2. Беседа - Наш урок не случайный. 2017 год объявлен годом экологии в России. Цель данного мероприятия - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Наш урок - маленькая часть этого масштабного мероприятия, но очень важная для каждого из нас. Ведь судьба целой планеты зависит от каждого человека. -Скажите, где мы ищем ответы на те вопросы, которые у нас возникают? -Сегодня нашим помощником будет Экоброшюра-сборник необходимой и новой для нас информации. В течении урока мы будем обращаться к ней за помощью. Однако следует помнить, что нужно будет выбирать только важную и необходимую информацию. - Что такое природа? Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? Что относится к неживой природе? - А, вы, любите природу? За что? - Что природа даёт человеку? - Почему часто приходится слышать такую фразу « Природа в опасности » ? Что происходит? (по слайдам) - Кто виноват в уничтожении природы? Да, ребята, вы действительно правы. В этом виноват человек. Получая от природы её богатства, создавая себе блага, человек безответственно относится ко всему, что его окружает. Но ведь бывает и так, что в разрушениях и катастрофах человек сам становится жертвой природы. С чем это связано? Обратитесь к брошюре, если не знаете. -Что такое чрезвычайная ситуация? Какие вы знаете чрезвычайные ситуации? -Какие вы знаете чрезвычайные ситуации природного характера? -Для кого они опасны? Виноват ли человек в их появлении? Предлагаю вам узнать про 7 самых больших естественных катастроф последних лет, чтобы знать, что может нас ожидать в будущем. Природа наступает на людей, как раньше люди наступали на природу. 1. Гора Кальбуко в Чили является достаточно активным вулканом. Но 22 апреля 2015 года все изменилось в худшую сторону. Кальбуко в буквальном смысле взорвался, начав выброс вулканического пепла на высоту в несколько километров. 2. 12 января 2010 года Гаити постигла невиданная ранее по масштабам катастрофа. Произошло несколько подземных толчков, основной из которых имел магнитуду 7. В результате практически вся страна оказалась в руинах. Разрушен был даже президентский дворец – одно из самых величественных и капитальных зданий в Гаити. 3. 26 декабря 2004 года огромная волна накрыла побережье десятков государств в Индийском океане. Землетрясение вызвало гигантскую волну высотой до 15 метров, которая разошлась во все стороны океана и смысла с лица Земли сотни населенных пунктов, а также всемирно популярные морские курорты. 4. Извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 г. Во время данного извержения не погиб ни один человек. Зато это природное бедствие серьезно нарушило деловую жизнь во всем мире, в первую очередь, в Европе. Ведь огромное количество вулканического пепла, выброшенного в небо из жерла Эйяфьядлайёкюдля, полностью парализовало авиасообщение . 5. Землетрясение в китайской провинции Сычуань, произошедшей там 12 мая 2008 года. 6. Ураган Катрина, обрушившийся в конце августа 2005 года на Юго-восточное побережье США в Мексиканском заливе. Во время урагана погибли 1836 человек, а более миллиона оказались без крова. Ущерб от этого стихийного бедствия оценивается в 125 миллиардов долларов. 7. Землетрясение в Японии 2011 года. В разных частях Японии после землетрясения и цунами начались пожары, была разрушена инфраструктура, в том числе, и промышленная. Всего в результате этой катастрофы погибло почти 16 тысяч человек. | Учебник, энциклопедия, Интернет Природа - это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая К живой природе относится всё, что рождается, дышит, питается, растёр, размножается и умирает. Питание, сырьё для изготовления одежды, стройматериалы, лечение, отдых, радует нас. Вырубка лесов, загрязнений водоёмов и атмосферы, охота, мусор. Человек Это ситуации, обстоятельства, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ураган, смерч, торнадо, цунами землетрясение, селевые потоки, оползни, лавины, наводнения. Для природы, для человека. Нет. |
3. Постановка проблемы Моя планета – человеческий дом. Ну как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава – океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! Стали люди сильными, как – боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Чёрные сотрёшь ли, Человек? | Чтение стихотворения подготовленным ребёнком |
