5 класс
Урок № 6
Тема урока: Экскурсия № 1 "Осенние явления в жизни растений"
Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.
Задачи
-
Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
-
Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.
-
Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;
-
Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;
-
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
-
Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.
Основные понятия и термины
Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.
Формы и методы обучения
Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)
Формы: групповая, фронтальная
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.
Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.
Ход экскурсии
-
Мотивация учебной деятельности.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?
Сообщение темы и цели урока.
-
Актуализация опорных знаний
Выяснить какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.
III. Основной этап урока
ПТБ: учитель проводит инструктаж и сообщает цели и задачи групп.
-
Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая
группа предоставляет устный отчет о проделанной работе.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 1
1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить? Дайте своё названия этим зонам.
-
Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
-
Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите листья клёна разной окраски.
-
Д/З.
1. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о клёне.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 2.
-
Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
-
Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
-
Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
-
Д/З.
1. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 3.
-
Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
-
Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
-
Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
-
Д/З.
1. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.
3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 4.
1. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.
2. Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Что происходит с растениями осенью?
-
Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
-
Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
-
Почему легко опадают желтые листья?
-
Какое значение имеет листопад?
-
Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 5.
-
Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?
-
Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
-
Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
-
У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
-
У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
-
А что происходит с наземными частями травянистых растений?
-
Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 6.
-
Ответить на вопрос.
-
Основные положения природоохранной памятки.
-
Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
-
Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
-
Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
-
Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
-
Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
-
Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
-
Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
-
Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя.
-
И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
IV. Заключение.
Устный отчёт каждой группы.
V. Подведение итогов экскурсии:
1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).
2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?
3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.
4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.
“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.
“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.
“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.
“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.
“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)
“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)
“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)
“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)
“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)
“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)
“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)
VI. Рефлексия.
На доске изображение Земли. На листике осеннем подписать пожелание нашей планете и украсить осенними листьями землю. И выбрать листок ЖЕЛТЫЙ – урок понравился, ОРАНЖЕВЫЙ – урок прошел хорошо, но не все успел или мог бы показать себя лучше, КРАСНЫЙ – урок не понравился, плохое настроение.
VII. Домашнее задание Оформить творческий отчет о выполнении заданий.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 1
-
Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора.
-
Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить?
-
Дайте своё названия этим зонам.
-
Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
-
Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна.
-
Соберите листья клёна разной окраски.
-
Напишите небольшое сообщение о клёне.
-
Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 2.
-
Внимательно рассмотрите растения школьного двора.
-
Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
-
Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами.
-
Выясните название этого кустарника.
-
Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
-
На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
-
Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
-
Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 3.
-
Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе.
-
Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
-
Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
-
Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
-
На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
-
Подпишите названия растений, изображенных на рисунке (которые вы видели на клумбе).
-
Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 4.
-
Выявить признаки осени:
2. Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Что происходит с растениями осенью?
-
Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
-
Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
-
Почему легко опадают желтые листья?
-
Какое значение имеет листопад?
-
Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 5.
-
Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?
-
Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
-
Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
-
У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
-
У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
-
А что происходит с наземными частями травянистых растений?
-
Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 6.
-
Ответить на вопрос. Почему нужно бережно относиться к природе?
-
Основные положения природоохранной памятки.
-
Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
-
Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
-
Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
-
Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
-
Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
-
Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
-
Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
-
Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 1
-
Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора.
-
Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить?
-
Дайте своё названия этим зонам.
-
Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
-
Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна.
-
Соберите листья клёна разной окраски.
-
Напишите небольшое сообщение о клёне.
-
Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 2.
-
Внимательно рассмотрите растения школьного двора.
-
Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
-
Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами.
-
Выясните название этого кустарника.
-
Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
-
На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
-
Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
-
Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 3.
-
Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе.
-
Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
-
Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
-
Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
-
На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
-
Подпишите названия растений, изображенных на рисунке (которые вы видели на клумбе).
-
Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 4.
-
Выявить признаки осени:
2. Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Что происходит с растениями осенью?
-
Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
-
Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
-
Почему легко опадают желтые листья?
-
Какое значение имеет листопад?
-
Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 5.
-
Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?
-
Выяснить причины осенних изменений в природе:
-
Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
-
Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
-
У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
-
У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
-
А что происходит с наземными частями травянистых растений?
-
Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 6.
-
Ответить на вопрос. Почему нужно бережно относиться к природе?
-
Основные положения природоохранной памятки.
-
Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
-
Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
-
Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
-
Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
-
Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
-
Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
-
Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
-
Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
Астры Хризантема Бархатцы
Рудбекия Гелениум осенний
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин
Осень, снова вместе мы с тобою.
Позади и жажда, и жара.
И опять весёлою гурьбою,
Прибегает в школу детвора.
Становлюсь я осенью моложе,
С каждым сентябрём всё здоровей!
Я учитель, мне всего дороже
Видеть дорогих моих детей.
Слушать их весёлые рассказы,
Между делом в чём-то поправлять…
Как мне хочется всех вместе, сразу,
Их при встрече радостно обнять!
Листья кружат над лесной тропинкой,
Сквозь багрянец робкий луч проник.
Мы опять идём бродить с корзинкой -
Может, попадётся боровик.
Вместе с осенью шагаем в ногу,
Под деревьями грибов полно!
Стелет лес шуршащую дорогу,
Остро пахнет свежестью лесной.
Кажется, что всё для нас возможно,
И не сложно чудо повстречать.
Под осенний длинный, тихий дождик
Хорошо о будущем мечтать.
Снова осень! Значит всё в порядке -
Улыбайся, радуйся, живи!
Осень, мы пошепчемся украдкой,
Расскажу тебе я о любви…