СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Благородное дело"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Экологический проект по  уборке мусора  "Благородное  дело" был  осуществлён на  озере Ложка  в окрестностях  села Венгерово учащимися  11 класса  Венгеровской  школы  №1  и добровольцами -жителями  села.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Благородное дело"»

МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1















Тема проекта:

«Благородное дело»





Автор: Евсютина Анастасия,

ученица 11 класса

Руководитель:Цаца Елена Геннадьевна,

учитель географии высшей квалификационной

категории











Венгерово, 2018 г.









Содержание

Введение 3

Глава 1.Актуальность и состояние проблемы бытовых 4

отходов в Венгеровском районе ……………………….

Глава 2.Изучение сущности проблемы бытовых

отходов в селе Венгерово………………………………… 6

2.1. Исследование проводимое по проблеме БО

на территории села…………………………………………….

2.2.Последствия загрязнения окружающей среды

бытовыми отходами………………………………………...... 8

2.3.Изучение общественного мнения по мусорной проблеме.

Социологическое исследование……………………………. 9

Глава 3.План действий и реализация проекта по очистке

берега озера от мусора………………………………….

3.1 Озеро Ложка. Организация субботника…………………… 10

3.2.Экологический десант учащихся ВСОШ №1……………… 12

3.3. Репортаж с места событий………………………………….. 14

3.4.Пути решения мусорной проблемы в селе………………… 15

Заключение 16

Список источников и литературы 17













Введение

В наше время насилие над природой и ее разрушение не прекращается, а все сильнее усугубляется и принимает планетарный характер. Наша планета больна, и ее болезнь – это следствие экологической безграмотности и человека. Знание основ экологии помогает почувствовать уязвимость природы и человека в ней и найти ответ, как сделать в своей практической жизни все возможное, для того что бы шире распространилось бережное отношение к природе и человек жил в гармонии с окружающим его миром.

Актуальность темы обусловлена важностью проблемы, так как в настоящее время количество отходов поступающих в окружающую среду превосходит возможности естественной экосистемы.

Цель проекта: обратить внимание общества на одну из важнейших проблем современности - проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и как следствие, создание условий для реальной экологической угрозы человечеству.

На основании данной цели были поставлены задачи:

1.Собрать и изучить материал по проблеме отходов.

2. Дать оценку состоянию проблемы в своём районе, селе.

3.Организовать уборку берега озера Ложкаот мусора на основе совместной деятельности школьников, тем самым способствовать формированию гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Сбор и анализ материала по проблеме.

2.Исследование и обобщение сведений о состоянии проблемы.

3. Работа с материалами периодической печати.

4.Социологический опрос населения.

5.Коммуникативное взаимодействие в информационном поле.

Объектом внимания школьников ВСОШ №1 стало озеро Ложка расположенное в окрестности села Венгерово, где в апреле 2012 года и был организован субботник по уборке берега от мусора.



Глава 1.Актуальность и состояние проблемы бытовых отходов в Венгеровском районе

Проблема удаления, размещения и хранения отходов – одна из серьёзных проблем в Венгеровском районе. Актуальность этой проблемы определяется неуклонным увеличением образования отходов, нерешимость вопросов сортировки, переработки, утилизации, что приводит к серьёзному загрязнению окружающей среды.

Свалки являются постоянным источником загрязнения почвы воздуха продуктами неорганического сгорания, включая особо токсичные вещества диоксиды. Подземные горизонты и водные объекты загрязняются жидкими фильтрами с широким набором токсичных органических веществ и тяжёлых металлов.

В большом количестве случаев свалки являются одним из признаков отнесения территории к зонам чрезвычайной экологической ситуации.

В 2007 году районным комитетом по защите окружающей среды проведена большая работа по инвентаризации мест захоронения и размещения отходов в нашем районе. Были обследованы все населённые пункты, а их в районе 47. Проверено 80 природопользователей, из которых 44 имеют свалки отходов. Из них 22 акционерного общества закрытого типа и 20 административных сельских советов .Всего в районе имеется 145 мест хранения отходов, из которых только три бытовых свалки от населения санкционированные: две в Венгерово (в районе Моисеева болота старого кирпичного завода, одна в Новом Тартасе за асфальтированными заводами). Остальные свалки остаются несанкционированными, стихийными.

