СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология и безопасность

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  о необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Экология и безопасность»

ОБЖ8

Класс 8а

Дата 14.12

М-7

Тип модуля углубления и развития новых знаний

Тема: Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.



Цель: Сформировать у учащихся устойчивое убеждение в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье. Расширить и углубить знания по биологии и химия в рамках изучения основ экологии ; показать зависимость

здоровья человека от его образа жизни и питания;

раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления.


Оборудование: авторская презентация «Экологическая безопасность и продукты питания» видео ролики «Экологическая безопасность», «Экологические проблемы окружающей среды», анимационный мультфильм «Что мы едим», презентация «Гигиена питания»



"Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие"
Д.И. Менделеев


УЭ-0 Организационный момент (3 мин)


(Проверка готовности класса к модулю).

На сегодняшнем модуле мы постараемся ответить на вопросы, которые являются глобальной проблемой человечества, мы с вами узнаем, как тесно связана химия с нашей повседневной жизнью, как можно облегчить решение многих бытовых проблем, имея даже минимальный запас знаний по химии.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего модуля «Экологическая безопасность питания».


Эпиграфами сегодняшнего модуля будут следущие.

«Человек есть то, что он ест».

"Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие"
Д.И. Менделеев



Как вы его понимаете

Учитель О чём пойдёт речь на занятии?

Учащиеся: о питании

О нем мы узнаем с вами немного позднее.

УЭ-1 Актуализация опорных знаний (20 мин.)


Экологический опрос

1.Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

2.Наблюбал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

3.Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

4.Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

5.Поддерживаешь ли ты разговор сверстников, если он касается отношения к природе?

6.Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке?

7.Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

8.Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

9.Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то

10.При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

11.Интересны ли тебе теле- и радиопередачи и жизни растений и животных?

12.При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

13.Испытывал ли ты когда - либо посадить дерево?

14.Считаешь ли ты, что композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве часто преувеличивают значение природы?

15.Испытываешь ли ты желание поделиться своими знаниями и умениями по взаимодействию с природой со сверстниками и взрослыми?

16.Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

17.Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

18.В твоей комнате можно увидеть плакаты, репродукции, картины с видами природы?

19.Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

20.Назови поэтов и писателей, воспевающих в своих произведениях природу

21.Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

22.Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

23.Движение Гринпис, общества защиты животных и т. п. кажутся тебе:

24.Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

25.При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

26.Перечисли пять видов животных, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора

27.Твои отношения с учителем биологии и экологии можно отнести к следующей категории:

28.Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

29.Перечисли профессий группы «Человек – Природа», сколько знаешь

30.Связываешь ли ты свое будущее с профессией группы «Человек – Природа»?

31.Назови пять видов растений, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора.

32.Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

33.Назови изобретения, которые человек подсмотрел у природы

34.В твоем непосредственно окружении есть представители профессий группы «Человек – Природа», общение с которыми тебе интересно?

35.Принимал ли ты участие в школьных, городских или региональных олимпиадах по биологии и экологии?

36.По твоему мнению, природоведческие знания имеют первостепенное значение для современного человека?



УЭ-2 Изучение нового материала ( 7 мин + 40 мин)



Учитель: Питание — одно из главных условий существования человека. Количество, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на жизнедеятельность организма. Постоянно общаясь с окружающей природой, человек направил свои первые трудовые усилия на добычу и производство продуктов питания.

Вспомните, пожалуйста, как и чем питался древний человек? (Предполагаемый ответ: на этапе охоты и собирательства рацион человека был наиболее естественным: растительная и животная пища почти не подвергалась обработке. В ней содержался полный комплекс необходимых для жизнедеятельности веществ. Однако поиском пищи нужно было заниматься регулярно – её нельзя было долго хранить.)

Вспомните, изменился ли характер питания у людей при осёдлом образе жизни? (Предполагаемый ответ: прошли тысячелетия, и в тех местах, где условия были благоприятны (ровный тёплый климат, плодородная почва, достаточное количество пресной воды), человек перешёл к осёдлому образу жизни – земледелию и скотоводству. В наборе потребляемых продуктов в то время увеличилась доля углеводов, так как основными возделываемыми культурами служили злаки, которые было легко заготовлять впрок.)

Вспомните, когда и почему производство пищи приобрело промышленный характер? (Предполагаемый ответ: численность людей увеличивалась, крупные населённые пункты нужно было снабжать большим количеством продуктов питания, и поэтому производство пищи постепенно приобрело промышленный характер.

Исторические периоды в изменении рациона питания таблица

Человек – единственное существо на планете, которое всю свою пищу подвергает химической или термической обработке.