1. Беседа. -Что даёт природа человеку? И за эти бесценные дары мы должны дарить природе свою любовь и защиту. Красота и богатство родной земли в руках человека. В середине двадцатого века ученые всерьез обеспокоились проблемами охраны природы. Необходимость огородить природу от полной гибели осознали и лидеры всех стран. Для этого были придуманы международные правила, которым все должны строго соответствовать. Были выдвинуты определенные ограничения владельцам заводов на выброс вредных веществ в мировой океан и атмосферу. Также редкие и вымирающие виды животных перешли под особую охрану государств. Люди осознали, что охраняя природу, мы охраняем собственный дом. -Какое решение было принято, для охраны природы, для того, чтобы оградить природу от вмешательства человека? Обратитесь к брошюре. Мы живём в Крыму. Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма тоже в опасности. Экологи Крыма на протяжении многих десятилетий стараются сохранить её уникальность и разнообразие. -Есть ли заповедники в Крыму? Если не знаете ответ, обратитесь к брошюре. | Всё необходимое для его жизни: пищу, жильё, одежду; из недр земли человек добывает полезные ископаемые Для охраны природы государством созданы специальные охраняемые зоны. В этих зонах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность для сохранения природы в начальном виде. Такие территории называются заповедниками. Да, есть. Экологи Крыма на протяжении многих десятилетий стараются сохранить её уникальность и разнообразие. Для этого были созданы заповедники. |
2. Работа с картой. Знакомство с заповедниками. Групповая работа: чтение текста, анализ, выбор главного, презентация. - Сейчас вы поработает в группах с Экроброшюрой и найдёте там информацию об одном из крымских заповедников. Выберите самое главное и подготовьтесь рассказать нам о своём заповеднике. Группа 1 Крымский заповедник является самым крупным на Крымском полуострове. Он находится среди самых высоких горных вершин, включая такие вершины как Чатыр-Даг, Демир-Капу, Кемаль-Эгерек и самая высокая точка Крыма – гора Роман-Кош. Дубовые, буковые и сосновые леса занимаю основную площадь заповедника. Царь заповедника – это благородный крымский олень. Здесь такие редкие птицы, как сип белоголовый и гриф черный. Он открыт для экскурсионно- познавательного туризма. Группа 2 Ялтинский заповедник расположился на южном склоне Крымских гор и протянулся от Фороса до Гурзуфа более чем на 40 км. Хвойные, дубовые и буковые леса занимают значительные площади, но особое внимание здесь уделяется именно сосне крымской. В заповеднике также можно встретить можжевельник и фисташковое дерево. Наиболее распространены олень благородный, косуля, муфлон, крымская лисица, крымская ласка, заяц-русак. Заповедник открыт для посещения круглогодично, за исключением очень жарких летних месяцев, когда возрастает пожароопасность. Здесь разработаны специальные маршруты для туристов, которые проходят через интересные природные объекты: зубцы Ай-Петри, водопад Учан-Су, скалы Алимушка, Шишко, Ставри-Кая. Группа 3 Заповедник Мыс Мартьян находится на юге Крыма, восточней Никитского ботанического сада. Это самый маленький заповедник Крыма. Он расположен на одноименном мысе. Основная задача - сохранить такие растения как можжевельник высокий и земляничник мелкоплодный представляют особую ценность. Прилегающая акватория Черного моря также находится под охраной. Это единственное место, где запрещено судоходство и все виды подводной охоты и рыбалки, благодаря чему заметно увеличилась численность подводных обитателей. Сюда часто заходят черноморские дельфины – белобочка, афалина, азовка. В заповеднике проходит экологическая тропа, по которой проводят экскурсии. В летний сезон можно искупаться на пляже заповедника. Группа 4 Карадагский заповедник знаком многим любителям путешествий как красивейший уголок Крыма. Самая главная достопримечательность – это единственный в Европе потухший вулкан Карадаг, который сохранил не только следы выветривания, но и следы самого процесса извержения, происходившего около 150 млн лет назад. Здесь обитают дикий кабан, лиса, косуля, белка, еж, заяц-русак, куница каменная. У берегов заповедника можно встретить черноморских дельфинов азовку, афалину, и дельфина-белобочку. Побережье облюбовали бакланы хохлатые, образующие здесь многочисленные колонии. Скала-остров Золотые ворота является визитной карточкой заповедника. Посещение заповедника организовано по специальным экологическим тропам в сопровождении научных сотрудников. | Отмечают на карте заповедники Крыма. |
1. Изготовление плакатов Напомню вам, что сегодня мы изучаем экологию. Значит кто мы? А экологи - это лучшие друзья планеты. - А кто, ребята, из вас хочет быть настоящим другом природы? - Кто, ребята, из вас уже помогал природе? - А как? Предлагаю вам объединить свои усилия и разработать настоящие экологические проекты. В нашей брошюре есть для нас задание. Прочитайте его. I, II - группа - придумает «Правила вежливости» III, IV - группа - придумает «Запретные знаки» | Экологи Работают с раздаточным материалом, готовят плакаты. Защищают свои проекты. |