СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая  предоставляет  большие  возможности  воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу,  ее  законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание через театрализованную деятельность».»

«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность».

С. В. Емельянова, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 27»



Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. 

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. 

Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.

Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях театрального кружка служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.

А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек,  в конечном счете, любовь к Отечеству.



Список использованной литературы.


  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

  2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  

  3. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.  

  4. Генов Г.В. Театр для малышей. – М., 1968

  5. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005

  6. Камшилов М. М. Эволюция биосферы. – М.: Наука, 1979. – 256 с  24.

  7. Киселева О.И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003

  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М., 2004

  9. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997

  10. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005

  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004

  12. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.:  Логос, 2004. – 230 с




























































В детском саду для реализации рассматриваемого нами вопроса используются все существующие виды театра (кукольный, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, теневой, с применением костюмов, шапок-масок и пр.).Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. В репертуар театра могут входить различные экологические сказки, постановки (например, «Не рвите цветы», «Земля — наш дом родной», «Чрезвычайное происшествие в государстве Лес»). Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять произведение, обогащают язык, способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, смелости, находчивости, а главное — развивают чувство сопричастности с природой, понимание экологических проблем, способствуют воспитанию экологической культуры.

Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии и оказать практическую помощь природе. Дети имеют возможность в эмоциональной форме соприкоснуться с природой, почувствовать сопричастность с ней: потанцевать, как листья, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, т.е. воспроизвести многоголосие леса, попеть, как птицы, поиграть в подвижные и пальчиковые игры, как играют животные и т.д.


 Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус. В процессе театрализованной деятельности экологического содержания особое внимание уделяется физическому развитию детей: включению в них (как для актеров, так и зрителей) двигательных упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, развитию общей и мелкой моторики.



Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка. Однако сочувствие к хромой собачке не обязательно приведет к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие своих  домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка, потому что им сказали, что он грязный, что у него блохи. В этом случае у ребенка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у него дома, а животное, достойное места под солнцем, - это его кошка. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые, выходя за порог своей квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник.


Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатлевания. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание. 


Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.


Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html


Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html



Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, – отмечает Сухомлинский, – могучий толчок для стремительного потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. [Сухомлинский, 1976, с. 9].

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html


Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л. Бобылевой, играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств [Бобылева, 2005, с.3].

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html


В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку), радости (например, от помощи маленькому жучку или червячку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html


Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности.

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html



При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. – СПБ.: Речь, 2006. – 176 с.  Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000.  № 7. – С. 38 – 46.   Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире //Дошкольное воспитание. 2003.  № 12 – С. 18 – 21.  Болотина  Л.Ф. Дошкольная педагогика – М.: Академия,  2008. – 267 с.  Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий // Дошкольное воспитание. 1996.  №  4. – С. 69 – 72.  Буре P.C. Когда обучение воспитывает. // Методическое пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2002.– 112 с.  Венгер Л.О. Формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009.  №  5. – С. 41.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.  Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. – 160с.   Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. Запорожца, Т.А. Марковой. –  М., 1976. –  248 с.  Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.  Гочарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. – Екатеринбург., 2002. –  163 с.  Детская психология / под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.  Зебзеева В.И. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004.  № 4 – С. 45-49.  Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. 2010. № 7 – С. 33.  Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 3 – 9.  Згурская Л. Экология малышам // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. – С. 40 – 48.   Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.   Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. – С.10 – 12.  Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2004.  №  5 – С.70-73.  Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой.  Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983. –  137 с.  Камшилов М. М. Эволюция биосферы. – М.: Наука, 1979. – 256 с  24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. –   М.: «Академия», 2011. – 416 с.  Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. –  163 с.  Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с.  Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособ. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. – С. 93 – 128.  Лямина Г. Развитие познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 1975.  № 4. – С. 7 – 12.  Любинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972. –  256 с.  Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.  Люблинская А.А.  Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 345 с.  Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.  Мамедов Н.М. Проблемы экологии. –  М.: Знание, 1999. – С. 54.  Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998. – 130 с.  Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Как научить детей любить природу // Дошкольная педагогика. 2004. № 4. –  С. 8 – 11.  Методика ознакомления с природой в детском саду. /под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.   Методические рекомендации  к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой  М.А. – М., 2009. – 95 с.  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.   Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург: Перемена, 1998. – Вып.3 – С. – 262.  Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. № 12. 1994. – С. 5 – 7.  Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей // Дошкольное воспитание. 1988.  № 12. – С. 51 – 54.  Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.  Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. –  М.: Новая школа, 1996. – 145 с.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. –  96 с.  Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.  Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.  Павлова Л.Н. Третий год жизни: познавательное развитие // Дошкольное воспитание. 2006.  № 3. – C. 111-112.  Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.       Васильевой А.А. – М.: Просвещение,  2011. – С. 59 – 85.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.  Родной край / под ред. Козловой  С.А. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с.  Петрова  Т.И. Теория и технологии экологического образования детей: кандидат педагогических наук, доцент. – Стерлитамак, 2013. – 64 с.  Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – Сфера, 2008. – 128 с.  Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1973. – 115 с.  Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.  Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии – М.: Просвещение, 2005. –  278 с.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 228 с.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.  Ушинский К.Д. Сборник сочинений: в 11 т.  / Под. ред. А.М Еголина– М.: АПН РСФСР/ 1950. Т. 10 – 565 с.  Фокина В.Г. Ознакомление с природой и экологическое воспита­ние дошкольников. Учебное пособие и практикум. – М.: Академия, 1997. – 115 с.  Фрейдкин И.С. Как знакомить детей  с явлениями неживой природы // Дошкольное воспитание.  2010. № 4. – С. 17-18.  Чижевский А.Е. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия. Экология. –  М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988. – 238 с.  Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.:  Логос, 2004. – 230 с.  Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 1978. – 365 с.

Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html





Из программы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей