Подходы экологического образования
Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. Поэтому первостепенной образовательной целью школы должно быть формирование у подрастающего поколения экологической культуры. Современная концепция экологического образования разработана на основе нормативных требований ФГОС с учетом ценности концепции устойчивого развития. Цель экологического образования – это получение воспитательного и практико-деятельностного результата, то есть готовности выпускников школы к экологически ответственным действиям и поведению. Концепция экологического образования ориентирована на овладение обучающимися способами овладения социального опыта экологической культуры, формирования личностного опыта культуротворчества в интересах сбалансированного развития общества и природы.
Цель экологического образования формируется из соответствия рзультатов, которые предъявляет ФГОС, то есть предметном, метапредметном и личностном уровне, соответствия со стратегической направленностью школьного экологического образования как этапа непрерывного образования личности. Экологическое образование – это органическая и приоритетная часть системы образования, формирующее новое отношение не только к природе, но и к обществу и лично к человеку, и к самому себе. Формирование ценностного отношения к жизни на планете во всех ее проявлениях как основной нравственной категории экологической этики очень важно на современном этапе.
Из всего многообразия подходов экологического образования можно выделить два. Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях. Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования духовных интересов над материальными. "Человек должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу" - основная задача этого направления.
Я, учитель сельской школы, имею широкие возможности ведения природоохранительной работы с учащимися. Работа по экологическому образованию и формированию экологической культуры провожу по следующим направлениям:1. Экологический всеобуч ( культурно-просветительская деятельность) Учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде.
2. Внеклассная работа (развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического поведения). Такая форма требует желания, самостоятельности, инициативы.
Формами внеклассной работы по экологии являются:
«Экологическая тропа на пришкольном участке» ;
Экологическая организация «Росинка»;
экологические конференции; научно-практические конференции;
сбор краеведческого материала в школьный краеведческий музей;
дни здоровья;
экскурсии в природу;
Я являюсь руководителем экологической организации «Росинка».Мною разработан маршрут экологической тропы. Цель работы объединения: развитие у школьников экологического мышления, экологического сознания и приобретение ими практических навыков рационального использования территории нашего села. Работаю по сертифицированной программе " Мы юные эколята". В рамках работы в объединении ученики принимают участие в экологических субботниках, акциях по благоустройству территории, в проектах и конкурсах различного уровня; в экологических и природоохранных праздниках. Приобретение учащимися практического опыта участия в интересной и значимой для них деятельности экологической направленности совместно со сверстниками и взрослыми создает условия успешной социализации личности
3. Экология и практика (применение экологических знаний и умений на практике и в конкретных делах). Формируемые взгляды и убеждения должны пройти практику:
опытническая работа учащихся на школьном участке;
посадка цветов на клумбах и озеленение рекриаций;
операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
экологические десанты и акции «Чистые берега», «Чистая улица», «Школьный двор» и другие;
олимпиады;
«Шум и здоровье», «Пищевые добавки: за и против», «Сорные растения и экология села», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека» и другие;
4. Экология и творчество (творческая работа учащихся)
разработка экологических проектов: «Шум и здоровье», «Пищевые добавки: за и против», «Сорные растения и экология села», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека», «Школа – наш экодом», , «Озеленение территории школы», «Экология и здоровье», «Наше здоровье – в наших руках», «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор».
разработка информационных проектов. Проекты используются для оформления стендов, проведения уроков экологии, праздников. Например, «Охраняемые растения окрестностей нашего села», «Охраняемые животные окрестностей села»;
конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия», «Экологические проблемы с. Хватовка», « Внимание! Первоцветы» и другие.
тематические классные часы: «Бытовой мусор – и лес!», «Стихийный туризм на Волге и его последствия», «Экологический след на Земле», «День воды», «Защитим Землю от пожаров», «Птицы – наши друзья», «Домашняя экология»;
Традиционными стали экскурсии, дни здоровья, праздники осени с выставкой поделок из природного материала, экологические творческие мастерские «Вторую жизнь бытовым отходам», «Реклама в защиту природы», выпуск экологических знаков, листовок, обращений к жителям села с использование ИКТ на темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка», «Пожары и человек» и другие.