При подъезде к любому населённому пункту в районе складывается неприятно общее впечатление, т.к. вокруг него большая территория земли завалена навозом, твёрдыми бытовыми отходами и различным мусором. Где-то отходы буртованы, где-то горят, а где-то с ними не проводятся никаких работ. Вокруг наших сёл обязательно имеется от двух до семи отходов. Особенно за такими сёлами как: Шипицыно, Зыково, Усть-Ламенка, Минино, Селикла, Чаргары, Красноярка, Григорьевка, 1-Петропаловка и ряд других. В Шипицино имеется свалка отходов прямо в центре села, почти рядом с домом культуры. В Усть-Ламенке в центре села оказалась старая животноводческая ферма на территории, которой скопилось столько перепревшего навоза, и кормовых остатков, что потребуется немало времени, чтобы вывезти его на поле.

Из-за отсутствия или недостатка финансовых средств на всех животноводческих ферма бывших колхозов, скопилось множество кормовых отходов и навоза. А так же фермы КРС, как в Заречье, Урезе, Усть-Ламенке, 1-Петропаловке находятся в водоохранных зонах рек. Всего в районе имеется 27 мест хранения отходов, которые находятся в водоохранных зонах рек Оми, Тартас, Кама, Ича, Урез, Окунёва и представляют опасность попадания с них водосточных вод в эти реки при таянии снега весной. Отходы животноводства представляют собой самостоятельную проблему сельскохозяйственной деятельности. Научно доказано, что широко распространён бессистемный и неконтролируемый вывоз свежего навоза приводит к загрязнению вод к загрязнению почв, и в итоге деградацией сельскохозяйственных угодий.

На всех обследованных свалках хранятся отходы в пределах 162 тыс. литров и под ними 155 га земли.

На сегодняшний день в районе одной из наиболее острых является проблема утилизации отходов производства о потребления. Ежегодно производственных отходов образуется до 70 тыс. тонн различных видов и классов токсичности. Учёта количества образующихся отходов их дальнейшего движения, утилизации практически нигде не ведётся. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или порученных от других лиц, а также рамещённых отходов.

Основную долю составляет отходы животноводства в АОЗТ и ПСХК района, до 50 тыс. тонн если раньше активно велись работы по вывозе перегноя на поля, то в настоящее время эти работы свёрнуты, вокруг животноводческих ферм накапливаются горы навоза, и собственники не знают, что с ними делать.

.



















Глава2.Изучение сущности проблемы бытовых отходов в селе Венгерово

2.1.Исследование проблемы бытовых отходов в на территории села

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. К сожалению, к нашему селу это не относится. Мусор на улицах и вокруг села стал неотъемлемой частью нашего бытия. В ходе исследования проводимого на территории села обнаружено следующее:

1.Отсутствие какого-либо сбора бытовых отходов у населения, живущего в домах малоэтажной застройки.

2.Сбор отходов от жителей домов многоэтажной застройки осуществляется методом несменяемых контейнеров.

3.Бытовые отходы не сортируются и выбрасываются все вместе в один контейнер( стекло, пластик, бумага, пищевые отходы).

4.Мусорные контейнеры находятся на недопустимом расстояния до жилых домов (15 м).

5.Были обнаружены горящие контейнеры, переполненные мусором, часть отходов валялась на земле.

6.Обнаружены стихийные (незаконные) свалки БО прямо на территории села.

7.Горы мусора обнаружены на задворках многих магазинов в центре села.

8.Переполнение мусором существующих свалок.

9.Отсутствие нормативно-правовой базы и действенной судебной системы в области соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.







Жители нашего села сваливают отходы, где только заблагорассудится: в лесах, на обочинах дорог, под берегами рек и в других местах. Так были образованы свалки в Луке около нового моста, вдоль московского тракта, под берегами реки Тартас, в Новом Тартасе, в лесу, за улицами им. Гагарина, Данилова и на улице Набережной в Венгерово, в лесу вдоль дороги, на озере Бирюшено, в Старом Тартасе.























