МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ-ПРЕЗЕНТАЦИИ
«СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДНР – 2018»
Экологическое воспитание
младших школьников
Автор презентации:
Брикунец Лидия Ивановна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
МОО ОШ № 8 города Енакиево
Одна из важнейших задач современной школы - повышение
экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных средств, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, иными словами - воспитание у школьников экологической культуры.
С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего
ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой
особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным
духом и стойким. Он помогает познавать красоту в
окружающей действительности, будит творческие силы и
ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим
чрезвычайно ответственное значение приобретает
целенаправленная работа школы по формированию у
подрастающих поколений экологической культуры.
Экологическая культура, формирующаяся в процессе
экологического воспитания, включает следующие
основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе .
Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию правил поведения человека (предписания и запреты) и его деятельности в природном и социальном окружении.
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в
основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно
из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие природоведческие вопросы, интересующие школьников. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности: - способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
- обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
- способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности.
В различных формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Выделяют три основных формы организации внеклассной работы: Массовая : Праздники, викторины, устные журналы, прогулки и походы в природу, выставки творческих работ;
Групповая: Кружки, выпуск стенгазет, буклетов;
Индивидуальная : Работа в уголке живой природы, литературные обзоры, опытническая и исследовательская работа, оформление фенологического уголка .
Экскурсии
Экскурсии в природу раскрывают перед младшими школьниками огромный и интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.
Как писал В.А. Сухомлинский, у детей необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении обучающимися системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: - навыков наблюдения и наблюдательности; - сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); - воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера
Виды экскурсий
Природоведческая
Экологическая
На сельскохозяйственный объект
Экскурсия эстетического характера
Сезонные экскурсии
Экскурсии в природу раскрывают перед младшими школьниками огромный и интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.
Большое значение имеет целенаправленная предварительная подготовка на уроках и во внеурочное время. Перед экскурсией обучающиеся разучивают стихи, загадки, поговорки (по желанию).
Весна, весна!
Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей,
независимо от региона их проживания. Символ тепла, пробуждения и радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Источник хорошего настроения «просто так», без причины, просто потому что «хорошо и всё».
Пословицы, народные приметы Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна цветы рассыпает, зима снег простилает. Весной часом отстанешь — днем не догонишь. Весною день с ночью меряется, равняется. Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду. Кроме непосредственного рассматривания, которое основано на зрительном восприятию, во время экскурсии использую другие анализаторы - слух, вкус, обоняние. В процессе наблюдения планирую продуктивную деятельность обучающихся. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе.
Экскурсия «В гости к весне»
Экскурсии в природу раскрывают перед детьми огромный и интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно
Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется очень
рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в густой траве, гусеницу, ползущую по стеблю цветка. Внимание их привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Дети должны понять, что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а бездумные решения людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому, прежде чем принять решение, касающееся изменений в природе, нужно просчитать, какие будут последствия. В одном из стихотворений И. Мазнина есть такие замечательные слова: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету. Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?
На уроках и во внеурочной деятельности часто
применяю занимательный материал:
кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу
конкурсы загадок, рисунков на различные темы.
Использование занимательного материала на
экологическую тему помогает активизировать
познавательную активность, наблюдательность,
внимание, мышление, развивает творческое
воображение ребёнка, повышает его
экологическую культуру.
Использую экологические рассказы, иллюстрации на экологическую
тему. В них идет описание поведения ребят на природе. Сами
обучающиеся отмечают ошибки в поведении школьников и объясняют,
почему нельзя так вести себя. Вместе с ребятами разрабатываем «Правила
юных друзей природы».
Воспитывая экологическую культуру младшего школьника, применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии.
Сохраним растительность Донбасса
Ничто так не умиротворяет человека,
как удивительная красота живой природы.
Хацуи Като Для Донбасса характерны два типа растительности: степная и лесная. В степях преобладает разнотравье: полынь, типчак, ковыль, фиалка. В настоящее время растительный покров сильно нарушен и изменен хозяйственной деятельностью человека. Нетронутая степная растительность сохранилась лишь в заповедных участках и на крутых склонах оврагов.
Природоохранная акция «Сохраним первоцветы »
В современную эпоху деятельность человека оказывает огромное влияние на природные условия нашей планеты. На огромных пространствах дикая растительность уничтожена и заменена сельскохозяйственными полями. Под угрозой исчезновения многие виды растений. В том числе первоцветы. Все первоцветы большую часть жизни проводят в состоянии покоя. Луковицы, клубни, или корневища сохраняются в почве, поэтому важно, чтобы не уничтожались привычные места произрастания первоцветов.
Выступление агитбригады перед обучающимися первых классов
Лучшие работы - рисунки на тему « Это первоцвет!»
Дарим родителям буклеты «Берегите первоцветы»
Учебно-исследовательская работа «Первоцветы нашей местности»
Пролески - самые известные и одни из самых любимых
первоцветов. Весной, когда в лесу недостаток красок,
пролеска притягивает к себе всё внимание. В Донбассе встречается четыре вида пролесок, из которых наиболее распространены: пролеска сибирская, пролеска осенняя, пролеска двулистная. В нашей местности чаще встречается пролеска сибирская. Очень часто люди называют первые, появившиеся из - под снега весенние цветы,
подснежниками. Сейчас уже не найдешь лесных
полян из подснежников. Хотя поодиночные
покрытия из подснежников иногда встречаются.
Издавна подснежник считался символом
надежды. Старинная легенда рассказывает, что
в момент изгнания Адама и Евы из рая было
холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей
несколько снежных хлопьев превратились в
цветки подснежника – вестника весны.
Мои ученики принимают активно участие в
республиканских, городских и школьных конкурсах, викторинах, учебно-исследовательских проектах, природоохранных акциях. 2016 год Республиканский турнир «Юный мичуринец» - Гусева Мария -3 место, Бакум Юлия – 3 место, Смыкова Елизавета –
награждена грамотой за активное участие. 2017 год Первый Республиканский слет «Юный мичуринец» Гусева Мария получила сертификат как участница слета. 2018 год - в учебно – исследовательской работе Республиканской операции «Жизнь первоцветам» в рамках Республиканской природоохранной акции «Зеленый патруль Республики - 2018»
заняли 3 место группа обучающихся 4-А класса
(Левина А., Карпов Д., Панфилова Е.); - в учебно – исследовательской работе «Сохраним
первоцветы» в городской природоохранной акции
заняли 1 место обучающиеся 4-А класса Левина А.,
Карпов Д., Панфилова Е.
Экологическое воспитание
обучающихся должно проводиться
в системе, с использованием местного
краеведческого материала, с учетом
преемственности, постепенного
усложнения и углубления отдельных
элементов.
Необходимо вовлекать младших
школьников в посильные для них
практические дела по охране
окружающей среды, местных
природных ресурсов и совместно со взрослыми участвовать в природоохранных мероприятиях!
В природе все теснейшим образом связано друг с другом, все зависит друг от друга, и, уничтожая часть природного комплекса, человек
нарушает этот комплекс, и обедняет не только природу, но
обедняет самого себя.