Для увеличения сроков хранения скоропортящихся продовольственных товаров применяются различные технологии: консервирование, замораживание, пастеризация, высушивание и другое, многие из которых предполагают использование специальных добавок, улучшающих внешний вид, вкусовые качества и способствующих увеличению срока хранения продуктов. Это красители, эмульгаторы, антиоксиданты, консерванты и т.п. Их остатки накапливаются в пище человека.

Поэтому школьники должны обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию, некоторые являются канцерогенами, то есть далеко не безопасны для здоровья.

Пищевые добавки применяются для увеличения срока хранения продуктов питания и придания им товарного вида.

Природные – это соль, перец, уксусная кислота, пряности, специи, ванильный сахар.

Питательные – это микроэлементы и макрокомпоненты пищи для повышения их питательной ценности

Синтетические

Европейским Советом разработана рациональная система цифровой кодификации пищевых добавок с литерой "Е". Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, они сгруппированы следующим образом:

Е100-Е182 Красители — усиливают или восстанавливают цвет продукта.

Е200-Е299 Консерванты — повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков, бактериофагов, химические стерилизующие добавки при созревании вин.

Е300-Е399 Антиокислители — защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

Е400-Е499 Стабилизаторы — сохраняют заданную консистенцию. Загустители - повышают вязкость.

Е500-Е599 Эмульгаторы — создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воды и масла).

Е600-Е699 Усилители вкуса и запаха.

Е900-Е999 Пеногасители — предупреждают или снижают образование пены.

Е1000 — глазирователи, подсластители, разрыхлители и другие добавки.



1.Питательные добавки. У этих добавок блестящая история, так как с их помощью в развитых странах удалось практически ликвидировать болезни, вызываемые недостатком в рационе того или иного элемента или вещества, а именно: зоб (недостающий фактор – иод), цингу (витамин C), пеллагру (ниацин), рахит (витамин D, кальций, фосфор) и другие подобные заболевания. В пищевые продукты для повышения их питательной ценности добавляют почти все микроэлементы и макрокомпоненты пищи (жиры, углеводы, белки и клетчатку). Чтобы повысить питательную ценность пищи, очень важно добавлять в нее те вещества, которые в обычном рационе присутствуют в количествах ниже оптимальных.

2.Добавки, сохраняющие свежесть, включают в первую очередь антиоксиданты. Их добавляют к маслам и к упаковочным материалам, чтобы предотвратить прогоркание. Используют также хелатирующие агенты и секвестранты. Они предотвращают взаимодействие между металлами и компонентами пищи, что сводит к минимуму обесцвечивание, а также утрату вкуса и аромата. Ряд веществ используется для того, чтобы предотвратить потемнение фруктов на поверхности разреза.

3.Добавки, облегчающие переработку или изготовление. Для улучшения вкуса пищевых продуктов очень важны вещества, способные изменять реакцию в кислую или щелочную сторону. Кроме того, в эту группу входят хелатирующие агенты и секвестранты, а также вещества, изменяющие текстуру продуктов, вызывающие коагуляцию белков (их применяют в сыроварении), способствующие изменению цвета, желатинированию в молочных продуктах, изготовлению взбитых сливок или осветлению кофе.

4.Консерванты. Это антимикробные агенты, предназначенные для того, чтобы долгое время сохранять продукты годными к употреблению. С самых давних пор люди использовали для этой цели соль, сахар, кислоты и дым, в котором продукты коптили. В качестве консервантов для фруктов и овощей используют бензоат натрия и бензоат калия. В хлебопечении и производстве молочных продуктов применяются пропионаты, подавляющие развитие плесневых грибов. Многие продукты консервируют с помощью уксусной кислоты (уксуса). Нитриты и нитраты тоже служат консервантами. Сухие фрукты и овощи обрабатывают сернистым газом (диоксидом серы) и сульфитами. Для стерилизации зерновых продуктов и пряностей с целью уничтожения насекомых-вредителей и микроорганизмов применяется ряд газов.

По мере роста населения консерванты приобретают все большее значение, поскольку обеспечить 10%-й прирост запасов пищевых продуктов с их помощью гораздо легче, нежели путем расширения сельскохозяйственного производства.

5.Пряности. Во времена, когда не было постоянных торговых путей, обеспечивающих ввоз пряностей, пища европейцев была крайне однообразной и неудовлетворительной не только в количественном, но и в качественном отношении. В наше время в ходу свыше 2000 различных пряностей для любого мыслимого употребления. Природные пряности имеют очень сложный состав; в кофе, например, содержится свыше 1000 различных соединений (впрочем, обычно пряности далеко не столь сложны). Большинство пряностей, которыми мы пользуемся теперь, – это смеси, составленные из синтетических веществ.

