ГБОУ школа-интернат №113 г.о. Самара
Экологический проект
"Деревья осенью"
1 В класс
Учитель: Тищенко С.В.
Вид проекта: Краткосрочный, познавательно - исследовательско - творческий, групповой.
Сроки реализации: с 12.10.2022 г. по 23.10.2022 г.
Участники проекта – ученики 1 В класса, 6 Б; учитель.
Почему мы выбрали именно этот проект? Во-первых мы очень люблю осень. Это прекрасная пора. Когда вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Самое главное условие при выборе темы – это интерес детей, что обеспечивает мотивацию к учению. Дети очень любят осень, красоту осени. Природа - вечный источник детского разума. Во-вторых, проект познавательно – исследовательско -творческий, т.е. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности. Данный проект позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными направлениями развития.
Актуальность проекта
В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к природе, исследовательские навыки. Предоставляем малышам возможность самостоятельного приобретения знаний. Приобщаем к совместной деятельности родителей.
На основе изученных проблем детей поставила цель проекта.
Цель проекта:
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Задачи:
Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Предполагаемые результаты:
Осознанно правильное отношение детей к деревьям.
Дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для обозначения условий для роста растений.
Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Этапы проведения проекта:
1 этап – подготовительный:
Мониторинг знаний детей по теме проекта
Подготовка развивающей среды
Составление плана проекта
2 этап – основной - практический
3 этап – заключительный
Выставка семейных поделок «Мое дерево»
Создание гербария деревьев
Пополнение новым материалом развивающую среду
Формы и методы реализации проекта:
рисование на природе ( на песке, на асфальте, рисование с натуры);
наблюдения, целевые прогулки;
рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
1. Этапы проведения проекта «Деревья осенью»
Этапы проекта | Участники |
I. Подготовительный этап |
Мониторинг знаний детей, с занесением полученной информации в таблицу. Мониторинг по теме: «Какие деревья ты знаешь?» | учитель |
Изучение методической литературы | учитель |
Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы | учитель |
Консультации в родительский уголок: | учитель |
II. Основной - практический этап |
Образовательная область «Познавательное развитие» Цикл наблюдений : За погодой; За деревьями на участке школьного сада ; За солнцем; За сезонными изменениями; Какие листья на деревьях; За листопадом; Рассмотрим кору: Сравни хвойные и лиственные деревья; Чем деревья отличаются от кустов Целевые прогулки: | Учитель и дети |
Образовательная область «Речевое развитие» Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года; Составление описательных рассказов «Опиши дерево», «Опиши листок»; Словесные игры: «Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Будь внимательным». Разучивание пальчиковой гимнастики; Заучивание стихотворений; Чтение стихов, загадок, поговорок, рассказов и их обсуждение на протяжении проекта: М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», О. Зыкова «Береза», «Осина», И. Суриков «Рябина», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», «Ива» А. Фет, «Осень» Г. Скребицкий, Стихи И. Токмаковой «Ели», «Сосны», «Ива», «Рябина», «Пихты», «Береза», «Осинка»; К. Ушинский, «Спор деревьев», Л. Н. Толстой, «Дуб и орешник», Соколов-Микитов, «Осень», Н. Сладков, «Осень на пороге», И. Бродская «Упавшие листья», А. Лопатина «Мудрость дерева», “По лесным тропинкам”, Е. Трутнева, “Осень” А. Пушкина, “Четыре желания” К. Ушинского. | Учитель и дети |
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Беседы: «Что ты знаешь о деревьях»; «Деревья нашего участка»; «Жизнь деревьев осенью»; «Почему листья опадают?»; «Как деревья готовятся к зиме?»; «Что нужно для роста деревьев?»; «Почему нельзя ломать ветки?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» Дидактические игры: Просмотр мультфильмов: «Почему с деревьев опадают листья», «Осень наступила» Составление загадок с использованием символов « Отгадай дерево» Трудовая деятельность: шишек, семян, листочков для гербария); Создание в уголке природы макета для наблюдений «Сезонное дерево» | Учитель и дети |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин “Осень”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Бродский “Опавшие листья”, В. Поленов “Золотая осень” «Осенние картины» (из осенних листьев и плодов); объемная аппликация, аппликация с использованием бросового материала (пазлы) «Золотая осень» (пейзаж) «В саду созрели яблоки» «Нарядные деревья» (техника рисования сухими листьями) «Осень, осень, в гости просим» (барельеф, дерево) Рисование «Чем нам осень нравится» Обводка трафаретов осенних листьев и раскрашивание их. Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень» | Учитель и родители, дети |
Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие. «Раз, два, три к дереву беги», «Ветер и желтые листочки», «Осенний букет» «Клён», «Станем мы деревьями, сильными, большими…» | Учитель и дети |
Работа с родителями: «Мое осеннее дерево»» «Игры с детьми на прогулке». «Учите детей видеть красоту природы» | Учитель и родители |
III. Заключительный этап |
Итоговое занятие «Деревья осенью» | Учитель и дети |
Составление гербария | Учитель и дети |
Выставка поделок «Мое осеннее дерево» | Учитель, родители, дети |
На занятии по лепке
«Клены и дубы»
На занятии по рисованию
«Дуб и береза»