1 раздел. Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта.
Краткое содержание статьи, включенной в сборник материалов Всероссийской НПК г.Ульяновска в апреле 2015 года.
«Организация сбора как средство экологического воспитания»
В настоящее время необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения и воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики».
Наша школа ищет свои пути в экологическом образовании школьников в сельской местности. Вся работа школы направлена на воспитание и обучение будущих хозяев своей земли, ответственно относящихся к природе, к окружающей среде, пропагандирующих идеи соблюдения нравственных и правовых принципов природопользования, ведущих активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни: Лесная школа, Неделя экологии, День птиц, и.т.д.
Одним из средств экологического образования во внеурочное время, доказавшей свою эффективность на практике в нашей школе, является экологический сбор. Представляя собой синтез всех средств воспитательной работы и методов воспитательного воздействия, сбор имеет своеобразную технологию, раскрытие которой и является целью нашей работы.
В 2009 году на базе Антоновской средней школы был открыт районный ресурсный центр по экологическому образованию младших школьников. В связи с этим встал вопрос, как проводить методическую работу по экологическому образованию для педагогов начальных классов. Было решено проводить семинары – практикумы в форме сборе. Так как сбор предполагает кратковременное пребывание людей в целях обучения в каком – то месте.
Экологические сборы в нашей школе ежегодно проводятся с 2009-2010 учебного года. На эти сборы приглашаются команды школ Нюрбинского округа: Нюрбинской средней школы №1, Нюрбинской начальной школы №3, Убоянской средней школы, Кюндядинской СОШ, Нюрбачанской СОШ, Сюлинской, Джикимдинской, Жарханской СОШ, Чаппандинской СОШ, Аранастахской школы-сада. Обязательное условие команд – участие мальчиков – третьеклассников и их классных руководителей.
Воспитательный потенциал экологического сбора:
- отрезок жизни каждого участника сбора;
- форма интенсификации коллективной деятельности;
- идеальная модель организации жизнедеятельности в экстремальных условиях и отношений в нем;
- раскрытие потенциальных возможностей участников сбора;
- средство достижения в короткий промежуток времени результатов в развитии личности.
Проведение экологических сборов дало возможность на деле реализовать комплексный подход к формированию экологической культуры младших школьников во внеурочное время. Апробированы различные формы и виды экологической работы, выявлены наиболее эффективные и подходящие для учащихся начальных классов. Определили возможности внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Сборы показали себя идеальной моделью организации жизнедеятельности в экстремальных условиях, когда незнакомые между собой мальчики, движимые одной целью раскрывали свои потенциальные возможности. Сбор стал средством достижения в короткий промежуток времени результатов в развитии личности. Учащиеся становились лидерами среди равных, чувствовали свою успешность в деятельности.
Проведение экологических сборов повысило педагогическое мастерство учителей, дало возможность на практике увидеть действенность различных методов , приемов работы по экологическому образованию. Учителя разработали содержания экологических уроков, различных игр, проектов. Проводили мастер-классы, открытые уроки, обменивались своим опытом работы по экологическому обучению и воспитанию младших школьников.