Самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. Удивительно, но на всех языках оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести.
В. Распутин
Экологическое воспитание в преподавании математики
В современном мире все большую значимость приобретает деятельность педагога по формированию у обучающихся целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени их обучения и воспитания.
Очевидно, что результативность такой работы во многом зависит от осознания учителем сущности данного направления воспитательной работы, его целей, приоритетов и содержания. В связи с этим, нами была изучена и проанализирована педагогическая литература по вопросам экологии, в результате чего были сделаны следующие выводы:
экологическое образование и воспитание школьников находятся в стадии становления;
существуют отдельные программы, концептуальные подходы педагогических коллективов образовательных учреждений к организации экологического образования и воспитания;
вскрываются отдельные проблемы экологического образования и воспитания;
излагаются методологические и научно-методические подходы к организации образования и воспитания в области охраны окружающей среды;
предлагается богатейший педагогический опыт в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования и воспитания;
рассматриваются варианты экологического образования и воспитания при изучении отдельных предметов образовательных учреждений;
отмечается обширная и разнонаправленная практическая деятельность педагогов по внедрению экологических знаний и воспитанию экологической культуры.
По мнению педагогов-новаторов, педагогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование высокой экологической культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.[ Одум 2006: 112]
Содержание школьного математического образования предоставляет большие возможности для экологического воспитания, реализация которых осуществляется как через урок, так и внеклассную работу. Одной из форм такой работы является проведение эколого-математической викторины, в ходе которой не только выполняется решение задач экологического содержания, но также и затрагивается смысл экологических проблем.
В свою очередь, использование экологических материалов при решении задач по математике способствует привитию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность, совершенствует вычислительные навыки, развивает логическое мышление, прививает экологическую культуру, бережное отношение к природе.[ Логофет 1981: 34–35]
Рассмотрим примеры таких задач.
В Красную книгу России (на момент её издания) было занесено 276 видов животных. Этот перечень животных за последние годы увеличился в полтора раза и не перестает расти. Сколько видов животных занесено в Красную книгу на сегодняшний момент? На сколько процентов увеличился перечень животных, занесенных в красную книгу?
К чему приведёт вымирание (исчезновение) животных на Земле?
(Исчезновение любого вида животных понижает порог устойчивости всей окружающей среды, поскольку именно она зависит от сохранения биоразнообразия. Если исчезают животные, то страдают и растения, и человек.Вымирание животных на Земле приведет к постепенному вымиранию и природы, и человечества).
В 2000 г. в целом по России образовалось более 130 млн. тонн токсичных отходов. Было полностью обезврежено только 38% отходов. Сколько млн. тонн токсичных отходов было обезврежено? Сколько токсичных отходов осталось?
Какие могут быть последствия остатков токсичных отходов? (Загрязнение окружающей природной среды в конечном итоге отрицательно сказываются на физическом здоровье человека, на его нервном, психическом состоянии, на здоровье будущих поколений.Бытовые отходы отнимают земли, портят ландшафты, содержат токсичные вещества и патогенную микрофлору, что прежде всего пагубно влияет не только на здоровье человека и животных, но и на всю живую окружающую среду).
Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если листья одуванчика составляют 50% всего салата, зелёный лук – 30%, петрушка – 12,5%, а масло – 7,5%.
Знаете ли вы, какую пользу приносят одуванчики, когда и как собирать цветки или корни одуванчика?
(Листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используется почти всё растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят щи и супы, более старые употребляют как шпинат). [ Доброволъцева, Кириллова 2004: 26]
Дым одной сигареты содержит 0,7 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в сигарете?
Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать?
(Химические вещества, входящие в состав сигарет, являются одними из самых ядовитых на земле. Сигаретный дым – это яд, который медленно убивает. Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Важной мерой в борьбе с табакокурением является не только лечение зависимых людей, но и профилактика никотиновой зависимости среди подростков и детей, пропаганда здорового образа жизни, запрет на продажу сигарет детям до 18 лет).
Подсчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого жителя необходимо иметь 25 квадратных метров зеленых насаждений. Какова должна быть площадь насаждений в г. Курске, если в нем проживает 443 тысячи человек? Как вы считаете, достаточно ли зеленых насаждений в нашем городе, если в нем под парки и скверы отведено 74 га?
К каким последствиям приводит вырубка лесных массивов?
(Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом, поглощают диоксид углерода, выделяемый животными и человеком в процессе дыхания, а также промышленными предприятиями в процессе работы. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья забирают воду из почвы, фильтруют ее, очищая от примесей, и выделяют в атмосферу, повышая влажность климата. Вырубка лесных массивов влечет за собой вытеснение животных и птиц с их исконных мест обитания).
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?
Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
(Гибель птиц может привести к катастрофическим последствиям целые регионы нашей планеты, оставить леса и поля без их «защитников» от вредных насекомых, и даже разрушить экономики целых государств, став причиной широкомасштабных лесных «эпидемий»).
Для борьбы с вредителями садов приготовлен известково-серный раствор, содержащий серы 6 частей, негашеной извести 3 части иводы 50 частей. Сколько кг раствора получится, если серы взять на 68,4 кг больше, чем негашеной извести?
К чему может привести чрезмерное размножение садово-огородных вредителей-насекомых?
(Миллиарды гусениц, уничтожая зеленые насаждения, "оголяют" все деревья подряд на очень большой площади, в кронах остаются только одни голые сучья. Лес выглядит мертвым, засохшим, опустошенным. Нападение полчищ вредителей нередко приводит к гибели лесов, полей, огородов).
Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе?
Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
(Многолетняя хвоя представителей сосновых, не опадающая в течение ряда лет, покрывается пленкой из всякого рода выбросов в воздух (выхлопных газов автомобилей, промышленных газов), нарушающей фотосинтез и дыхание, что приводит к усыханию хвойных) .
9. На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9
Задания:
Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь (млн. км2) на планете занимают леса.(40млн. км2)
Вычесть из пятого числа второе число, и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)
То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)
Сумму всех чисел умножьте на 0 – время разложения стекла в почве. (Стекло не переработается в почве никогда)
Как может отразиться на цивилизации человечества скопление отходов?
(Если ничего не делать со скапливающимися ежедневно в домах, офисах и на предприятиях твердых бытовых отходов, то в скором времени мир может запросто погрязнуть в отходах цивилизации. Чистый город – задача каждого жителя).
10.Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа в день выделяет автобус маршрута № 108 (ДК Волокно – ж/д вокзал), если он сделал 5 рейсов? Расстояние от вокзала до ДК Волокно – 18,2 км. Какое влияние оказывают выхлопные газы автотранспорта на окружающую среду?
(Автотранспорт, поглощая столь необходимый для протекания жизникислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичнымикомпонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому.«Вклад» взагрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет – 60 - 90%).
11. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? Какова роль и значение почвы? (Почва – природное богатство, обеспечивающее человека продуктами питания, животных – кормами, а промышленность сырьем. Ценность почвы определяется ее хозяйственной значимостью для сельского, лесного и других отраслей народного хозяйства. Охрана почв и их рациональное использование является одной из важнейших задач всего человечества).
Библиографический список
Викторова Л.П. «Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников»/ Диссертация на соискание доктора педагогических наук, М.- Просвещение, 2002.
Доброволъцева З.А., Кириллова С.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов. / Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.
Крискунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология» Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ М.: Дрофа, 2013
Логофет Д.О. «Что такое математическая экология //Математическая экология. − М., Наука, 1981.
Одум Ю. «Основы экологии» / М.: Мир, 2006.
Свирижев, Ю. М. Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации / Математические модели в экологии и генетике М.: Наука, 1981.
Чернова Н. М. «Основы экологии» Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ М.: Дрофа, 2002