СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной статье рассматривается теоретические основы биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности, раскрывается сущность и содержание понятия «экологическое воспитание младших школьников», изучаются особенности организации биологического воспитания в школе
Содержание
Введение 4
Теоретические основы биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности 10
Сущность и содержание понятия «экологическое воспитание младших школьников» 10
Особенности экологического воспитания в начальной школе 18
Экскурсия как средство экологического воспитания школьников во внеурочной деятельности 24
Экспериментальное исследование биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности средствами экскурсии 31
Диагностика уровня биологического воспитания младших школьников. 31
Система работы по биологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности средствами экскурсии 35
Определение динамики биологического воспитания младших школьников 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 49
ВведениеЭкологическое воспитание учащихся – одна из актуальных проблем в настоящее время. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания, знания законов природы.
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда» [7]. Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Социальная ситуация связана с тем, что на сегодняшний день мы наблюдаем небрежное отношение детей к природе: дети не берегут природу, у детей не привито бережное отношение к ней.
В ФГОС НОО (федеральный государственный стандарт начального общего образования) неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически– целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического здоровье сберегающего образования обучающихся и,
«формирование у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны как в общем аспекте так и региона в частности.
Процесс формирования экологической культуры включает в себя экологическое образование. Начинать это обучение важно еще c младшего школьного возраста, так как, полученные именно в этом возрасте знания, в
будущем могут превратиться в прочные убеждения. Дети, которые получили такое образование, будут более бережно относиться к природе, что в дальнейшем может положительно сказаться на экологической обстановке в стране и во всем мире.
B младшем школьном возрасте идет активный, целенаправленный процесс формирования знаний, оценок, переживаний, чувств, а также развитие способностей и интересов детей. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшими особенностями обучающихся в этом возрасте. Взаимодействие c природой вызывает y школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью и многообразием воздействует на все чувства школьников. Дети проявляют активный интерес к окружающему миру. Большинство школьников склонны наделять живую природу чертами человеческого поведения. Наблюдается активный интерес, желание приблизить к себе, рассмотреть, узнать, понять.
Экологическое образование как комплексная проблема современности рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие стала объектом вниманием исследователей Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Д. Ж. Маркович, Н. И. Моисеев. Проблемы экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.
По мнению И. А. Бондаренко, Н. Н. Достовалова, М. С. Каган, Н. В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Таким образом, экологическое содержание образования – стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения.
Важной задачей современной школы является воспитание экологической культуры школьников для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение и экологическое сознание. Следует находить современные формы и методы экологического воспитания, в том числе и во внеурочной работе. В настоящее время экология как обязательный предмет в школах не изучается. Но экологическое образование и воспитание является социальным заказом общества, поэтому экологизируется содержание разных предметов, большое значение отводится организации экологического воспитания во внеурочной работе по биологии.
Проблемой экологического воспитания занимаются следующие ученые, педагоги, методисты: И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, И. Т. Суравегина, Т. А. Бобылева, А. С. Бахарева, А. А. Плешаков, О. М. Дорошко и другие.
Биология, как школьный предмет вооружает обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Для решения этих сложных задач учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А. Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание обучающихся к тем явлениям, изучение, которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными Н. М. Верзилиным, В. М. Корсунской, В. В. Половцовым, И. Н. Пономаревой, Ю. И. Полянским, Б. Е. Райковым, Н. А. Рыковым, И. Т. Суравегиной и др.
Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой обучающихся, проводимой вне школы с познавательной целью в их естественной среде или искусственно созданных условиях. Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных
условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение, любовь к природе и к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной работы, цель которой – изучить экскурсию как форму биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности.
На основании анализа научной педагогической литературы и практики была определена проблема исследования: каковы педагогические условия биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности средствами экскурсии?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс биологического воспитания у учащихся в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности средствами экскурсии.
Задачи исследования:раскрыть сущность и содержание понятия «биологическое воспитание младших школьников»;
изучить особенности организации биологического воспитания в школе;
рассмотреть технологию биологического воспитания младших школьников средствами экскурсии;
провести диагностику уровня экологического воспитания младших школьников;
раскрыть систему работы по биологическому воспитанию младших школьников средствами экскурсии;
проанализировать результаты экспериментальной работы по биологическому воспитанию младших школьников.
Гипотеза исследования нашего исследования основана на предположении о том, что экскурсия как форма биологического воспитания школьников во внеурочной деятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
использование краеведческого материала во внеурочной деятельности;
применение дидактических игр во время экскурсии.
Методологической и теоретической основой исследования являются: теории обучения и воспитания, содержания образования (А. Г. Асмолов, Т. К. Ахаян, А. П. Тряпицина); теории оптимизации учебного процесса и педагогических технологий (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько); психологические теории деятельности (Г. С. Батищев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. П. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); проблемы экологического образования и воспитания разработаны в специальных диссертационных исследованиях и публикациях (И. М. Верзилина, Н. В. Груздевой, И. Д. Зверева, Б. Д. Комисарова, В. М. Корсунской, Н. Н. Моисеева, Т. М. Носовой, Н. А. Рыкова, Н. М. Черновой).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап); метод математического и графического анализа.
Этапы исследования:этап: анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, выявление проблемы; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования;
этап: организация и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента;
этап: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, подведение итогов контрольного этапа эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база: МБОУ «Кадетская школа имени генерал- майора милиции В. А. Архипова» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовало 40 детей начальных классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Экология, как наука, появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание являются одной из актуальнейших проблем современности.
Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.
Формировать такую убеждённость и готовность реализовать её в жизни необходимо уже с юных лет в семье, плавно переходить в дошкольное образование в игровых комнатах, далее на школьной парте в живых уголках. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром.
Чтобы разобраться в проблемах экологического воспитания в процессе обучения окружающему миру, следует обратиться к различным высказываниям, трактовкам и определениям.
С. М. Берсенев считает, что цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания. Ссылается на слова известного педагога В. А. Сухомлинского, который в своей школе радости стремился так вводить детей в окружающий мир, чтобы они ощущали, воспринимали, понимали чудесную красоту природы [4].
