СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический след

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час был проведен в рамках проекта "Энергия будущего"

Просмотр содержимого документа
«Экологический след»

Классный час на тему «Мой экологический след».



Цель: формирование экологической культуры, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «экологический след»,

  • научить обучающихся методике расчета экологического следа,

  • продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,

  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,

  • формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),

  • формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,

  • воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,

  • воспитывать чувство ответственности за судьбу и будущее родного города,

  • привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования.



Оборудование: Ноутбук (компьютер), выход в Интернет. На каждого учащегося: карандаши (ручки, фломастеры), анкета по расчету экологического следа, калькуляторы. Этикетки на парты (столы, если не онлайн): группа № 1; группа № 2, группа № 3, группа № 4; группа № 5.



Ход занятия:

Первый этап

«А знаете ли вы что…?»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.

Актуализация.

Газета The Guardian опубликовала выдержки из отчета WWF (World Wild Foundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).

Слайд 2

Давайте определим проблему нашего урока.

Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим проблему нашего урока. Ребята предлагают тему, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Мой экологический след».

Определение цели урока.

Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Ребята предлагают свои варианты, учитель выслушивает, корректирует.

Итак, цель нашего урока: знакомство с понятием «экологический след» и поиск путей его уменьшения, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.











Что такое экологический след?

Слайд 3

Знакомо ли вам понятие "экологический след"? Может кто-то догадывается о чём (ребята отвечают)

Термин "экологический след" предложен Уильямом Ризом в 1992 году. Это условное понятие, с помощью которого можно определить, сколько ресурсов биосферы потребляет страна, город или каждый отдельно взятый человек. Если говорить по-научному, это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов и переработки отходов. Измеряется "экологический след" не метрами, не килограммами, а целыми гектарами.

Слайд 4

По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции (восстановлению). Для сравнения: средний житель США использует примерно 12 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы не меньше пяти условных планет Земля.

Слайд 5



Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).

Слайд 6

А средний житель Бангладеша - всего 0,7 га.

Всё дело в том, что люди расходуют за девять месяцев столько, сколько Земля сможет вырабатывать только за 12 месяцев. Следует отметить, что с 2001 года своеобразный «перерасход» ресурсов отнимал по три дня от года в целом, и вот мы пришли к сегодняшней шокирующей цифре. Печальный прогноз, в частности, касается воды, лесов и рыбы.

Второй этап.

«От слов к делу»

Наши активисты рискнули и сделали свой мини-проект. Было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов нашей школы, затем методом не хитрых вычислений они получили данные "экологического следа" по каждому классу, полученные данные внесены в таблицу. Взгляните на результаты. Как видите учащиеся старших классов оставляют больший экологический след, чем 7-8-миклассники.

Слайд 7

Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора по ссылке или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас пройдет по ссылке рассчитает свой экологический след. Методика расчета основана на оценке потребления товаров, услуг и энергии.

https://onlinetestpad.com/ru/testview/280347-ekologicheskij-sled

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. (Учитель помогает тем, кто запутался в расчетах).





Сравнение полученного результата с другими.

Итак, давайте посмотрим какой же экологический след оставляем мы с вами. Сейчас озвучьте данные, которые у вас получились.

Какие хорошие итоги. Результаты расчета экологического следа учащихся таковы, что такое количество природа может обеспечить для нас! Очень хорошо! Если бы все жили также как и мы, нам потребовалось бы 0,7 га планеты Земля.



Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».

Не покупайте лишнего

Многомиллиардное население планеты растет, оно покупает все больше продуктов питания и товаров, производство которых загрязняет атмосферу и Мировой океан. Выбросы парниковых газов, в свою очередь, приводят к изменению климата. Чтобы снизить нагрузку на планету, нужно сокращать объемы производства.

Сделать это можно, покупая меньше вещей, особенно недолговечной техники, лишней одежды, сувениров, косметики и бытовой химии, привезенных издалека экзотических продуктов. Скидки, распродажи, модные тренды призваны заставить нас покупать больше. Важно оценивать, насколько нужна вещь. Ищите удовольствия на замену шопингу.

Экономьте ресурсы

До 45% электроэнергии в России тратится впустую. Экономя воду, топливо и электричество мы снижаем свой «экологический след».

Начать можно с внедрения простых привычек: выключать воду во время чистки зубов и не оставлять компьютер в режиме сна надолго, а выключать его. Прогулка до метро вместо поездки на автобусе уменьшит выбросы парниковых газов.





Сокращайте использование одноразового

Используя многоразовые вещи, мы снижаем не только объем отходов и пластиковое загрязнение, но и потребность в производстве одноразовых. Заменять одноразовое можно там, где есть альтернатива. Например, вместо пищевой пленки для хранения продуктов удобно использовать многоразовые восковые салфетки. Пользуйтесь личной многоразовой бутылкой для воды вместо пластиковых стаканчиков. Выбирайте долговечную одежду и качественную технику. Пусть вещи служат долго.

Сортируйте отходы

На этапе покупки важно задумываться об утилизации вещи. Выбирайте биоразлагаемую бытовую химию и натуральную косметику вместо обычной, аккумуляторы, а не батарейки. Использованные батарейки, краски, ртутные лампы и сломанную технику сдавайте на переработку в специальные пункты приема. Переработка отходов снижает экологический след, потому что производство товаров из вторичного сырья позволяет сократить добычу природных ресурсов. Обращайте внимание на маркировку продукции. Откажитесь от покупки того, что трудно или невозможно переработать, например, от пластиковых изделий с маркировками PVC(3), O(7). Сортируйте отходы и сдавайте в переработку пластик, металл, стекло и бумагу.

Куда можно сдать раздельно собранные отходы, подскажет онлайн-карта recyclemap.ru.



Продлевайте вещам жизнь

Ненужное одному может пригодиться другому. Дарите вещи знакомым или отдавайте нуждающимся, продавайте в интернете. Старые вещи в умелых руках могут стать материалом для новых. Кстати, одежда из секонд-хенда экологичнее новой вещи, даже сшитой из органического хлопка.



Сейчас работаем по группам. Подумайте и предложите, что мы могли бы сделать, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след (ребята по группам 3-4 минуты заполняют стикерами на Google доске каждый свой способ , а затем демонстрируют полученные результаты.







Заключительный этап.

Давайте вернемся к нашему вопросу. Согласны ли вы, что 2030 году мы исчерпаем ресурсы планеты? (учащиеся отвечают на вопрос неоднозначно, есть скептики, есть оптимисты). Как вы думаете, выполнили ли мы поставленную цель урока (ответы учеников – Да, цель достигнута). Молодцы.

Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/ezsQ/7r7zD4bYH