6.Красители. Назначение пищевых красителей состоит в том, чтобы придать прошедшим обработку продуктам более привлекательный вид. Красители делятся на две главные группы: природные и синтетические. Теперь во всем мире ощущается тяга ко всему «натуральному» в пище, и потому в качестве пищевых красителей все чаще стремятся использовать очищенные пигменты многих растений, животных (в частности насекомых) и микроорганизмов.

7.Текстуранты. Так называют различные добавки, предназначенные для улучшения текстуры пищевых продуктов. Соединения кальция делают консервированные томаты более плотными и крепкими. Фосфаты улучшают вкус консервированных груш, делая их более нежными. Пирофосфаты улучшают текстуру пудингов быстрого приготовления и молочных продуктов. Эмульгаторы придают стабильность водным и масляным эмульсиям в заправках для салата. Разнообразное применение находят вещества типа крахмала, придающие продуктам большую плотность. Разрыхлители обеспечивают соответствующую текстуру выпекаемых хлебобулочных и кондитерских изделий.

8.Подсластители. Природные подсластители, такие, как сахар, известны людям на протяжении тысячелетий. Их всегда добывали в больших количествах. Однако забота о снижении калорийности пищи вынудила обратиться к непищевым подсластителям. В США в настоящее время разрешены к применению пять таких веществ: сахарин, аспартам, ацесульфам, тауматин и глициризин. Рассматривается и возможность применения ряда веществ, разрешенных в других странах. Аспартам и ацесульфам приблизительно в 200 раз слаще сахарозы, и ведутся работы по созданию новых, более эффективных искусственных подсластителей.

9.Наполнители. Эта тенденция к применению непищевых подсластителей заставила искать вещества, которые могли бы выполнять роль, традиционно выполняемую сахарами в напитках, джемах, желе и копченостях. Желатинированный крахмал люди употребляют на протяжении веков, теперь же получен ряд производных крахмала и целлюлозы. Используется полидекстроза – также одно из производных сахара.

Прочие. В эту категорию входит целый ряд веществ. К пищевой соли добавляют, например, алюмосиликат, чтобы она не сбивалась в комки, а сорбит добавляют к кокосовой стружке для того, чтобы она оставалась мягкой.


Игра «Магазин»

-Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкуснень­кого, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.)

-А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

О том, что продукты с полок супермаркета нельзя брать бездумно, трубят все мыслимые средства массовой информации. Прежде чем опустить приглянувшуюся баночку или упаковочку с едой в свою продуктовую корзину необходимо внимательно изучить ее этикетку. Но, если обращать внимание на срок годности того или иного продукта мы худо-бедно себя приучили, то анализ состава «топлива», которым мы собрались заправить наш организм, по-прежнему для многих остается сверхзадачей. Где-то там в голове у нас отложилось, что присутствие в перечне составляющих частей продукта большого количества «Е» - это плохо. Но на этом наши познания о вредности/полезности предлагаемой в торговой сети еды заканчивается.


УЭ-3 Выходной контроль (10 мин)


Практическая работа. «Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».

Цель работы: умение проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания, делать заключение о возможности использования этого продукта в пищу.

Ваша задача:

1) исследовать упаковку продукта питания;
2) исследовать этикетку на продукте питания;
3) заполнить карточку первичной экологической экспертизы;
4) проанализировать полученную информацию;
5) сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке;
6) индивидуально оформить практическую работу и сдать на проверку сотрудникам научно-исследовательской лаборатории «Будь здоров».


Работа выполняется по алгоритму.

1. Экспертиза упаковки.

А.Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т.д.).

Б. Сохранность упаковки (механические повреждения, коррозия и т.д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полная информация на этикетке.

  • Наименование товара и его масса.

  • Наименование предприятия – изготовителя, его адрес.

  • Химический состав.

  • Калорийность.

  • Срок годности.

  • Дата изготовления.

  • Обозначения ГОСТа.

  • Наличие консервантов и пищевых добавок.

  • Предупреждение об опасности.


Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду.

В. Соответствие информации этикетки штампу на банке.

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок.