Определяя сущность экологического воспитания Т. С. Иванова выделяет [5]:
Во-первых: особенности этого процесса:
Ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
Длительность;
Сложность;
Скачкообразность;
Активность.
Во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя [17]:
Развитие экологического сознания;
Формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
Выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
Воспитание устойчивой воли;
Формирование значимых целей экологической деятельности.
Специфика экологического воспитания заключается в том, что она должна базироваться на принципе «опережающего отображения». В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных
последствий, как непосредственных, так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе
«общество-природа».
По мнению В. В. Дежкина, целью экологического воспитания является вооружение человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации [6].
В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно, во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.
Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе
«общество-природа», отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.
По мнению известного югославского социолога Д. Марковича [7], как методологическую основу воспитания в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:
первая - мир материален и являет собой сложную систему связей и взаимоотношений, так что изменение его элементов взаимно обусловлено;
вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, которые существуют в вещественном мире;
третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и потому неотделимые от природы (общество и природа составляют неделимое и противоречивое целое);
четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловленные отсутствием или недостаточностью мероприятий в регуляции взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;
пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений [7].
В системе экологического воспитания Б. Б. Прохоров [8] выделяет такие основные направления:
Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем.
Естественно научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.
Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общественные интересы. Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.
Морально эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В морально-эстетичном направлении экологического воспитания рассматривается и проблема отношения к природе как абсолюту красоты, ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями.
Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.
Экологический императив - это совокупность условий взаимодействия общества и природы, нарушение которых будет иметь катастрофические последствия для человечества. Он является осознанием объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявленными нам с ее стороны «техническими» условиями. Экологический императив выражает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в естественные процессы с точки зрения общих условий взаимоотношений общества и природы, сохранения условий биологического существования человека. Наибольшая эффективность экологического воспитания возможна при условиях обеспечения его непрерывности, комплексности, охватывания этим процессом всех членов общества, в течение всей их жизни [8].
Повышению эффективности экологического воспитания способствует умелое использование следующих средств [9]:
семью, в которой происходит первичная социализация индивида, формируются основные черты личности, тип мировосприятия и светопреставления;
средства массовой информации, которые влияют на массовое сознание общества, дают актуальную экологическую информацию, первичную интерпретацию событий или принятых решений и тем самым формируют общественное мнение;
неспециализированное воспитания всех ступеней - от детских садов к высшим учебным заведениям - где при преподавании практически всех учебных дисциплин должна быть природоохранная тематика, должны формироваться основы знаний естественных, технических и социальных знаний, важных в социально экологическом отношении;
специализированное воспитания, направленное на формирование кадров специалистов, которые профессионально будут заниматься вопросами, связанными с проблемами оптимизации и гармонизации взаимодействия в системе «общество-природа»;
систему экологического законодательства, призванную указывать на общие ориентиры государства как выразителя общественных интересов в отрасли использования природных ресурсов, охраны природы, сохранения пригодного, для жизни и здоровья человека естественной среды;
уголовно наблюдательную систему государства, заданием которой является формирование убеждения, что любые правонарушения в отрасли природопользование и соблюдение экологических прав граждан будут соответственно оценены государством.
Очень важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причём это единство не должно быть не только понято ребёнком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому успех воспитания гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому
живому организму как самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.
Модернизация российской школы предусматривает повышение качества воспитания учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.
В. А. Сухомлинский [10] писал, что «школа будущего должна как можно полнее использовать для гармоничного развития человека все, что дает природа». Это была не декларация, а собственная учительская позиция, преодолевающая на деле бесконечные нарушения единства образования и воспитания, единства логических эстетических основ мировоззрения, в результате чего выпускники школ нередко знают, а чувствовать не умеют, истины постигают, а убеждений не вырабатывают. Сухомлинский В.А. отмечал, что «красота природы как средство эмоционального, экологического и морального воспитания - звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность».
Идея приобщения человека к природе имеет глубокие корни. Ж. Руссо, Песталоцци, Я. А. Каменский выделили «источник познания через природу – средство развития ума, чувств, воли». В своих трудах К. Д. Ушинский обратил внимание на всестороннее развитие личности ребенка и воспитание детей средствами природы [4].
Понятие «экология» введено Геккелем и переводится как «наука о доме» и уходит корнями в биологию, химию, окружающей мир [4].
Б. Т. Лихачев рассматривает «экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллектуальности и цивилизованности» [6].
Психологи считают, что экологическая культура – это новообразование личности, часть ее общественной культуры. Наиболее полно понимание экологической культуры раскрывают такие ее компоненты [11]:
Экологическое сознание, которое основывается на понимании целостности природы, стремлении к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые приводят к позитивному взаимодействию с ним.
Экологическая воспитанность, выражающаяся в гуманно- ценностном отношении к природе, доброжелательности к живому, в эмоциональной отзывчивости на их состояние, в интересе к природным объектам, в желании и умении заботиться о живом.
Экологические знания, которые включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Первоначальные элементы экологической культуры закладываются на основе взаимодействия детей под руководством учителя с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В современной концепции воспитания экологической культуры (авторов Н. С. Дежникова, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые) [12].
Таким образом, под «экологическим воспитанием» в своем исследовании мы будем понимать целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в школьном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Учитель должен прививать любовь к природе, потому что человек является частью природы и во многом его жизнь зависит от неё.
Проблемой сохранения природы, формированием бережного отношения к окружающей среде занимались многие ученые: Л. П. Астанин, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, В. А. Ясвин и другие авторы затрагивали вопросы экологии и экологического воспитания [13].
Методисты И. Д. Зверев и Т. И. Суравегина активно занимались экологическим воспитанием подрастающего поколения. В своей монографии
«Экологическое воспитание школьников» авторы рассматривают пути и средства формирования экологического воспитания школьников в учебном процессе, обобщают опыт школ по воспитанию у учащихся ответственного отношения к природе. По их мнению, экологическое воспитание - это процесс формирования ценностного отношения к природе, базирующееся на потребности общения с природой, проявляющееся в заботе о природе в настоящем и будущем.
