе освоения программы предполагаются: изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический патруль» для обучающихся 7 класса. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы Личностные:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний;
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры
Метапредметные:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать сущность биологических процессов;
Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг,
биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет- ресурсах.
Введение-2ч.
Содержание курса внеурочной деятельности
Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.
Природные комплексы нашей местности – 10 ч.
Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!
Практические работы:
Экологическое исследование пришкольной территории»
Разработка викторины «Природа и человек»
Игра « Угроза живому на Земле»
Среда обитания человека -- 4ч.
Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе». Экологические термины.
Пища, которую мы едим.-2ч.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов ( по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
Дом, в котором мы живем -3ч.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Игра «Поле чудес».
Здоровье человека - основа жизни-6ч.
Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Суд над наркотиком. Неожиданные
встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
Отходы, как источник загрязнения окружающей среды-7 ч.
Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка». Конкурс сочинений. «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия «Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения «Город в котором я живу».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
План. | Факт. |
| Введение | 2 | |
1 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. | 3.09 | |
2 | Экологические науки | 10.09 | |
| Природные комплексы нашей местности | 10 | |
3-4 | Природный комплекс «Лес» (Задание для проектов) | 17.09, 24.09 | |
5 | Исследование искусственного сообщества растений и животных | 1.10 | |
6 | Экологическое исследование пришкольной территории | 8.10 | |
7 | Где живут эти организмы? Обитатели луга, болота, реки. | 15.10 | |
8 | Природа и человек | 22.10 | |
9-10 | Экологические проблемы человеческой деятельности (Обзор статей журналов, газет, интернет – ресурсов.) | 5.11, 12.11 | |
11 | Охрана природных комплексов. | 19.11 | |
12 | Проращивание семян овощных растений (лук, петрушка, укроп, др.) - «Огород на подоконнике» | 26.11 | |
| Среда обитания человека. | 4 | |
13 | Воздух, которым мы дышим | 3.12 | |
14 | Вода, которую мы пьём. | 10.12 | |
15 | Круговорот воды в природе. | 17.12 | |
16 | Ток воды в побегах и листьях наземных растений. Определение скорости всасывания растениями воды из колбы (эксперимент) | 24.12 | |
| Пища, которую мы едим. | 2 | |
17 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | 14.01 | |
18 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам). Расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм | 21.01 | |
| Дом, в котором мы живем | 3 | |
19 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | 28.01 | |
20 | Вопросы экологии в современных квартирах Проект «Экологическое состояние квартир» | 4.02 | |
21 | Наблюдение фототропизма растений | 11.02 | |
| Здоровье человека - основа жизни | 6 | |
22 | Достаточно ли знаю о курение и алкоголе. (Анкетирование, выпуск бюллетеней) | 18.02 | |
23 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам –нет!» | 25.02 | |
24 | Суд над наркотиками. Выступления учащихся. | 4.03 | |
25 | Неожиданные встречи с ядами | 11.03 | |
26 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 18.03 | |
27 | Компьютер и здоровье. | 1.04 | |
| Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | 7 | |
28 | Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | 8.04 | |
29 | Куда девать мусор? Проект | 15.04 | |
30 | «Свалка» Игра | 22.04 | |
31 | «Жалобы старых вещей» Конкурс презентаций | 29.04 | |
32 | Творчество из отходов. Выставка поделок | 6.05 | |
33 | Репортаж со свалки. Фото отчет | 13.05 | |
34 | Очистим мир от мусора. Экологический десант | 20.05 | |
Рекомендована к утверждению протокол заседания МО воспитателей от __________________ № ____ ___________________________ Подпись руководителя ШМО _______________________ФИО | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ Тараненко Н.Я. подпись дата ____________________ |
3