Выступление экспертов

Выводы:

  • Внимательно читать надписи на этикетках

  • Не покупать продукты с неестественно яркой окраской, т.к. в них много красителей

  • Не покупать продукты с чрезмерно длительным сроком хранения

  • Избегать продуктов с длинным перечнем «Е»

  • Ограничить потребление колбас и особенно копченостей, т.к. в них присутствуют нитраты и нитриты, которые действуют как канцерогены

  • Для детей производят специальные продукты без консервантов, красителей и ароматизаторов


Учитель

Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

Какую роль играет в сохранении здоровья питание?

Мы знаем о том, что любое условие среды, оказывающее влияние на организм человека является экологическим фактором. Изучив значение компонентов пищи в её составе можно утверждать, что пища это экологический фактор. Но, как и любой другой фактор, она может оказывать оптимальное воздействие и выступать как ограничивающий фактор. Жизнь и здоровье для каждого человека являются высшей ценность, поэтому перед нами, сегодня стоит очень важная задача: выявить каким должен быть состав пищи, чтобы она была полезна и безопасна при употреблении, т.е. когда мы можем называть продукты питания экологически чистыми

Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

Для того, чтобы сохранить свое здоровье, мы должны иметь представление об экологической культуре питания.

1) Прием – составление кластера («паучка», «созвездия»).

Учитель предлагает составить логическую схему изучения данной темы. Слово «культура питания». Слово пишется на доске, от слова проводятся лучи, как «паучок», под каждым лучом прописывается слово, предлагаемое каждой группой.
«культура питания»

  • Регулярность приёма пищи

  • Распределение пищи по приёмам в течении дня

  • Поведение за столом

  • Пищевые предпочтения


Рефлексия (3 мин.)


Заверши фразу

Сегодня на модуле я определил (ла) , что основными правилами питания являются…..



Сформулируйте правила питания анализируя поговорки (работа в группах)

1 гр. – анализ поговорки «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться»
«Завтрак съешь сам,обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу»

Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.

2 гр. Сформулировать следующее правило питания помогут изречения: «Обжора роет себе могилу собственными зубами», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её ест» (Абуль –Фаорадж)

Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

Умеренное потребление пищи

3 гр.Ещё одно из правил питания характеризуют следующие народные мудрости: «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь», «Кто долго жуёт, тот долго живёт»

Принимать еду нужно в спокойной обстановке, не спешить

4гр. «Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если только не очищено, то чем больше будешь его питать, тем больше будешь вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и его болезнь.

рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу

Уменьшаем количество:

Уменьшить количество химии в твоем рационе можно при помощи простых решений. Каждый день следуй простым правилам:

  • Вместо готового завтрака – мюсли

  • Вместо заменителей сахара – мед

  • Вместо диетической газировки – сок

  • Вместо «Доширака» – паста с домашним томатным соусом

  • Вместо консервированной фасоли – сушеная фасоль

  • Вместо конфет – черный шоколад

  • Вместо маргарина – подсолнечное или оливковое масло



Домашнее задание ( 3 мин.)

Всем.

Б.у. тесты

П.у. выполнение практической работы, интересные факты о качестве продукции в современном мире

В.у. выполнение практической работы ,творческая лаборатория «Периоды изменения рациона питания» (презентация)


Подведение итогов ( 4 мин.)

Эта страничка для любителей кроссвордов. Проводим конкурс на химическую эрудицию. Желающие участвовать разгадывают кроссворд. Победителя ожидает приз! (Это может быть что-нибудь вкусненькое и полезное). Задание -впишите по вертикали слова и дайте определение понятию “витамины”.

Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. (Вода)

Эти вещества - природные полимеры, во всех живых организмах играют исключительно важную роль:участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, дыхательными пигментами,защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека. (Белки).

Химический элемент, содержится в белках,несправедливо названный “безжизненный”. (Азот)

Углевод, полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле25%. (Крахмал).

Биологические катализаторы. (Ферменты).

Очень полезный молочнокислый напиток. (Кефир).

Кислота, которая вырабатывается в желудке человека. (Соляная).

Питательные вещества, источник энергии в организме, калорийность составляет 3770 кДж/100г.Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры).

Ведущий 2. Победителю вручается витамин С(лимон) !




Я буду очень рады если вы теперь при приобретении того или иного товара сможете правильно определить хотя бы срок его годности, то уже это во многих случаях поможет вам сохранить свое здоровье, и, следовательно, цель урока будет достигнута.


Плата за прогресс. Наша плата за чужие ошибки, за чужое благополучие. Заплатим ли мы ее безропотно, как платили много раз до этого или все-таки осмелимся защитить себя и своих будущих детей? Ведь, кроме нас, это никому не нужно.


Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза».

Царь Соломон


  • «Мы едим для того, чтобы жить,

  • а не живем для того, чтобы есть».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!