Для того чтобы представить всю систему содержания экологических знаний в школьном обучении, И. Д. Зверев и И. Т. Суравегина [14] выделяют основные идеи экологического воспитания:
Развитие и целостность природы в сфере жизни. Идея развития и целостности природы является одной из фундаментальных идей. Наиболее полно целостность выражается в учениях о биосфере, её составе, структуре и развитии.
Взаимосвязь истории природы и общества. История природы и история людей обусловливают друг друга. На ранних стадиях развития человек вступает в отношения борьбы с природой как «слепой» стихией. С развитием земледелия человек вступает в новые отношения с природой. Но этот период связан не только с истреблением, но и созиданием. Отражение этого материала в школьном обучении в целях усиления воспитательной роли необходимо и соответствует требованиям нашей эпохи.
Изменение природы в процессе труда. В Советское время труд рассматривался как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой как вечную естественную необходимость». Но всё же, нельзя забывать, что преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, если он не губит жизни, не наносит ущерб в природе. В этом состоит экологический смысл знании о труде и трудовой деятельности.
Среда и здоровье человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретает социальные условия, которые составляют вместе с природными - окружающую среду человека.
Природа и нравственно-эстетическое развитие личности. Экологический аспект школьного образования органично включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, о её духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании.
Оптимизация взаимодействия общества и природы. Противоречивый характер во взаимоотношении человека и природы выражается в необходимости постоянного её освоения человеком. Поэтому перед школой стоит важная образовательная задача подготовить молодое поколение, способное сохранить благоприятные условия жизни, обеспечить саморегулирование в природной среде, измененной и изменяемой человеком. Известный методист А. Н. Никишов считает, что главное в экологическом
воспитании - формирование экологического мировоззрения, формирование экологического сознания [14].
Экологическое воспитание включает [28]:
усвоение и развитие естественных, общих и технических знании о взаимодействии общества и природы.
формирование ценностного отношения к миру природы в настоящем и будущем,
развитие потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о её состоянии в настоящем и будущем.
Наиболее эффективными являются методы и приёмы, включение которых в уроки окружающего мира позволяют повысить эффективность экологического воспитания:
наблюдения за экологическими явлениями в природе;
исследовательская деятельность по охране природы;
практические дела по благоустройству и защите окружающей среды;
дискуссии о состоянии нашей планеты;
методы моделирования экологических ситуации;
игры экологического содержания;
проведение экологических акции;
учебно-экологическая тропа;
экологический клуб;
проведение экскурсии в природу [17].
По мнению психологов С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, формирование нового экологического сознания - это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Это экологическое сознание называется экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности [16].
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть [13]:
знать природу своего родного края, а именно:
местные природные условия;
природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат;
местные, охраняемые природные объекты;
животных местной фауны;
местных птиц;
видов рыб местных водоемов;
лекарственные растения местной флоры;
памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе по предмету.
На уроках окружающего мира у учащихся формируются убеждения, что природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
Внеклассная работа по окружающему миру в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в
творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий собственной деятельности.
Формы экологической работы в школе могут быть различными [27]:
исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).
В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. К сожалению, многие нормативные документы, касающиеся школьного образования, не предусматривают выделения учебных часов на ведение отдельного предмета
«Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по окружающему миру в начальных классах общеобразовательных школ. Многие учителя окружающего мира на своих уроках проводят работу по экологическому воспитанию.
Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда.
К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, изготовление
искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое [20].
Групповые эпизодические занятия обычно организует учитель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьная олимпиада по «Окружающему миру», Недели окружающего мира, Недели здоровья, праздника «День птиц».
Кружок юных натуралистов – основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической натуралистической группы кружковые занятия объединяют школьников, систематически выполняющих их в течение года и даже нескольких лет.
К массовой работе привлекается большое число учащихся – параллельные классы, вся школа. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводят такие виды массовой работы, как олимпиады по окружающему миру; тематические вечера посвященные Дню здоровья, Дню птиц, Неделе сада, Неделе леса; кампаний по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.
Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по окружающему миру связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами обычно возникает у школьников при выполнении индивидуальных заданий. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Если в классе окажется несколько таких школьников, то учитель объединяет их во временные натуралистические группы, а в последствии – в кружки юных натуралистов, работая в которых они принимают активное участие в подготовке и проведении массовых натуралистических мероприятий [17].
В школах, где хорошо налажена внеклассная работа по окружающему миру, имеют место все ее существующие формы. Проведение массовых мероприятий обязательно связано как с индивидуальными, так и с групповой эпизодической и кружковой работами учащихся.
Рассмотрим педагогические условия формирования экологической культуры у учащихся начальных классов во внеурочное время:
осуществлять взаимосвязь по формированию экологической культуры у учащихся начальных классов в учебное и во внеурочное время;
использование в формировании экологической культуры у учащихся начальных классов во внеурочное время эффективных методов и приемов: загадки, беседы, экскурсии, наблюдение, эксперимент, моделирования, дидактические игры, творческие задания, самооценка.
Возможность правильно вести работу по формированию экологической культуры – это осуществлять взаимосвязь учебной и внеурочного времени.
Ведущим принципом внеклассной работы по формированию экологической культуры младших школьников является краеведческий принцип.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному.
Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде [16].
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие учителя (Л. М. Хафизова, Н. С. Жестова и другие) стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
На экскурсиях в природу, во время наблюдений за растениями и животными, перед детьми открывается красота родной природы, ее оригинальность и неповторимость.
А. М. Новиков дает такое определение: «Экскурсия – это форма организации учебно–воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях» [44].
В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» [21].
Л. М. Хафизова считает, что «формирование у учащихся ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду» [32].
Н. С. Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.
Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр,
информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план [19].
Учителя - методисты В. Л. Лола и Л. М. Хафизова предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благиной, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями [8, 17, 22, 26, 29].
