Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Презентация “"Человек в системе экономических отношений” |
План урока | 1. Налоговая система в РФ. 2. Виды налогов. 3. Функции налогов. 4. Налоги, уплачиваемые предприятиями. 5. Факторы, определяющие производительность труда |
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о влиянии экономики на другие сферы; для составления характеристики соотношений между жизнью общества в целом и потребностями его отдельных представителей (потребности человека: виды, их влияние на жизнедеятельность; показатели отношения к труду, факторы, влияющие на формирование труда, уровень квалификации работников и т. д.) |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная работа |
Основные понятия | Рост производительности труда |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять, какие факторы влияют на производительность труда; каковы причины разделения международного труда; объяснять, как рационально расходовать деньги; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями; корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме “Человек в системе экономических отношений” | Вопросы: - Выгодна ли потребителю конкуренция производителей? - Почему люди пользуются кредитом? - Хорошо ли жить в долг? - Как сделать, чтобы наши расходы не превышали доходы? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Фронтальная работа | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация “Человек в системе экономических отношений”. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. | 1. Индивидуальная. | Познавательные: умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономических отношениях. | 1. Записи в тетради. |
2. Работа с текстом учебника, с. 128-134. | 2. Формулирует задание: а) ознакомиться с новым материалом; б) составить опорный конспект. | 2. Составляют опорный конспект. | 2. Индивидуальная работа. | Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. | 2. Записи в тетради. |
3. Работа с документом, с. 139-140. | 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. | 3. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | 3. Фронтальная работа. | 3. Устные ответы. |
4. Творческая работа (написание и обсуждение эссе) | 4. Предлагает учащимся темы на выбор для написания эссе: “Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги” (Э. Севрус). “Бизнес - это сочетание войны и спорта” (А. Моруа). “Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти” (А. Смит). Организует дискуссионную беседу по материалам эссе | 4. Пишут эссе, зачитывают свои размышления, обсуждают их | 4. Индивидуальная и фронтальная работа | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу | 4. Письменная работа, устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 137 | Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная работа | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: - Можно ли защитить свои доходы от инфляции? - Если да, то каким образом? - Как рационально расходовать деньги? - Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 12. Вопросы для самопроверки 1, 4-5, с. 140. Подготовка к семинару | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |