Эколого – развивающая среда
Колокольчики звенят сердечно,
Запоют весною соловьи.
Красота природы будет вечной,
Только не жалейте для нее своей любви.
Эколого-развивающая среда, на мой взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.
Эколого-развивающая среда МДОУ № 87 включает в себя следующие компоненты
Уголки в группах :
Экспериментальные;
Природы;
Выставочные.
Экологическая комната
Комнатные растения и картотека к ним;
Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
Макет "Скотный двор";
Природный материал;
Оборудование для ухода за живыми объектами.
Растения, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.
Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
Мини лаборатория
Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
Микроскоп;
Природный материал.
В ДОУ оборудована мини-лаборатория для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. В группах оборудованы мини-лаборатории начиная с раннего возраста.
Библиотека
Познавательная литература о природе;
Литература по уходу за животными;
Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае.
Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.
Экологический театр
Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;
Аудиозаписи.
Территория детского сада
Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
Различные породы деревьев.
Огород, цветник
Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада.
разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.
Ведь именно в младшем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.