Л. М. Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было [28].
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А. А. Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. «Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно
рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе» [22].
Многими учителями-методистами предлагается заучивание перед экскурсией стихов о природе, к примеру, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, Ф. Тютчева. В течение экскурсии нужно загадывать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Е. Благининой, Р. Федькина, применять дидактические игры: «Узнай дерево по листу» либо «Что изменилось?». Эти игры направлены на анализ увиденного и нахождение в памяти ранее запомнившегося. На успешность экскурсии весомое влияние оказывает умение учителя к построению своего рассказа, описания жизни растений, изучения взаимосвязей, которые связывают растения и животных. Возникновению у младших школьников экологической культуры способствует проведение разнообразных конкурсов, рисунков, сочинений, стихов, которые стимулируют ребят демонстрировать собственное творчество. Реализовывая подобные задания, младшие школьники делают свои собственные «открытия», ощущают оживленное чувство познания природы, глубже постигают необходимость бережного и заботливого отношения к ней.
Содержание экскурсий непосредственно связано со знаниями, полученными на прошлых уроках, но так же все что ребенок узнал в течение экскурсии, его представления и итоги исследований, могут применяться на следующих уроках.
В процессе экскурсий получаемые понятия об отдельно взятых организмах и явлениях сходятся в обширное понятие о природе. Часто многие из них заключаются в узнавании ранее изученных предметов, в объяснении увиденного явления. Соприкосновение с природой и познание ее
явлений позволяет учащимся получить определенные, конкретные биологические знания, также оказывает весомое воспитательное воздействие.
Наблюдение природных явлений в процессе экскурсий при правильном руководстве учителя благотворно влияет на образование первичных представлений о познании мира, взаимосвязях и развитии природы, роли природных ресурсов для человека и повсеместной ее охране и воспроизводстве.
Методами проведения экскурсий учащихся учат ориентированию на местности, наблюдению, сравнению, установлению связей явлений, нахождению нужных объектов, приобретению навыков самостоятельной натуралистической работы и навыков анализа окружающей среды.
На экскурсиях происходит сбор материала (при учете охраны природы), который в дальнейшем применяют на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. В ходе этого учащиеся приобретают навыки сбора объектов живой природы, а также коллекционирования.
По характеру решения педагогических задач выделяется несколько видов экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, эстетическая.
Природоведческой экскурсией обычно решается задача знакомства с окружающим миром, т.е. сбор представлений и образов разнообразия объектов живой природы и их характерных особенностей [Федина 2011: 46].
Экологической экскурсией детей направляют на освоение таких биоценологических связей в окружающем мире, как:
органы животных и растений и их функции;
среда обитания живых существ и особенности их строения и жизнедеятельности;
состояние конкретных живых объектов и условия их существования;
разнообразные живые существа в одной экосистеме.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям лучше понимать труд людей. Это могут быть полевые экскурсии (вспашка, сев,
уборка урожая), луговые (выпас скота, уборка сена), садовые, огородные, ягодные, на ферму, в оранжерею, на различные выставки, в зоопарк и пр. Суть посещения таких объектов заключается в том, чтобы раскрыть детям влияние человека природу (выращивание растений и животных, уход за ними). Основной целью экскурсии является объяснение, зачем люди занимаются той или иной деятельностью, применяют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты [Руднянская 2013: 69].
Экскурсиями эстетического характера добиваются восприятия ребёнком красоты природы и развития культуры его чувств. При использовании разных педагогических приёмов воспитатель добивается того, что дети при общении с природой переживают незабываемые впечатления. Но задачи нравственности и эстетического воспитания учащихся решаемы и при проведении иных видов экскурсий.
Всеобщее использование всех типов экскурсий направляется на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
Экскурсии, проводимые на сельскохозяйственном производстве, на опытно-селекционных станциях, в плодовых питомниках определяют степень биологических знаний на практике.
В школьной практике после экскурсионная проработка заключается в следующем: групповой рассказ учащихся об увиденном, с дополнениями и пояснениями учителя; практические занятия и наблюдения в школьной лаборатории либо в уголке живой природы с материалами экскурсии; написание отчетов и рефератов об увиденном на экскурсии и описание собственных впечатлений; экскурсионная выставка из имеющегося материала экскурсии и пр.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Как раз на экскурсиях у учеников воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они начинают видеть её красоту, осознавать необходимость бережного отношения к ней. Знания, получаемые в такой ситуации очень прочны и запоминаются надолго. Экскурсии формируют экологическое сознание
учеников. Самыми важными и распространенными являются экскурсии в природу, они очень эффективны и способствуют выработке требуемых практических умений у учащихся, подтверждения теоретических знаний.
Таким образом, для повышения уровня экологической воспитанности педагогом должны быть учтены рассмотренные методы и формы и использованы в соответствии с поставленными целями урока. Результатом экологического воспитания является, экологическая воспитанность личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) и нравственно- эстетическое восприятие природной среды.
Выводы по главе 1На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, экологическое воспитание младших школьников – одна из актуальных проблем в настоящее время. Успех экологического воспитания в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Как раз на экскурсиях у учеников воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они начинают видеть её красоту, осознавать необходимость бережного отношения к ней. Знания, получаемые в такой ситуации очень прочны и запоминаются надолго. Экскурсии формируют экологическое сознание учеников. Самыми важными и распространенными являются экскурсии в природу, они очень эффективны и способствуют выработке требуемых практических умений у учащихся, подтверждения теоретических знаний.
Диагностика уровня биологического воспитания младших школьников
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Кадетская школа имени генерал-майора милиции В. А. Архипова» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовало 40 детей младшего школьного возраста: 20 детей вошло в экспериментальную группу (3 «А» класс) и 20 детей – контрольную группу (3 «Б» класс).
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень биологического воспитания у младших школьников.
Для выявления уровня экологического воспитания у младших школьников, мы провели анкетирование младших школьников, определили комплекс диагностических заданий, опираясь на исследования С. А. Сурковой:
Диагностическое задание «В гостях у Королевы природы».
