Обществознание, 7 класс
Урок № 20
Экономика и её роль в жизни общества
(Экономика и её основные участники)
Д.З.: § 12, ?? (с.136), задания (с.136-137)
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- содействовать пониманию собственности как экономической и юридической категории, её форм, видов и действий с ней;
- развивать экономические навыки сравнивания разных форм собственности;
- Вести экономическое воспитание
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
- экономика;
- производство, распределение, обмен, потребление;
- экономические продукты, экономические блага;
- натуральное хозяйство;
- производительность труда, товарное хозяйство, производитель, потребитель;
- ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).
ЗНАТЬ И УМЕТЬ
- основные положения урока;
- сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- решать познавательные и практические задачи в рамках материала.
Глава III . Человек и экономика
О чём ты узнаешь Как экономика служит людям? Все ли выгодно производить? Что такое бизнес? Как меняли свой облик деньги?
На какие вопросы ответишь
Зачем люди занимаются бизнесом?
Почему торговлю считают источником
богатства страны?
Какие функции в экономике выполняют деньги?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Экономика и её роль в жизни общества.
- Натуральное и товарное хозяйство.
- Основные участники экономики - потребители, производители.
Актуализация проблемы
Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом.
Д.Б. Шоу
Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения.
Термин « экономика » означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом .
Экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров; народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.
Основные проявления экономики: производство, распределение, обмен, потребление.
Экономика – это наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
Воспроизводство продукта
- Производство ( в экономическом смысле) - процесс создания разных видов экономического продукта.
- Товарное производство - это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок.
- Распределение (в экономике) - одна из фаз процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом.
распределение
производство
продукт
обмен
потребление
Обмен (в экономике) - движение товара от одного владельца к другому /насильственным и ненасильственным (добровольным)/. Формой добровольного обмена является торговля.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг.
Товарное хозяйство
производство
распределение
потребление
обмен
Прокомментируйте основные проявления экономики!
Экономика, как сфера деятельности людей, представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.
Главной целью экономической деятельности
является удовлетворение потребностей.
Экономический продукт – изделие, товар, услуга,
удовлетворяющая ту или иную потребность человека.
Экономические
блага
Товары
продукты труда, произведённые для продажи
Услуги
полезные удобства, предоставляемые кому-либо
Формы хозяйства
способ организации жизни
людей, при котором все
необходимое для
жизнедеятельности
производится ими самими и
только для собственного
потребления.
- Товарное – способ организации
экономической жизни общества,
при котором люди, специализируясь в
определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
Основные участники экономики
- Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг
тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей
Картинная галерея
Солнцев Фёдор Григорьевич (1801-1892). « Крестьянское семейство перед обедом », 1824, холст, масло 136 х 167. Государственная Третьяковская галерея Москва.
Какие продукты могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получала в результате обмена? К какой форме ведения хозяйства можно отнести жизнь этой семьи?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Как экономика служит людям?
- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
- Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
- Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?