Ещё один бич в районе – деревенские свалки. Редко можно наблюдать, чтобы в деревне существовала одна свалка, обычно из несколько расположенных в разных сторон населённого пункта. В районе насчитывается 49 населённых пунктов, свалок – 143, из них санкционированных – 21. Обязанность по содержанию посёлковых свалок лежит на местных администрациях, но их финансовое состояние, в современных условиях, не позволяет осуществлять эту работу должным образом.







2.2.Последствия загрязнения окружающей среды бытовыми отходами

1.Загрязнение окружающей среды в районе (почвы, воды, воздуха) бытовыми отходами, в том числе: улиц, берегов озёр и реки, близлежащих лесов.

2. Проникновение в подземные горизонты вместе с дождевыми осадками токсичных веществ от неузаконенных свалок.

3. Загрязнение воздуха продуктами горения и гниения отходов на свалках.

4.Создаются условия, при которых граждане несут затраты связанные с заболеваниями в результате антисанитарии.

5.Воспитывается отношение людей к отходам не как источнику дополнительной энергии и сырья, а как к чему-то совсем бесполезному и ненужному.

6.Создаётся эстетически непривлекательные,захламлённые мусором территории села.

7.Создаются условия, при которых люди привыкают к антисанитарному образу жизни и не замечают грязи от выброшенных отходов, нарушают правила санитарии, уверены в своей безнаказанности и вольно или невольно воспитывают детей на своём примере.





2.3. Изучение общественного мнения. Социологическое

исследование

Социологический опрос

Каждая проблема социально значима. Приведу данные социологического опроса жителей села Венгерово на мусорную проблему.

1.Считаете ли вы проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами актуальной?

2.Мусорная проблема актуальна для нашегосела?

3.Считаете ли вы, что проблема бытовых отходов касается каждого жителя села?

4.Готовы ли вы принять участие в мероприятиях по уборке мусора на территории села?

5.Готовы ли вы откликнуться на призыв и принять участие в субботнике по очистке от мусора берегов реки и озёр в окрестностях села?

6.Можно ли решить мусорную проблему без участия администрации района?

Вывод: Опрос показал следующее. Большинство граждан – 65%-пришло к выводу, что проблема загрязнения бытовыми отходами очень актуальна для нашего села и касается каждого жителя.

17% опрошенных утверждают, что решить проблему в районе и селе можно только при активном участии администрации района и соответствующих организаций, которые по роду своей деятельности обязаны заниматься этой проблемой.

13% жителей села готовы принять участие в мероприятиях по уборке мусора в окрестностях села.

5% считают, что существует большое количество личных проблем и принимать участие в таких делах нет времени.









Глава 3.План действий и реализация проекта по очистке

берега озера от мусора

3.1. Озеро Ложка. Организация субботника.

Село Венгерово расположено в замечательном месте со множеством рек и озёр. Одно из известных мест района -озеро Ложка. Расположенное в черте села, в окружении берёзовых колков, с твёрдым песчаным дном и прозрачной водой, с удобными для купания детей отмелями, озеро не одно десятилетие было излюбленным местом отдыха венгеровцев. Здесь не только отдыхали и купались, ловили рыбу ,но и проводили массовые праздники и народные гулянья. В своё время Ложка получила почётный статус – «зона отдыха». Но всё это в прошлом. Озеро стало постепенно умирать. Берег стал зарастать тальником, дно заилилось, вода из прозрачной стала зелёной. Теперь уже редко кто отважится искупаться здесь. Три года назад, в 2009 году, впервые прозвучала идея восстановления озера, т.е. наполнение его водой. Через районную газету «Ленинец» группа предпринимателей обратилась к жителям райцентра с предложением помочь провести трудоёмкую и дорогостоящую работу по закачиванию воды в озеро из реки Тартас.



Но это инициатива так и осталась «на бумаге», да в головах неравнодушных людей.И вот в 2012 году дело сдвинулось с мёртвой точки.На одном из заседаний предпринимателейрайона вновь подняли вопрос о спасении озера. Начали подготовительные работы - очистку берегов от зарослей талы.На сегодняшний день практически вся поросль вырублена, срезанные деревья уже вывозят. Совет предпринимателей организовали и начали сбор денежных средств, по предварительным подсчётам затраты составят несколько сотен тысяч рублей. Свою лепту по спасению Ложки может внести каждый, кому не безразлична его судьба. Если нет финансовой возможности, а сделать доброе дело для себя и своих потомков хочется – добро пожаловать на субботник! Ведь за годы забытья пострадало не только озеро, но и прилегающая к нему территория превратилась постепенно в свалку бытовых отходов. Поэтому субботник на Ложке тоже был жизненно необходим.