Диагностическое задание – «А как поступишь ты?».
Методика № 1. Диагностическое задание «В гостях у Королевы природы». Цель: выявить наличие представлений о правилах поведения «не загрязнять природу».
Материалы: Кукла «Королева природы», 2 банки с водой чистой и грязной.
Ход: Королева Природы рассказывала, что однажды весной Вася пришёл на берег реки полюбоваться природой, но ужаснулся. Подумав, что это не красиво – собрал мусор и выкинул в реку. Мусор утонул, и вокруг опять стало красиво. Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик?
Учитель показывает 2 банки: одна с чистой водой, другая с водой, где находился мусор. Что произошло с мусором в воде? Какой стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоёма, а также водоросли? Педагог берёт фонарик и показывает, что чистая вода легко пропускает свет,
а другая нет. Как вы думаете, чего в такой грязной воде не хватает растениям? А теперь понюхайте, воду с мусором, хотели бы в ней купаться? Какое правило можно извлечь из всего этого?
Механизм оценки:
балла – ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы, выделяет и придумывает знак для правила.
2 балла – ребёнок допускает ошибки в ответах, выделяет и придумывает обозначения для правила с помощью взрослого.
1 балл – ребёнок отвечает не на все вопросы, не выделяет и не придумывает знак для правила, даже при помощи взрослого.
Результаты методики № 2 «В гостях у Королевы природы» экспериментальной и контрольной группы отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели уровня экологического воспитания младших школьников по методике № 2 «В гостях у Королевы природы» у детей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе
Уровень | Группа | |||
экспериментальная | контрольная | |||
абс. | % | абс. | % | |
высокий | 1 | 5 | 0 | 0 |
средний | 10 | 50 | 12 | 60 |
низкий | 9 | 45 | 8 | 40 |
По результатам данной диагностики мы видим, что высокий уровень экологического воспитания в экспериментальной группе выявлен у 1 ребенка (5%), в контрольной группе высокий уровень не выявлен. Этот ребенок с интересом подошли к заданию и справились с ним быстрее многих из группы. Ученик верно объяснил, что мальчик поступил неправильно, что нельзя бросать мусор в реку, надо было его отнести в мусорку.
Средний уровень развития экологического воспитания в экспериментальной группе имеют 10 детей (50% от группы), в контрольной группе выявлен у 12 детей (60%). Эти дети также с интересом выполняли
задания, но у некоторых возникли небольшие трудности, потребовалась
помощь взрослого. Девочка объяснила, что вода в реке стала грязной из-за мусора, который бросил мальчик, тем самым он навредил природе. Мальчик не совсем уверенно, но все же ответил, что нельзя загрязнять речку, так как в такой грязной воде не могут жить рыбы.
Низкий уровень развития экологического воспитания в экспериментальной группе выявлен у 9 детей (45%), в контрольной группе у 8 детей (40%). Эти дети выполняли задание без интереса и не могли с ним долго справиться. Они с неохотой шли на контакт, и им периодически требовалась помощь.
Методика № 2. Диагностическое задание – «А как поступишь ты?». Цель: выявить наличие представлений о правилах поведения «Не уничтожать природу».
Материалы: Экологические картины.
Ход: Учитель показывал иллюстрацию, узнавая действия ребёнка, после повествования истории. Ситуация 1. Петя гулял по лесу и обнаружил муравейник. Вокруг него и на нём много муравьёв. От любопытства, что там внутри, взял палку и начал его ворошить. Как можно обозначить? Ситуация
2. Маша, гуляя по лесу, обнаружила гнезда с пищащими птенцами. Ради интереса полезла посмотреть. Какой знак подойдёт, для этой истории? Ситуация 3. Ксюша, пришла в лес и увидела много цветов, которые растут там. Набрав целый букет, пошла домой. Как можно зарисовать эту ситуацию.
Механизм оценки:
3 балла – ребёнок описывал правильное поведение в природе, предлагал знаки, без помощи воспитателя.
2 балла – ребёнок описывал своё действие в историях, предлагал пиктограммы с помощью педагога.
1 балл – ребёнок объясняет правильное действие и выявляет обозначение без помощи взрослого.
Результаты методики № 3 «А как поступишь ты?» экспериментальной и контрольной группы отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели уровня экологического воспитания по методике № 3
«А как поступишь ты?» у детей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе
Уровень | Группа | |||
экспериментальная | контрольная | |||
абс. | % | абс. | % | |
высокий | 2 | 10 | 0 | 0 |
средний | 9 | 45 | 11 | 55 |
низкий | 9 | 45 | 9 | 45 |
По результатам данной диагностики мы видим, что высокий уровень экологического воспитания в экспериментальной группе выявлен у 2 детей (10%), в контрольной группе высокий уровень не выявлен. Эти дети с интересом подошли к заданию и справились с ним быстрее многих из группы, они верно, без помощи воспитателя описали правильное поведение в природе.
Средний уровень развития экологического воспитания в экспериментальной группе имеют 9 детей (45 % от группы), в контрольной группе выявлен у 11 детей (55%). Эти дети также с интересом выполняли задания, но у некоторых возникли небольшие трудности, потребовалась помощь взрослого. Девочка объяснила, что нельзя ломать муравейники, потому - что муравьи играют огромную роль в природе, они уничтожают огромное количество вредителей леса.
Низкий уровень развития экологического воспитания в экспериментальной группе выявлен у 9 детей (45%), в контрольной группе у 9 детей (45%). Эти дети выполняли задание без интереса и не могли с ним объяснить ситуации, почему нельзя так делать. Они с неохотой шли на контакт, и им требовалась помощь воспитателя.
По результатам констатирующего эксперимента сделаны следующие выводы. Установлено, что у большинства детей выявлен средний уровень экологического воспитания. Дети выполняют предложенные задания с
интересом, отвечают на вопросы взрослого и комментируют свои действия.
Так же, не отказываются от помощи и стараются выполнить задания качественно. Так же есть дети, у которых выявлен низкий уровень экологического воспитания. Эти дети не справлялись с заданиями, которые им предлагались. Им постоянно требовалась помощь взрослого, хоть некоторые и отказывались от нее. Допускали много ошибок в ходе выполнения. Сформированность ценностного отношения к природе у детей еще не закрепилась и необходима специальная работа, направленная на экологическое воспитание. Дети обладают ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремятся к контактам с ними, не испытывают потребности в новых знаниях о мире природы.
Таким образом, анализ результатов на этапе констатирующего эксперимента показал, что большинство детей экспериментальной группы имеют средний уровень экологического воспитания. В контрольной группе преобладает уровень выше среднего. Необходима организация и проведение специальной работы по биологическому воспитанию.
Результаты диагностики экологического воспитания на этапе констатирующего эксперимента послужили основой разработки формирующего этапа экспериментальной работы.
Цель данного этапа: апробировать педагогические условия по биологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности средствами экскурсии.
Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б. Е. Райковым и М. Н. Римским-Корсаковым в книге
«Зоологические экскурсии». Основные из них:
экскурсия должна быть предварительно подготовлена;
на экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов, следует избегать;
изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии;
учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения;
материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся последующей его проработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной.
Также природоведческие экскурсии содержат обычно структурные элементы (этапы, части), такие как:
организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);
выдвижение на место проведения экскурсии;
инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);
основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);
обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);
подведение итогов (2-3 мин.);
домашнее задание (1-2 мин.);
возвращение в класс [12].
Занятия во внеурочное время проходили в привлекательной для детей форме, что придавало разнообразие и обеспечивало наибольшую эффективность усвоения знаний о растительном мире. Сюда были включены не только содержательные беседы, но и игровые ситуации, дидактические игры, экскурсии. Использовался различный иллюстрационный материал,
музыка, художественные произведения искусства, что усиливало восприятие детей на чувственном уровне.
Мы организовали экскурсию с детьми на природу «Чем богат наш лес?», «Полевые жители». Мы с ребятами ходили в лес. В ходе проведенных экскурсий учащиеся смогли не просто прогуляться на природе и увидеть красоту леса и поля, а узнать много новых и полезных вещей, связанных с растительностью и животным миром этих мест. Цель прогулок заключалась в том, чтобы дети смогли повысить свой уровень экологических знаний. В процессе данных мероприятий они узнали множество различных названий растений и животных, посмотрели, как они выглядят, как живут и как их нужно оберегать.
На экскурсиях дети познакомились с растениями, животными и с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Наблюдали за изменениями, произошедшими в природе. Во время экскурсий ребята собрали природный материал, из которого потом мы изготовили композиции и разнообразные простейшие поделки.
Уже после первой проведенной экскурсии было видно, что для учеников данная форма работы является новой. Дети задавали очень много вопросов, были заинтересованы в работе. После каждой экскурсии во внеурочной деятельности была проведена рефлексия, в ходе которой дети определяли, что нового они узнали, что им еще хотелось бы узнать. Все это было учтено при разработке следующих занятий на природе. Таким образом, школьники тоже оказывали влияние на составление конспектов.
Также на данном этапе мы с помощью родителей изготовили кормушки для птиц, используя для этого бросовый материал, который загрязнял улицу. Сделанные своими руками кормушки, ребята повесили во дворе школы и возле своих домов. Теперь регулярно подкармливают пернатых гостей. Наблюдают за птицами и в школе делятся друг с другом наблюдениями, рассуждают о пользе птиц, о необходимости их защиты.
Провели экскурсию «Экологическая тропинка в осенний лес», с целью воспитывать интерес к жизни растений, показать значимость каждого человека в их сохранении; привить у детей эстетическое чувство, умение ценить красоту; привить умение правильно отдыхать в гармонии с природой.
Нами была проведена экскурсия «Краски осени». Особенности осенних изменений растений города. Сбор семян однолетников. Многообразие форм и расцветок плодов и семян. Отметьте особенности поведения животных. Сосчитайте сколько птиц встретится на пути. Тренировка органов чувств. Предложить послушать: - как шумит ветер; - сколько различных птичьих голосов слышно; - определить, голос какой птицы слышен; - послушать журчание реки.
Далее мы провели акцию «Давайте поможем природе», в процессе которой был организован поход в парк. Дети предложили оказать посильную помощь природе. Они посадили несколько деревьев, а также собрали мусор и сухие ветки. Это еще раз подтверждает, что дети не безразличны к своей окружающей среде.
Также загадывали учащимся загадки:
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Что за дерево–девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель) Он деревьев младший брат, Только ростом маловат,
А ещё стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)
Из какого дерева делают спички? (Из осины)
Какое дерево по праву считается символом России? (Берёза)
При изучении темы «Явления природы» основной задачей являлось формирование экологических знаний о: временах года, круговороте воздуха в природе, о таких явлениях, как дождь, снег и ветер. Для формирования знаний о круговороте воздуха, во внеурочное время была проведена сюжетно–ролевая игра «Воздушный круг». Во время проведения экологической игры на этапе актуализации необходимых знаний был поставлен проблемный вопрос: «Что такое круговорот воздуха?». В ходе игры, учащиеся выявляли, что круговорот воды в природе происходит непрерывно: где–то вода испаряется, где–то выпадает в виде осадков, благодаря круговороту воды в природе она может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Целью данной игры являлось формирование знаний о значении воздуха в природе, развитие внимания.
Также дети оформляли плакаты, листовки «Сохраним природу - сохраним планету». Этот вид деятельности давал детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.
Также провели беседу с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Практические работы на участке (уход за кустарниками на пришкольном участке).
В ходе проведения каждой экологической экскурсии было учтено основное требование – это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этого школьникам были подобраны индивидуальные самостоятельные задания: отыскивание, сбор, распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных измерений и пр. Далее был организован просмотр и анализ собранного материала.
После экскурсии были проведены занятия, которое позволили сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии. Также на прогулках, например, на экологической тропинке дети научились фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.