«Модели экологического образования»
№ | Название модели | Определение модели |
1. | Однопредметная модель | Однопредметная модель экологического образования. Предполагается изучение экологии как самостоятельного предмета. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые имеют самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой ступени общеобразовательной школы. Подразумевается, что для каждого из трех уровней дифференцированного обучения такие предметы (курсы) будут иметь свою модификацию. Интеграция на основе экологического содержания общеобразовательных знаний, ценностных ориентаций и умений предполагает разработку в педагогике и частных методиках сплава особого научного и художественного языка, который воздействовал бы не только на интеллект, но и на чувственно-эмоциональную сферу, побуждая ученика к действию. Важно, чтобы такой язык целостно выражал в форме проблем, идей, гипотез, понятий, образов и символов сущность современной кризисной ситуации, обозначал возможные пути ее разрешения на разных уровнях, включая личное участие каждого ученика. Наибольшая трудность осуществления этой модели в массовой школе в ближайшее время видится в неподготовленности педагогических кадров к ведению предметов, интегрированных на основе экологического содержания. |
2. | Много предметная модель | Многопредметная модель экологического образования предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Даже предлагается реализация подобного подхода в виде "вкладышей" по проблемам окружающей среды в учебники, и эти же авторы считают, что экологическое образование должно сформировать систему научных и практических знаний и умений у школьников. Главная ее идея состоит в том, чтобы, используя имеющийся в школе набор учебных предметов, усовершенствовать их содержание и на основе принципа дополнительности раскрыть учащимся различные аспекты социальной экологии (естественнонаучные, экономические, нравственные, технические, эстетические). Реализация этой модели предполагает включение во все структурные элементы учебного предмета всех аспектов экологического содержания, которые органически соответствуют главным целям данного предмета. Эта модель позволяет более детально (хотя и менее целостно) формировать знания школьников об окружающей среде, проблемах ее охраны и путях решения. Существуют реальные трудности с органическим включением экологического содержания в традиционно сложившиеся структуры учебных предметов; потребуется, очевидно, их существенное изменение. Учитывая современную экологическую ситуацию, можно предположить, что в обозримом будущем изучение экологических проблем и путей их решения станет одним из стержнеобразующих элементов при разработке структуры большинства учебных предметов. |
3. | Смешанная модель | Смешанная модель. Содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах. Она объединяет в себе достоинства основных положений двух предыдущих моделей. Одновременно эта модель предполагает и самостоятельный вариант решения проблемы обобщения в экологическом образовании. Разработка и внедрение новых интегрированных курсов - это длительный и сложный процесс. Однако, поскольку узлы интеграции составляют сущностный смысл содержания и результата экологического образования, то уже сегодня можно предположить следующий вполне реальный путь организации экологического обучения в школах с разными типами учебных планов. Знания и умения по отдельным аспектам экологии формируются при изучении действующих в школе основных учебных предметов. А интеграция и обобщение этих знаний, применение умений, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляется в процессе обучения по проектам специальных междисциплинарных блоков-модулей. Целесообразно, чтобы по своему содержанию эти модули охватывали основные глобальные экологические проблемы и пути их решения, включая возможное личное участие школьников. Примером реализации третьей модели экологического образования служит «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» О.С.Габриеляна. В программе 9 класса присутствует тема-модуль «Химия и экология» для городских школ и «Химические вещества в сельском хозяйстве» для сельских школ. Эти модули рассчитаны на 11 часов учебного времени. В изучение химии в 11 классе включен модуль «Химия и общество», содержащий разделы «Химия и производство», «Химия и сельское хозяйство», «Химия и экология», «Химия и повседневная жизнь человека |