О дне и времени проведения субботника инициативная группа проинформировала односельчан через районную газету.

Инициаторами идеи поехать на субботник 27 апреля в ВСОШ№1 были учащиеся 10 класса Козырев Геннадий, Аксёнов Антон, Заикин Александр и Евсютина Анастасия. Одобрила и организовала поездку на Ложку заместитель директора по воспитательной работе в школе Серпенёва Светлана Ивановна, координировала работу на субботнике Цаца Елена Геннадьевна.





3.2.Экологический десант учащихся ВСОШ №1

Самостоятельный взгляд автора проекта на решаемую проблему вылился в публикацию статьи в местной газете под названием: «Десант» на Ложку.



Статья вышла в районной газете в июне 2012 года:

«Некогда самое известное место отдыха в селе стало совсем для оного непригодным. Все жители нашего села, да и района, знают это место. На Ложке отдыхали многие поколения: наши родители, бабушки и дедушки. В их памяти остались самые добрые воспоминания об этом волшебном, чарующем, уютном местечке. Здесь проходили различные праздники, соревнования, сюда приезжали купаться и отдыхать целыми семьями. Но, как же это было давно! Озеро постепенно зарастало, захламлялось, теряло былое очарование. Пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, коробки и прочий мусор – все это в изобилии валялось по его берегам.

Но, все же нашлись люди, которым не безразлична сложившаяся ситуация, которые захотели навести порядок и вернуть к жизни любимое место. В селе был создан совет предпринимателей, который и явился инициатором субботника прошедшего 27 апреля 2012г на озере Ложка.

Единственная школа, которая приняла участие в этом «десанте чистоты» - наша ВСОШ №1. Инициатором поездки были ученики 10 «А» класса, а в частности: Аксенов Антон, Заикин Александр, Козырев Геннадий и Евсютина Анастасия. Мы были теми, кто сразу, сказал: «Мы точно поедем на этот субботник! Нам это очень нужно!» И поехали. Нашу инициативу поддержала, одобрила и организовала поездку заместитель директора по воспитательной работе школы. Утром на школьном автобусе мы приехали на озеро Ложка, сопровождала и координировала нашу работу Цаца Елена Геннадьевна, которая тоже принимала непосредственное участие в уборке.

Нам поручили убрать площадь вокруг озера, территорию пляжа (от воды до леса). Как же много было мусора... банок, склянок, битого стекла, много мертвой, погибшей рыбы по берегам, и даже погибший лисенок. Постепенно метр за метром пляж становился чище и чище, десятки килограммов нашей беспечности, равнодушия и разгильдяйства были собраны в большие мешки, погружены в тракторную телегу и увезены на место, где и полагается находиться мусору – на свалке.

Мы словно сталкеры метр за метром проходили безжизненную территорию, наводя порядок и надеясь, что здесь на пляже вновь будут плескаться и визжать от удовольствия детишки, а рыбаки уединившись под пологом берёзовых листьев будут ждать отменного улова.

Мы призываем всех жителей нашего села, нашего района, нашей планеты – ХВАТИТ МУСОРИТЬ! Давайте уважительно относиться друг к другу и нашему дому!»





3.3. Репортаж с места событий

Учащиеся ВСОШ №1 Кузина Ксения и Евсютина Анастасия взяли интервью у участников субботника, провели фото и видеорепортаж с места событий.

Вопрос организатору субботника Васильченко Валентине Ивановне:

- Как вы считаете, можно ли озеро вернуть к жизни и снова сделать местом отдыха односельчан? Что вы намерены предпринять в ближайшее время?

Ответ: Это зависит только от нас. Но на сегодняшний день основная проблема в том, что нет воды, а пополнить озеро водой требует больших финансовых затрат. Первоочередной задачей на сегодняшний день является очистка берега озера от вырубленных веток и от мусора.