Таким образом, к концу формирующего эксперимента дети приобрели опыт природоохранительной деятельности и осознавали необходимость выполнения правил в природе и умели их выполнять, опираясь на сформированные представления о правилах поведения в природе. В ходе проделанной работы стало понятно, что учащиеся готовы не только всячески повышать свой уровень экологической культуры, но и оказывать помощь природе и ее обитателям.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
Цель контрольного исследования: определение динамики биологического воспитания младших школьников.
Для проверки эффективности предложенных заданий по биологическому воспитанию был проведен контрольный эксперимент по выше описанным методикам.
Результаты методики № 1 «В гостях у Королевы природы» экспериментальной и контрольной группы отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели уровня экологического воспитания по методике № 1
«В гостях у Королевы природы» у детей экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе
Уровень | Группа | ||||||||||
экспериментальная | контрольная | ||||||||||
Этап | Дина– мика (%) | Этап | Дина –мика (%) | ||||||||
констат. | контрол. | констат. | контрол. | ||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||
высокий | 1 | 5 | 6 | 30 | +25 | 0 | 0 | 2 | 10 | +10 | |
средний | 10 | 50 | 14 | 70 | +20 | 12 | 60 | 13 | 65 | +5 | |
низкий | 9 | 45 | 0 | 0 | –45 | 8 | 40 | 5 | 25 | –25 |
Количество детей на высоком уровне на контрольном этапе в экспериментальной группе увеличилось на 25%, в контрольной группе процент детей увеличился только на 10%, на среднем уровне в экспериментальной группе увеличилось на 20%, в контрольной группе увеличился на 5%, низкий уровень в экспериментальной группе уменьшился на 45%, в контрольной группе на 25%.
В результате диагностики уровня экологического воспитания было выявлено, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень. В экспериментальной группе высокий уровень экологического воспитания зафиксирован у 30% (6 детей), средний уровень показали 70 % детей (14 детей) и низкий уровень не выявлен.
Проведенная методика № 2 «В гостях у Королевы природы» показала, что в контрольной группе высокий уровень зафиксирован у 10% (2 детей), на констатирующем этапе эксперимента с высоким уровнем детей выявлено не было, средний уровень показали 65% (13 детей), а на констатирующем этапе было выявлено 60% (12 детей) и низкий уровень показали 25% (5 детей), на констатирующем этапе было выявлено 40% (8 детей).
Результаты методики № 2 «А как поступишь ты?» экспериментальной и контрольной группы отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели уровня экологического воспитания по методике № 3
«А как поступишь ты?» у детей экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе
Уровень | Группа | ||||||||||
экспериментальная | контрольная | ||||||||||
Этап | Дина– мика (%) | Этап | Дина –мика (%) | ||||||||
констат. | контрол. | констат. | контрол. | ||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||
высокий | 2 | 10 | 6 | 30 | +20 | 0 | 0 | 1 | 5 | +5 | |
средний | 9 | 45 | 13 | 65 | +20 | 11 | 55 | 14 | 70 | +15 | |
низкий | 9 | 45 | 1 | 5 | –40 | 9 | 45 | 5 | 25 | –20 |
Количество детей на высоком уровне на контрольном этапе в экспериментальной группе увеличилось на 20%, в контрольной группе процент детей увеличился только на 5%, на среднем уровне в экспериментальной группе увеличилось на 20%, в контрольной группе увеличился на 15%, низкий уровень в экспериментальной группе уменьшился на 40%, в контрольной группе на 20%.
В результате диагностики уровня экологического воспитания было выявлено, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень. В экспериментальной группе высокий уровень экологического воспитания зафиксирован у 30% (6 детей), средний уровень показали 65 % детей (13 детей) и низкий уровень выявлен у 1 ребенка (5%).
Проведенная методика № 4 «А как поступишь ты?» показала, что в контрольной группе высокий уровень зафиксирован у 5% (1 ребенок), на констатирующем этапе эксперимента с высоким уровнем детей выявлено не было, средний уровень показали 70% (14 детей), а на констатирующем этапе было выявлено 55% (11 детей) и низкий уровень показали 25% (5 детей), на констатирующем этапе было выявлено 45% (9детей).
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс экологического воспитания младших школьников при изучении показала положительную динамику. Однако, несмотря на положительную динамику уровня экологического воспитания у детей, необходимо продолжать проводить работу по дальнейшему экологическому воспитанию.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание у младших школьников ориентировано на среднем уровне. Можно заключить, что по сравнению с результатами экспериментирования на констатирующем этапе, в целом по группе существенно повысились количественные результаты высокого уровня экологического воспитания.
ЗаключениеНа основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, экологическое воспитание младших школьников – одна из актуальных проблем в настоящее время. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания, знания законов природы.
Экологическое воспитание это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в школьном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Учитель должен прививать любовь к природе, потому что человек является частью природы и во многом его жизнь зависит от неё.
Экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется
гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.
Список использованных источниковАлябьева, Р. В. Методика проведения экскурсии / Р. В. Алябьева. – Москва : Академия, 2004. – 385 с.
Азимов, Р. Р. Совершенствование экологического образования – требование времени / С. Холназаров, Р. Р. Азимов // Вестник Курган – Тюбинского государственного университета им. Н. Хусрава, 2016. –№ 2 (26). – С.120–126.
Алексеев, С. В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, Л. В. Симонова. – Санкт-Петербург : Специальная литература, 2016. – 102с.
Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А.Бабанова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 132 с.
Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования / В.Ф. Баранов. - Томск, 2017. - 65 с.
Банников, А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - Москва : Юнити, 2015. – 451 с.
Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О. М. Барковская. – Москва : Педагог, 2011. – 265 с.
Бобылева, Л. Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л. Д. Бобылева. – Волгоград : ИнФо, 2009. – 191c.
Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова
//Начальная школа, 2003. – № 2. – С. 110 – 112.
Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Академия, 2013. – 103 с.
Воронков, Н. А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н. А. Воронков. - Москва : Агар, 2012. – 514 с.
Горелова, Р. И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе / Р. И. Горелова. – Москва : ИНИМ РАО, 2012. – 245с.
Гринева, Е. А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников. Современные проблемы науки и образования / Е. А. Гринева, С. Ю. Прохорова.– 2019. – № 1. – С. 90.
Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – Москва : Педагогическое общество России, 2011. – 363с.
Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – Москва : Образование и экология, 2014. – 255 с.
Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.М. Захлебный. – Москва : Педагогика. 2014. – 422 с.
Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев. - Москва : Новая школа, 2013. – 514 с.
Зверев, И. Д. Организация экологического образования в школе / И. Д. Зверев. – Москва : Педагогика, 2012. – 342 с.
Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова. – Тюмень, 2008. – 223 с.
Игнатова, В.А. Деятельностный подход в экологическом образовании школьников / В.А. Игнатова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2013. – № 3. – С. 4–9.
Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева
// Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 44-61.
Пахомов, А. П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А. П. Пахомов // Начальная школа. 2014. – №6. – С.66-87.
Печко, Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л. П. Печко. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 258 с.
Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: методические пособие / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. – Москва : Обруч, 2015. – 208 с.
Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л. П. Салеева.– Москва : Речь, 2018. – 265 с.
Усова, А.В. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты / А.В. Усова, А.А. Бобров. - Москва : Юнити, 2016. – 294 с.
Чернова, Н. М. Курс учителю биологии об основах экологии / Н. М. Чернова // Биология. – 2015. - №21. - С.38 – 45.
Чертков, П. В. Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / П. В. Чертков, Г. И. Петухова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 71-74.
Приложение А
Протокол обследования младших школьников по методике № 1 «В гостях у Королевы природы» экспериментальной группы на
констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 3 | Высокий |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 2 | Средний |
4 | Ребенок 4 | 1 | Низкий |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 1 | Низкий |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 2 | Средний |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 1 | Низкий |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 1 | Низкий |
15 | Ребенок 15 | 1 | Низкий |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение Б Протокол обследования младших школьников по методике № 1 «В гостях у Королевы природы» контрольной группы на констатирующем
этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 2 | Средний |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 2 | Средний |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 1 | Низкий |
6 | Ребенок 6 | 1 | Низкий |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 2 | Средний |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 2 | Средний |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 1 | Низкий |
15 | Ребенок 15 | 1 | Низкий |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение В Протокол обследования младших школьников по методике № 2 «А
как поступишь ты?» экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 3 | Высокий |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 2 | Средний |
4 | Ребенок 4 | 1 | Низкий |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 1 | Низкий |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 3 | Высокий |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 1 | Низкий |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 1 | Низкий |
15 | Ребенок 15 | 1 | Низкий |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение Г Протокол обследования младших школьников по № 2 «А как
поступишь ты?» контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 2 | Средний |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 1 | Низкий |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 1 | Низкий |
6 | Ребенок 6 | 1 | Низкий |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 2 | Средний |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 2 | Средний |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 1 | Низкий |
15 | Ребенок 15 | 1 | Низкий |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение Д Протокол обследования младших школьников по методике № 1 «В
гостях у Королевы природы» экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 3 | Высокий |
2 | Ребенок 2 | 3 | Высокий |
3 | Ребенок 3 | 3 | Высокий |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 2 | Средний |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 2 | Средний |
9 | Ребенок 9 | 2 | Средний |
10 | Ребенок 10 | 2 | Средний |
11 | Ребенок 11 | 2 | Средний |
12 | Ребенок 12 | 3 | Высокий |
13 | Ребенок 13 | 3 | Высокий |
14 | Ребенок 14 | 2 | Средний |
15 | Ребенок 15 | 2 | Средний |
16 | Ребенок 16 | 3 | Высокий |
17 | Ребенок 17 | 2 | Средний |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 2 | Средний |
Приложение Е Протокол обследования младших школьников по методике № 1 «В
гостях у Королевы природы» контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 2 | Средний |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 3 | Высокий |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 2 | Средний |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 2 | Средний |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 3 | Высокий |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 1 | Низкий |
15 | Ребенок 15 | 2 | Средний |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение Ж Протокол обследования младших школьников по методике № 2 «А
как поступишь ты?» экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 3 | Высокий |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 2 | Средний |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 2 | Средний |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 3 | Высокий |
9 | Ребенок 9 | 2 | Средний |
10 | Ребенок 10 | 2 | Средний |
11 | Ребенок 11 | 2 | Средний |
12 | Ребенок 12 | 3 | Высокий |
13 | Ребенок 13 | 3 | Высокий |
14 | Ребенок 14 | 2 | Средний |
15 | Ребенок 15 | 2 | Средний |
16 | Ребенок 16 | 3 | Высокий |
17 | Ребенок 17 | 2 | Средний |
18 | Ребенок 18 | 3 | Высокий |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |
Приложение З Протокол обследования младших школьников по № 2 «А как
поступишь ты?» контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сумма баллов | Уровень знаний |
1 | Ребенок 1 | 2 | Средний |
2 | Ребенок 2 | 2 | Средний |
3 | Ребенок 3 | 1 | Низкий |
4 | Ребенок 4 | 2 | Средний |
5 | Ребенок 5 | 2 | Средний |
6 | Ребенок 6 | 2 | Средний |
7 | Ребенок 7 | 2 | Средний |
8 | Ребенок 8 | 3 | Высокий |
9 | Ребенок 9 | 1 | Низкий |
10 | Ребенок 10 | 1 | Низкий |
11 | Ребенок 11 | 2 | Средний |
12 | Ребенок 12 | 2 | Средний |
13 | Ребенок 13 | 2 | Средний |
14 | Ребенок 14 | 2 | Средний |
15 | Ребенок 15 | 1 | Низкий |
16 | Ребенок 16 | 2 | Средний |
17 | Ребенок 17 | 1 | Низкий |
18 | Ребенок 18 | 2 | Средний |
19 | Ребенок 19 | 2 | Средний |
20 | Ребенок 20 | 1 | Низкий |