СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить и углубить знания по разделу «МКТ»; помочь учащимся осмыслить и уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание учащихся на уроках физики»

МКОУ Чертовицкая ООШ











Внеклассное мероприятие

по физике

по теме: «Экологическое воспитание учащихся

на уроках физики»











Подготовил:

учитель физики

Лырьщикова С.А.









2019 г.



Цели:

Образовательная: расширить и углубить знания по разделу «МКТ»; помочь учащимся осмыслить и уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами.

Развивающая: Создать условия для развития умений: наблюдать, анализировать предложенные факты, осмысливать, обобщать, оценивать их. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Воспитательная: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний; развивать коммуникативные способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Плакат, с нарисованным маршрутом игры либо слайд на интерактивной доске;

  • Флажки (фишки) для каждой команды;

  • Игровой кубик (на гранях которого цифры от 1 до 6)

  • Музыкальное оборудование

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: Игра рассчитана на 50-60 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет физики



Предварительная подготовка:

  • Разделить класс на четыре команды (разделение на команды произвести с учётом диагностических материалов класса). Три команды будут непосредственно участвовать в игре. А четвёртая будет выполнять роль орбитра;

  • Каждой игровой команде предварительно раздать задание:

    • Выбрать командира команды;

    • Придумать название (желательно, чтобы это название было связано с предметом «физика»)

    • Придумать девиз команды;

    • Подготовить на 1-2 мин выступление – представление команды (визитную карточку);

    • Подготовить рекламную паузу, в которой бы отражалась проблема взаимосвязи физики и экологии, при этом, как и полагается для рекламы, в ней должен быть преподнесён (разрекламирован) какой-либо физический объект, либо физическое явление.

    • Нарисовать эмблему команды;

    • Подготовить выступление – доклад не более чем на 3-4 минуты, в котором будет раскрыта проблема экологической обстановки в школе, предложены пути решения этих проблем и раскрыта связь между нарушениями экологической обстановки и физическим процессами.

  • Команде, которая будет исполнять роль судей, предлагается при помощи учителя выработать критерии, по которым они будут оценивать выступления игровых команд и их ответы; данные требования необходимо до игры объявить игровым командам.

  • Выбрать учащихся, ответственных за оформление и подготовку класса перед игровым уроком;

  • Выбрать учащихся, которые будут ответственны за рисование игрового поля;

  • Проконтролировать подготовку команд, дать советы, рекомендации, оказать помощь и поддержку;

  • На внеклассном занятии по физике, предшествующему игровому уроку желательно провести беседу, на которой учитель с учениками выясняет:

    • Почему возникли перед человечеством экологические проблемы;

    • Каковы причины загрязнения окружающей среды;

    • Какими методами осуществляется экологический контроль

    • Какие экологические проблемы существуют в регионе, в котором мы живём

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: музыка звучит в начале игры, в конце, а также заполняет игровые паузы. Также после правильного и неправильного ответов звучат соответствующие музыкальные сигналы.

СХЕМА УРОКА:

Учитель приветствует класс.

Затем объясняет ещё раз правила игры.

Начинается игра.

В ходе игры учитель выполняет роль ведущего, следит за правильностью ответов команд и адекватностью оценок команды- орбитра.

Учитель подводит итоги игры, проводит церемонию награждения команд.

Правила игры:

Игровое поле разбито на 50 клеток. Каждая клетка имеет свой цвет:

Зелёный – продвижение ещё на 2 клетки вперёд;

Красный – возвращение на 2 клетки назад;

Фиолетовый – вопрос в данной клетке связан с физическими приборами;

Жёлтый – вопрос в данной клетке связан с экологическими катастрофами;

Оранжевый – вопрос связан с физическими явлениями, связанными с нарушениями экологической обстановки.

Игра начинается с представления команд. Порядок выступления команд определяется жеребьёвкой при помощи игрового кубика. Команда представляет своего командира, девиз, эмблему и т.д. Затем капитан выступает с подготовленным докладом на тему экологической обстановки в школе. После каждых двух ходов игры всех команд разыгрывается рекламная пауза (заранее подготовленная командами).

Команда судей оценивают, комментируют своё решение, объявляет о результатах игры.

Примеры игровых вопросов:

  • Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой? (плотность керосина меньше плотности воды, поэтому керосин всплывает поверх воды и . получив большую поверхность соприкасающуюся с воздухом, горит сильнее, чем раньше)

  • Оказывается, такое изобретение физиков, как телефон (Александр Белл, 1985 год), установленный в общественном месте, не такая уж безобидная вещь. Почему? (исследование установило, что из 50 телефонов безопасными оказались только 8, в остальных трубках были обнаружены микроорганизмы, способный вызвать желудочные заболевания и пневмонию).

  • Устрицы и другие моллюски мгновенно реагируют на загрязнённость воды. Это их свойство решили использовать голландские учёные. Что же они изобрели? (они к ракушке моллюска прикрепили крохотный электроприбор, который следит, открыты створки домика или нет и подаёт радиосигнал)

  • Вызвал учитель ученика:

-Урок приготовил?

– Приготовил

– Прочти.

-Не могу.

–Как так – «не могу»? – сердится учитель, - значит всё-таки не приготовил?

- Приготовил, чуть не плачет ученик. Просто моя тетрадка растаяла.

Что за тающая тетрадь была у ученика? Была ли она более экологически безопасной, чем сегодняшние тетради? (Раньше были восковые тетради, которые на жаре таяли. Они были экологически безопаснее…)

  • В 1730г. Термометр был сконструирован французским учёным Реомюром, а в 1742 году – шведским учёным Цельсием. В чём же главное отличие градуировки шкалы? (Точка плавления льда на обоих термометрах обозначена «0». На этом сходства заканчиваются. А вот шкала от 0 до точки кипения воды, в первом случае была разбита на 80, а во втором на 100 делений).

  • Какова экологическая обстановка в вашем городе? С какими физическими процессами это связано?

  • Одной из экологических катастроф является разлив топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?

  • При выбросе в атмосферу отравляющих веществ даже в безветренную погоду эвакуируют людей не только из очага выброса, но и из мест вполне далёких от него. Почему?

  • Считается, что эти два прибора были изобретены для познания мира. С помощью одного человечество поняло своё величие, с помощью другого ощутило своё ничтожество. (Микроскоп и телескоп).

  • Воздух с каждым годом загрязняется. Учёные сравнивают пробы воздуха за последние 100 лет, хотя таких данных до 1958 года не существовало. Откуда же учёные берут данные о воздухе начала двадцатого века? (Учёные нашли в музеях мира герметически закрытые предметы - телескопы, навигационные приборы, из них берут пробы)