СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (духовно- нравственное воспитание на уроках литературы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей учителя является воспитание ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. 

Мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Книга - духовное завещание одного поколения другому. Работая  ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания.

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (духовно- нравственное воспитание на уроках литературы)»

И.Е.Левшакова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа № 4»

г.Рославль, Смоленская область

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

уховно- нравственное воспитание на уроках литературы)

Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов –

Нет в саду таких цветов!


Нет в саду цветов-лентяев.

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.


Нет болтливых и беспечных,

Хитрых, жадных, бессердечных,

Сорванцов и драчунов –

Нет в саду таких цветов!

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

Если знание растет

И любви чудесный плод.


С незапамятных времен

В мире царствует закон:

«Что посеешь – то пожнёшь».

Ты каким цветком растёшь?

Татьяна Чечина

Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей учителя является воспитание ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом…

Так пишет в своей книге «Камешки на ладони» Владимир Солоухин. На мой взгляд, эти слова, как нельзя лучше, раскрывают сегодняшнюю роль учителя в современном обществе. Кому как не нам, учителям-словесникам, доносить до юных сердец все то, на чем должна основываться жизнь Человека?! Духовно-нравственные принципы, патриотизм, экология души … Это те ключевые направления, на которых я стараюсь, как и все вы, строить свои уроки.

Мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Книга - духовное завещание одного поколения другому. Работая ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания.

Текстов на нравоучительные темы много, например, А.И. Солженицын «Матренин двор», А. И. Куприн «Гранатовый браслет», В.П. Астафьев «Людочка», «Печальный детектив», К. Воробьёв «Это мы, Господи!», М.Карим«Помилование», Людмила Куликова «Свиделись», Виктория Токарева «Кошка на дороге», Валентина Осеева «Бабка», «Сыновья», Попова Татьяна Аркадьевна «Настоящий защитник», повесть Петра Проскурина «Азъ воздам, Господи» и другие.

Мы с вами понимаем, что современные школьники должны стремиться к вдумчивому чтению, развитию художественного вкуса и образного мышления, умению анализировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова. Но важнее всего, научиться полноценному восприятию художественного произведения с точки зрения нравственного аспекта, воспитания чувства сострадания, милосердия и гуманности.

Использование следующих форм проведения уроков помогает в решении поставленных задач: урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок–портрет, урок-интерактивный диалог, урок-размышление, философский час.

Из своего опыта могу назвать следующие уроки, выходящие за рамки КТП: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить..» (бинарный урок: литература+обществознание, 8 класс А.Грин «Алые паруса»); «Я говорю с тобой из Ленинграда…» (литературно-исторический альманах, сочетающий в себе историю и литературу, 11 класс Ольга Берггольц и блокада Ленинграда); урок-откровение «От экологии природы к экологии души»; урок-размышление (литература, история, обществознание) «Месть и прощение» (7 класс); урок–размышление «Подлинная красота человека… Какая она?» (по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»); урок-портрет «На любовь свое сердце настрою…» (10-11 классы)

Особенной для меня является тема ВОв. Возможно, это связано с тем, что рассказы мама, которая ребенком пережила это время, стали звучать для меня с особой силой после ее ухода из жизни. Так возникла идея о создании цикла уроков о детях в годы Великой Отечественной войны: урок-размышление по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (8 класс); «Детство, опаленное войной» урок в 5 классе по рассказу А.Платонова «Маленький солдат»; урок-диалог (урок внеклассного чтения в 11 классе) «Осколки детского счастья» (по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»); урок-память в 6 классе, который мне помогали проводить ученицы 9 класса. Этот прием – вовлечение старшеклассников в проведение уроков - продолжаю использовать и сейчас. У меня в этом учебном году 10 класс, и ребята, выступая в качестве «учителя» проводят уроки для учеников 6 класса. Мы уже говорили о «Сострадании», «Милосердии», «Дружбе». Старшеклассники знакомили ребят с произведениями, которые находятся за страницами учебника: Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер», Ф.Достоевский «У Христа на елке», Виктория Токарева «Кошка на дороге»... Для себя считаю это удачной находкой, так как, во-первых, как я сказала, 6-классники знакомятся с произведениями, не включенными в программный материал, во-вторых, это хорошее подспорье для старшеклассников при подготовке к сочинению.

Хочу сразу же сказать, что большим подспорьем в работе является учебно-методическое пособие «От добрых слов – к добрым делам» под редакцией Ольги Владимировны Гайвас и Любови Николаевны Урбанович.

Если кого-то интересует тема ВОв, то есть хороший сайт https://kid-home-lib.livejournal.com/34531.html - где собраны произведения данной тематики, и вы можете что-то использовать на своих уроках и классных часах (произведения для любого возраста), кроме него предлагаю еще сайты с материалами по данной теме:

https://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-o-vojne-dlja-detej

http://www.konkurs.senat.org/article/E_Ponomarenko-I.html

http://avidreaders.ru/bookshelf/o-vojne-i-detyah.html

Завершая разговор о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу заметить, ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы, утверждает, что литература должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием.

Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.

Я представляю один из уроков цикла «Поговорим о…». Это урок-общение по рассказу Ю.Яковлева «Багульник».

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!