Вопрос добровольным активистам субботника Страдовой Галине Владимировне и Медведевой Наталье Павловне:

- Скажите, почему вы пришли на субботник и как вы о нём узнали? Что значит для вас это озеро?

Ответ: Узнали о субботнике из газеты. Мылюди того поколения, мы патриоты, ситуация с озером нас волнует. Здесь отдыхают наши дети и внуки.Здесь прошло наше детство.

Вопросученице 10 класса Невтис Алёне:

-Как нужно вести себя на природе?

Ответ: Нужно поддерживать порядок, убирать за собой. Никто большего от нас не требует. Только тогда мы получим от отдыха на природе настоящее удовольствие.

Вопроспенсионерке(бывшей вожатой школы) Ботвинко Елене Соломоновне:

-Как вы можете оценить экологическую ситуацию в нашем селе? Как её можно изменить?

Ответ: Ситуация очень тревожная, вызывает особую тревогу проблема с бытовым мусором. В окрестностях села берега рек и озёр захламлены мусором, находятся в запущенном, ужасном состоянии. Каждый из нас должен думать, что он делает. Почему у себя в доме убираем, а здесь мусорим. Можно организовать патрулирование территории, а за нанесение вреда окружающей среде надо наказывать.





3.4. Пути решения мусорной проблемы

Участники акции (учащиеся 10 класса) предложили следующие пути решения мусорной проблемы в своём селе:

Что можно сделать?

1.Следует разместить в центре села и других общественных местах плакаты с лозунгом «С природой надо сотрудничать, так как человек часть природы!»

2.Организовать Доску Почёта «Дом образцового порядка» и коллаж «Окно позора».

3.Необходимо установить урны для сбора мусора в общественных местах .

4.Определить и оборудовать места для мусорных свалок.

5.В районной газете ввести постоянную рубрику, в которой освещать вопросы экологии села и вести просветительскую работу среди населения.

Всё это в наших силах. Пусть в ближайшее время этого никто не сделает, так сделаем мы!



























Заключение

Итоги проекта.

1.Организован и проведён субботник на озере Ложка по очистке берега от мусора. 2.Собраны и отправлены на свалку тонны мусора.

3.Главным итогом моей работы над проектом является то, что я и мои одноклассники -учащиеся школы №1 смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше желание убрать накопившийся на берегу озера мусор и помочь вернуть озеро к жизни воплотились в реальное доброе, благородное дело. Мы довольны итогом работы. Самое главное- мы сами достигли того, что запланировали.

Ожидаемые результаты.

Кому адресован данный проект? Прежде всего молодому поколению, людям с активной жизненной позицией, которым небезразлично будущее нашей планеты.

Участие в нашем проекте должно способствовать формированию у молодёжи гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины, развивать интерес в деле сохранения и приумножения природных богатств.

А адресатом проекта является общество, которое, заботясь о своём завтрашнем дне, должно обратить внимание на мусорную проблему ,всю вышесказанную информацию принять к сведению и попытаться исправить сложившуюся ситуацию.

Значимость проекта.

В результате работы над проектом:

1.Изучено общественное мнение по существующей проблеме, проведён анализ данных социологического опроса.

2.Результаты исследования оформлены в проект.

3.Создана компьютерная презентация проекта для выступления на научно-практической конференции школьников.

4.Автор проекта обратился к общественности через местную газету с призывом включиться в практическую деятельность по восстановлению и оздоровлению среды обитания в местном сообществе.

5.Создан видеоролик.



Список источников и литературы

  1. Горшков С.П. Эколого-экономические основы охраны природы / С.П. Горшков.- Москва, 2009 год – 314с.

  2. Дрейер А.А., Сачков А.А. – Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка/ А.А. Дрейер, А.А. Сачков – М., 2003 г. – 423с.

  3. Боголюбова С.А. Экологическое право: учебник/ С.А. Боголюбова – М., Проспект – 2008 г., 412с.

  4. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Экология России / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумов - Москва, 2006 год – 324с.

  5. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году / Г. Хетлинг - М, «Мысль», 2000 год

  6. Обзор состояния окружающей природной среды в Новосибирской области в 2010 году. Новосибирск, 2010 год.

  7. Газета «Ленинец», апрель 2010 года

  8. «Венгеровская газета»,июнь 2012 года












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!