СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономический кризис в США в 1929-1933 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по дисциплине "Всемирная история" на тему "Экономический кризис в США в 1929-1933 гг" 

Просмотр содержимого документа
«Экономический кризис в США в 1929-1933 гг.»

Тема: Экономический кризис в США в 1929-1933 гг.

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать знания у учащихся о мировом экономическом кризисе и

политике «нового курса», о политическом и экономическом развитии США;

  1. Развивающая: развитие способности у учащихся выделять существенные признаки, главное в

понятиях;

  1. Воспитательная: привитие нравственных качеств, путем сопоставления отношения

Ф.Д.Рузвельта к своему народу.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал и ТСО: презентации

Ход урока:

  1. Оргмомент: взаимное приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к

уроку, знакомство с целями урока.

  1. Опрос по пройденной теме: индивидуальный устный опрос учащихся по вопросам:

Работа некоторых учащихся с тестовыми вопросами, карточками.

Проверка выполненных учащимися заданий. Подведение итогов домашнего задания и переход к изложению нового материала.

  1. Изложение нового материала:

План урока:

1. Особенности экономического кризиса в США.

2. Президент Франклин Рузвельт и его политика «нового курса».

  1. После первой мировой войны в США произошли сдвиги в развитии материально

технической базы капитализма. Успехи внедрения новой техники и ускоренный рост производства в 1922-1929 годах породили термин просперити – «процветание». Рост продукции американских предприятий связан со стандартизацией производства. Процесс производства был упрощен. Процветание США связывают с автомобилизацией страны. В 1922-1929 годах автомобильные заводы США произвели в готовом и несобранном виде свыше 33 млн. машин. Добыча нефти выросла в 2,5 раза. Крупные фирмы и компании материализовали свой многомиллионный капитал путем продажи ценных бумаг – акций. Американская промышленность давала 48% продукции всего капиталистического мира. В октябре 1929 года произошло неожиданное падение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Экономический кризис – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающееся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций. Поскольку производство товаров переходит границу, поставленную узкими рамками платежеспособного населения, экономический кризис приобретает характер всеобщего перепроизводства товаров и перенакопления капитала.

Особенности мирового экономического кризиса 1929-1932 годов

  1. Глубина кризиса: значительное сокращение производства, резкий рост безработицы.

  2. Масштаб: кризис стал глобальным.

  3. Продолжительность: кризис начался в 1929 году, продолжался до 1932 года, но экономика вплоть до начала второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня развития.

Рыночная экономика развивается циклически:

подъем→спад→кризис→оживление→подъем

Первая мировая война и действия держав-победительниц→нарушение традиционных

хозяйственных связей, долговые обязательства перегрузили мировую экономику; зависимость мировой экономики от стабильности американской экономики.

Кризис перепроизводства

20-е годы – переход американской промышленности на технологии массового производства (поточные линии, конвейер). Низкий уровень потребления. Неравномерное распределение национального дохода.


Биржевой кризис 1929 года – резкое падение курсов ценных бумаг


Финансовый кризис – сокращение налоговых поступлений, бюджетный дефицит


Глобальный экономический кризис


Поиск путей выхода из кризиса:

Массовая и длительная безработица, голод, нищета; ухудшение положения крестьянства, рабочих, среднего класса; разрушение сложившихся социальных связей, традиционных жизненных ценностей.



Массовое разочарование в существующем порядке; поиск путей выхода из кризиса



«сильная власть» - установление авторитарных «социальный компромисс» - продолжение

и тоталитарных режимов, развертывание агрессивной реформ, расширение демократии («Новый реваншистской политики фашистских государств. курс» Ф.Рузвельта)–либеральный реформизм.


Усиление государственного вмешательства в экономику


  1. В 1932 году в США прошли президентские выборы. Демократическая партия выдвинула

кандидата на пост президента Ф.Д.Рузвельта. Демократы победили в 42 из 48 штатов. Президент развернул программу укрепления хозяйства на основе «Нового курса». Суть реформы состояла в невероятных для Америки масштабах государственного регулирования экономики. Эти мероприятия охватили сферы денежно-кредитной системы, промышленности и сельского хозяйства.

Реформы «Нового курса».

  1. Закон о восстановлении промышленности (НИРА) – фиксация монопольных цен, условий

коммерческого кредита, установление квот выпускаемой продукции.

  1. Закон о восстановлении сельского хозяйства (ААА) – сокращение посевных площадей путем

аренды государством земли у фермера, за которую ему выплачивалась арендная плата.

В мае 1935 и январе 1936 годов решениями Верховного суда НИРА и ААА были

ликвидированы. Политика «Нового курса» 1933-1938 годов носила сложный характер. Она укрепила позиции американской буржуазии, помогла ей выбраться из экономического кризиса. Прибыли монополий увеличились. Политика «Нового курса» ликвидировала массовую безработицу, успокоила общественное мнение страны, стабилизировала устои буржуазной демократии, спасла Америку от революционного взрыва. К концу 30-х годов "Новый курс" утратил инерцию и его осуществление практически закончилось. Политика "Нового курса", проводимая правительством США в 1933—1938 гг., носила сложный характер. Она, несомненно, укрепила позиции американской буржуазии, помогала ей выбраться из эконо­мического кризиса. Прибыли монополий увеличились. Вмешательство буржуазного государства привело к тому, что преодоление кризиса совершилось в обстановке "Нового курса" при условиях, благоприят­ных для ведущих групп монополистического капитала США. Вместе с тем проведение "Нового курса" явилось известной уступкой американских монополий рабочим, фермерам, мелкой и средней бур­жуазии городов. Политика "Нового курса" ликвидировала массовую безработицу, успокоила общественное мнение страны, стабилизиро­вала устои буржуазной демократии, спасла Америку от револю­ционного взрыва.

4. Закрепление нового материала.

- Что такое просперити?

- В чем причины реальных основ американского процветания?

- Каковы причины кризиса 1929-1932 годов?

- Какие социальные группы представлял Ф.Д.Рузвельт?

- Как вы понимаете политику «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта?

- Расскажите об итогах политики «Нового курса».

- Какие законы «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта защищали интересы трудящихся масс США?

5. Дом.задание: §16

6. Комментарии оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!